Внутренняя структура
Подготовка к сообщение нового осмысление и выработка новых применение проверка усвоения
восприятию нового материала закрепление умений и навыков усвоенных
нового материала знаний
Лекция 4.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ.
Вопросы
1. Требования к составлению плана и плана-конспекта
2. Внутренняя структура уроков истории.
3. Выбор типов, методических вариантов и форм урока истории.
I. В результате размышления над предстоящим уроком, изучения специальной и методической литературы и т.п. учитель определил цель урока, выбрал целесообразные методы и приемы проведения урока, отобрал необходимый исторический материал, наметил тип урока. Все результаты этой работы он фиксирует в плане-конспекте. Под конспектом (планом) урока следует понимать краткое изложение замысла предстоящего занятия, своего рода модель будущего урока, сценария. Конспект служит двум целям:
а) он помогает организовать подготовительный, мыслительный процесс, четко определить соотношение звеньев урока, уточнить формулировки вопросов, определения понятий и т.д.;
б) конспект помогает учителю уже на самом уроке. На уроке же следует руководствоваться развернутым планом.
По мнению А.А.Вагина конспект урока включает следующие элементы или составные части:
1) наименование темы урока,
2) формулировку его образовательных и воспитательных задач,
З) краткий перечень оборудования,
4) план опроса,
5)план вводной беседы,
6) конспект или план изложения нового материала, расчленный на пункты,
7) план разбора и обобщения изложенного материала,
8) способ его закрепления,
9) точную формулировку домашнего задания.
Во всех ли конспектах, независимо от типов уроков, будут и должны найти отражение названные составные части будущего занятия? Нет. Выбор того или иного типа урока потребует от учителя неодинаковой подготовительной работы и оформления ее в плане-конспекте.
Названные выше составные части конспекта наиболее характерны для уроков изучения нового материала и комбинированных. Повторительно-обобщающие и уроки проверки знаний имеют специфику: в них отсутствует или почти отсутствует изложение нового материала и поэтому будут опущены в конспекте составные части, связанные с изучением нового материала.
Непременными компонентами (составными частями) плана-конспекта урока любого типа будут:
I) наименование темы урока,
2) формулировка его цели,
3) перечень оборудования,
4) содержание учебного материала и методика его изучения,
5) формулировка его домашнего задания.
Итак, нам уже известна сущность плана-конспекта и его составные части. А какова последовательность составления плана-конспекта. Давайте определим его этапы.
Какова форма плана-конспекта урока истории? Единой, строго определенной формы нет. Конспекты повторительно-обобщающих и уроков проверки знаний целесообразно делить на две колонки (если в них отсутствует изложение нового материала):
Работа учителя | Работа учащихся |
План-конспект комбинированного урока и урока изучения нового материала разделяется на три колонки:
Ход урока | Работа учителя | Работа учащихся |
2. В ходе урока истории учитель проводит проверку домашнего задания, организует изучение нового материала, закрепляет изученный материал и т.д. Следовательно, можно утверждать, что учитель делит урок на части (элементы). В основе этих элементов лежат методические варианты урока. Основные методические варианты урока следующие:
Методические варианты урока | Типы уроков |
I) подготовка учащихся к восприятию нового материала | комбинированный и изучение нового материала |
2) сообщение новых исторических данных | -- |
3)организация осмысливания, закрепления в памяти учащихся важнейших исторических событии, явлений, дат, терминов, понятий | -- |
4) выработка у учащихся умений и навыков работы с учебником и документом, картой и картиной, и, главное, умения мыслить исторически | -- |
5) применение школьниками усвоенных знаний умений и навыков | комбинированный, проверк. зн, повт.-обобщ |
6) проверка степени усвоения | -- |
Безусловно, учитель не сможет (да было бы и ошибочно) применять все эти звенья на каждом уроке. В зависимости от типа урока учитель при подготовке конкретного урока выбирает несколько звеньев или даже одно основное звено обучения.
В конспекте эти методические варианты обучения будут выглядеть как элементы плана-конспекта.
Как отражаются, в плане-конспекте эти элементы? Отражение в плане-конспекте элементов урока лучше всего показать на примере комбинированного урока, содержащего, как известно, все методические варианты обучения.
А.А.Вагин, наиболее глубоко и всесторонне разработавший методику подготовки и проведения урока, предлагает для комбинированного урока 9 обучающих элементов. Естественно, что все они включаются в план-конспект как элементы урока. Среди них:
I) организационный момент,
2) проверка домашнего задания,
З) переход к новому материалу или подготовка учащихся в восприятию нового материала,
4) сообщение нового материала,
5) его разбор (осмысление),
6) закрепление,
7) выработка соответствующих умений и навыков, работать с историческим материалом (на протяжении всего урока или на его определенных звеньях),
8) применение новых знаний, умений и навыков,
9) домашнее задание,
Элементы урока, как уже отмечалось, вписываются в левую колонку плана-конспекта. Там же проставляется продолжительность данного методического варианта на уроке в минутах.
