Лекция 5. Формирование исторических знаний школьников.

Вопросы:

1. Создание исторических представлений на уроках истории.

2. Категории понятий, приемы и средства их раскрытия.

3. Формирование понятия «способ производства»

I. На двух последних лекциях мы рассматривали вопросы, связанные с оформлением плана-конспекта и, в связи с этим, анализировали методы работы учителя на уроке, а также формы активизации познавательной деятельности и способы усиления самостоятельности учащихся в приобретении знаний.

А какие знания должны приобретать школьники? На формирование каких категорий знаний у учащихся направлена деятельность учителя? Эти вопросы станут предметом рассмотрения в данной лекции.

Учитель истории, организуя учебную деятельность учащихся, должен знать, что в процессе познания важную роль играют не только знания, но и низшая их категория - представление, а также высшее - понятия.

В обучении истории имеет место преимущественно представления воображения, потому что в личном опыте и окружающей жизни учащихся содержание этих представлений, как правило, не отражалось. Исключительная роль представлений в процессе познания состоит в том, что с их помощью мысленно воссоздается действительность, тогда, когда ее непосредственное восприятие невозможно. Значит, учитель истории должен действовать так, чтобы исторические представления вызвать в воображении учащихся.

Круг исторических представлений, состоит из громадного числа «актов и образов прошлого. Саламинская битва, фараон, папирус, мастерская ремесленника, бортничество, соха, бегство из Москвы армий Наполеона, стахановец, битва под Прохоровкой - эти и множество других тактов воскрешают у учащихся прошлое в форме представлений.

Изучение конкретных исторических фактов и создание соответствующих представлений о прошлом помогают решению образовательных и воспитательных задач школьного курса истории. Вместе с понятиями представления составляют одно из условий, обеспечивающих ориентировку в прошлом и действительности, дают основу для решения теоретических и практических задач.

В практической работе перед учителем встает задача правильного использования представлений в учебном процессе. Дело в том, что конкретно-исторические представления выступают в роли чувственной опоры /является основой/ при формировании исторических знаний и понятий. Методические приемы и средства создания исторических представлений. Конкретные исторические представления создаются у учащихся прежде всего силой I/ живого слова учителя, путем яркого изображения учителем исторического материала.

Однако в школьном преподавании истории одного слова учителя бывает мало, и тогда привлекаются дополнительные приемы конкретизации исторических событий. К таким приемам относятся.

Кроме живого слова и образного учителя, другими средствами создания исторических представлений являются:

2/ изобразительная и предметная наглядность,

3/ художественная литература.

Выделяют три вида исторических представлений:

1/ представления о фактах прошлого /материальная, социально-политическая, историко-культурная жизнь людей и т.д./;

2/ об историческом времени /длительность и последовательность исторических событий и явлений/;

3/ об историческом пространстве /привязка событий к конкретному месту действия/.

Вместе с тем, следует отметить, что исторические представления из окружающей жизни у школьников создаются не только в стенах школы но и /кино, телепередачи, литература и др./.

2. Являясь Формой чувственного познания /а не мышления/, представление не может проникнуть в сущность вещи. Как уже указывалось, исторические представления являются основой формирования исторических понятий. Исторические понятия необходимы для объяснения и систематизации фактов, осмысления других понятий.

Исторические понятия, как и представления, являются отражением в нашем сознании объективной исторической действительности, но они отражают ее глубже, полнее, шире: в историческом понятии схвачены, отражены общие существенные черты множества исторических явлений. Поэтому важно, чтобы усваемые школьниками исторические понятия включали и сохраняли все богатство конкретного.

Следует обратить внимание на постепенность овладения ведущими понятиями в результате обогащения и конкретизации их содержания. От урока к уроку необходимо раскрывать их новые стороны, существенные признаки, связи, отношения с другими понятиями.

Все исторические понятия можно условно разделить на отдельные категории /виды/, различающиеся по глубине их освоения и широте обобщения.

I/ Частноисторические понятия, отражающие и обобщающие конкретные исторические явления, характерные для определенного периода в истории данной страны. Например, понятия ”фараон”, ”шадуф” относятся к истории Древнего Египта, а понятия «стрельцы” отражают явления из жизни России 16-17 вв.

2/ Общеисторические понятия отражают и обобщают явления, определенной цивилизации или общественно-экономической формации: ”пролетариат”, ”буржуазия”, ”наемный труд”, «капиталистическая мануфактура», «буржуазная республика», «экономический кризис» и т.д. Исторические понятия представляют собой более высокую ступень обобщения. Они более сложны для учащихся и раскрываются в рамках темы, раздела или ряда разделов курса.

3/ Социологические понятия отражают общие связи и закономерности исторического процесса. Понятия «производительные силы», «производственные отношения», «класс», «государство», «религия», «война» и т.д., сложные и наиболее общие. Они раскрываются и углубляются на материале всего школьного курса истории.

В практическом решении задачи Формирования исторических понятий необходимо учитывать ее существенное отличие от задачи создания исторического представления. Ведь понятие не возникает из восприятия, а Нормируется мыслительным, логическим путем. Не случайно применительно к представлениям мы используем термины «образование», «создание», а в отношении понятий речь идет о «Нормировании». Процесс Реагирования понятий, протекает эффективно, если выделенные учителем типические черты создаваемых образов осмысливаются учениками как признаки понятий. Подростки легче осваивают признаки тех понятий, которые можно наглядно представить. Лишь в дальнейшем они передают их содержание в более обобщенной форме.

Понятия должны быть точными, определенными, однозначными для всех, т.е. идентичными. Опыт показывает, что исторические понятия наиболее прочно входят в сознание, особенно стройно складывается в систему, и наилучшим образом служат орудием дальнейшего познания в том случае, когда они усвоены учащимися в ходе активной умственной работы.

Формирование исторического понятия складывается из следующих моментов.

3. С учетом экспериментальной работы методисты определили уровни Формирования у учащихся понятия о способе производства.

На первом этапе не дается подробного определения понятия ”способ производства”. Материал о различных типах производства характеризуется в понятиях близких, но по своему объему не полностью с ним совпадающих.

Наиболее важными из таких понятий является понятия о первообщинном рабовладельческом и Феодальном строе. Давая характеристику экономического развития способа производства. Учащиеся фактически знакомятся со всеми основными признаками первообщинного, рабовладельческого и феодального способа производства, но эти признаки не обобщаются термином «способ производства” и его определением.

Понятия “феодалы”, ”зависимые крестьяне”, ”оброк”, “барщина” и др. являются актуальными элементами понятия “феодального способа” производства. Для учащихся они выступают пока как признаки понятия ”Феодальный строй”.

Второй этап начинается с того, что школьники знакомятся с терминами научными определениями понятий, «производительные силы», «производственные отношения» и т.д. Эти теоретические понятия будут содержатся и в других школьных курсах. Однако отчетливо выявилась необходимость более раннего их введения в курсе истории.

На основе изучаемого материала учащиеся узнают что производительные силы развиваются постоянно и рано или поздно требуют соответствующего изменения производственных отношений. Ученики сами могут сделать вывод о закономерности смены формаций.

Итак, для создания у учащихся системы глубоких знаний истории учитель оперирует различными их категориями: представлениями, создающими чувственный образ предметов и явлений, и понятиями, отражающими объективные связи явлений и закономерности исторического развития.