Общая характеристика европейского романтизма.

Конец 18 в. связан с французской революцией. Появляется из ощущения изменчивости исторического времени, из разочарований просветителей. Французская революция заканчивает эпоху просветительства, воплощает идеалы просветителей, но и демонстрирует узость идеалов.

Промышленный переворот в Англии – бесшумная революция. Привел к тому, что многие негативные стороны капитализма стали видны.

Всплеск национально-освободительных движений в первой четверти 19 в., охватившие Европу и Латинскую Америку. Конец 18 – начало 19 в. воспринимался как эпоха потрясений. Рождается ощущение неустойчивости жизни, революционной ломки и бурного движения. Эти бури, как считали ранние романтики, несут человеку свободу, приветствовали фр. революцию как новую эпоху, как начало нового периода в истории человечества. Но довольно быстро разочаровались, т.к она несет многие пороки старого (жестокость). На политическую арену выходят далеко не идеальные люди (филистер в Германии).

В течение нескольких лет происходит переворот в сознании (от восторга до разочарования в революции, и сформировывается романтизм. Эстетику романтизма формируют поиски идеала. Философия Прсвещения оказалась не в состоянии объяснить многие вещи. Просветители судили о многих вещах очень однозначно. Изменилась сама эпоха: гений свободы стал тираном (Наполеон). Просветители этого объяснить не могут, поэтому их метафизика отступает. Также несостоятельным оказывается рационалистический способ мышления.

Французская революция и ее последствия вскрывают социальную ограниченность просветителей. Наступило царство буржуа, филистеров, соответственно романтики разочаровываются в своих предшественниках. Их не устраивает просветительский взгляд на мир (он сложнее, многообразнее, он развивающийся), на человека (он неоднозначен, непрост), на искусство.

Просветители и классицисты понимали искусство как средство для, как инструмент. Романтики считали, что искусство – это высшая сфера человеческой деятельности, оно само по себе цель, оно само по себе ценно, как жизнь. Стирание границ между жизнью и искусством, искусство мыслится как еще одна форма действительности, только более чистая и высокая. Романтики пытаются приблизить жизнь к искусству, но с другой стороны, говорят, что искусство – это вершина жизни, ее цветение. Жизнь романтического художника – это сюжет, который не был написан. Таким образом, жизнь становится как бы игрой по законам искусства. Отождествляется герой и автор произведения. Искусство теперь не воспринимается как зеркало, которое отражает жизнь, оно перетекает в жизнь. Искусство гораздо выше ремесел и наук. В нем человек познает самого себя, познает мир, в нем человек равен Богу, он творит, оно дает человеку возможность быть самим собой. Искусство может пропагандировать какие-то идеи, но это не главное для него. Искусство – это творческая деятельность по пересотворению жизни.

Художественное произведение живет по тем же законам, что и природа, произведение не делается, оно рождается, появляется это маленькое подобие мира. Искусство – это сакральная деятельность, поэтому часто герой у романтиков художник (поэт, музыкант). Художник видит в жизни приближение абсолюта (Шеллинг). Абсолют – высший смысл, появление божества, вечное движение жизни. Он есть везде: в картине, написанной вдохновенно. Его нужно суметь развоплотить. Он принимает разные формы, воплощается во что угодно. Главной задача искусства – развоплотить абсолют. Человек должен служить искусству. Художник – жрец искусства.

Романтики много внести в эстетику. Они заметили сочетание в искусстве духовного и материального. Искусство – это гармония физического и духовного, это пересечение полета фантазии и расчета. Суть искусства не в том, что оно познает действительность, а в том, что оно ее совершенствует. Важным становится понятие жизни как совокупности разных возможностей. Блистательный выбор есть у человека всегда. Искусство раскрывает неиспользованные возможности. Значимой становится фигура ребенка – у него все впереди, он может стать кем угодно. Ощущение постоянного выбора перед человеком связано с тем, что романтики очень ясно воспринимают вихрь истории, вовлеченность каждого человека в этот процесс.