З. Для имеет практическое значение вопрос: чем определяется выбор того или иного типа урока в каждом конкретном случае.
Выбор типа урока определяется идейный содержанием темы, ее сложностью и разнообразием учебно-образовательных и воспитательных задач.
В своей практической работе учитель при наличии, большого однородного и не сложного материала обычно применяет тип урока изучения нового материала. В конце изучения темы (раздела), как правило, проводится повторительно-обобщающий урок или урок повторения.
На многих уроках складывается, идеальное положение, когда опрос по изученному на прошлом уроке материалу тематически совпадает с тем, что будет изучаться сегодня. При наличии таких тематических связей легко организовать применение учащимися приобретенных знаний для ознакомления с новыми событиями и определить тип урока проверки знаний. Урок этого типа также весьма эффективен для решения познавательных задач выполнения практических заданий, которые направлены на развитие у учащихся самостоятельности мышления, формирование необходимых умений, прежде всего умения применять полученные знания на практике.
Но на многих уроках необходимого тематического совпадения нет и обе задачи эти приходится решать раздельно. В этом случае неизбежен комбинированный урок.
Внутренняя структура проведения урока определяется избранным типом урока.
Давайте проследим: какова структура характерна для каждого типа урока.
Комбинированный урок характеризуется многообразием методов и форм работы, сменой их в течение урока. Так, организационный момент включает:
- проверку наличия учащихся с отметкой отсутствующих в журнале;
- подготовку оборудования урока и т.д.
II. Проверка домашнего задания может проводиться следующими приемами:
- развернутой контрольной беседы с классом по узловым вопросам заданного материала;
- индивидуального вызова учащихся к доске, к карте для связного изложения усвоенного материала с активным вовлечением всего класса и т.д.
III. Подготовка учащихся к восприятию нового материала - это сознательный подвод учеников к содержанию новой темы. Это достигается:
- установлением связи нового материала с усвоенным на предыдущем уроке;
- путем четкой постановки задач нового урока и т.д.
Все это осуществляется различными методами.
IV. Сообщение нового материала - основная часть урока истории. Ведущими методами сообщения на комбинированном уроке могут быть:
- изложение самим учителем;
- работа по картине (показательный метод) и т.д.
V. Осмысливание сообщенного (воспринятого) на уроке исторического материала осуществляется путем его разбора и обобщения. Методические приемы осмысливания могут быть такими;
- беседа,
- объяснение учителя и т.д.
VI. Овладение умениями и навыками происходит на всех этапах урока в неразрывном единстве с проверкой домашнего задания, сообщением нового материала, его осмысливанием и закреплением, дачей домашнего задания.
VII. Применение новых и ранее усвоенных знаний, умений и навыков. В комбинированном уроке осуществляется в качестве особого элемента /варианта/ урока прежде всего в форме небольших заданий по картине или иллюстрации в учебнике, по вопросам, поставленным в конце параграфа или сформулированным учителем.
VIII. Закрепление материала. Оно важно особенно в младших классах. Методические приемы закрепления следующие:
- вызов учащихся для рассказа и объяснения важнейших вопросов нового материала;
- сплошное или выборочное чтение соответствующего текста в учебнике и т.д.
IX. Домашнее задание. Его формулировка - важнейший момент организации самостоятельной работы учащихся. Требования к домашнему заданию заключаются в следующем:
- четко сформулировать домашнее задание, разъяснять пути подхода к выполнению сложных мест, побольше ставить конкретных задач;
- следует предусматривать задания творческого характера и т.д.
Как видим, комбинированный урок отличается богатством методических вариантов и приемов. Но он традиционно имеет только одну форму, а именно: это - классический урок.
Методические приемы проведения урока изучения нового материала тоже разнообразны. Методические варианты этого урока раскрываются учителем так же как и в комбинированном уроке. Однако основной элемент - сообщение нового материала - характеризуется большим разнообразием форм. В связи с этим урок изучения нового материала приобретает разнообразные –формы. Это могут быть:
Практика подсказывает, что при изучении каждого учебного раздела можно выделить конкретные этапы, для которых характерны те или иные урочные формы обучения. Итак, для введения в раздел характерны: лекции, экскурсии, уроки на основе ТСО и т.д.
Для 2-го этапа /накопление знаний/ - уроки-конференции, работа с текстом, комбинированные уроки, уроки на основе ТСО, обучающие экскурсии и т.д.
Таким образом, в ходе данной лекции следовало уяснить, что своеобразной моделью урока является составляемый учителем план-конспект. Он включает все элементы урока соответствующего типа. В нем раскрываются последовательность хода урока, методические приемы работы учителя и формы работы учащихся.