Разработка инструментария исследования

Далее для каждого выбранного метода исследования разрабатывается свой инструментарий. Например, для анкетирования – анкета, для интервью – бланк интервью, для наблюдения – карточка или дневник наблюдения и т.д.

Разработка инструментария – сложный кропотливый труд, соответствующий четко определенным правилам и технике.

Например, в качестве основного инструмента для анкетирования используется анкета. Структура каждого вопроса зависит от выбора индикаторов.

Источником для составления анкеты обычно служат:

· чужие анкеты;

· литература;

· интуиция и опыт исследователя

Лучше всего заимствовать (частично или полностью) апробированный инструментарий, прошедший серьезную проверку. В американских исследованиях это широко распространенный прием: в новой анкете приблизительно 60% чужого инструментария (при этом обязательно указывается его автор) и 40% - собственного.

Анкета представляет собой структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с методологическими и процедурными задачами исследования.

Разработка формы и содержания инструментария тесно увязывается с гипотезами исследования. Вопросы, поставленные в анкетах и листах интервью, представляют собой операционализированную форму гипотез, причем каждой выдвинутой гипотезе соответствует свой блок вопросов, с помощью которых она проверяется. Анализ ответов респондентов по этим вопросам дает возможность установить в определенной степени истинность или ложность гипотетических предположений.

Анкета должна иметь определенную структуру(композицию). Она включает в себя введение, основную часть и классификационную часть, т.е. «паспортичку».

Важное значение имеет расположение вопросов в анкете, их формулировка, графическое оформление анкеты.

Во введении, т.е. на титульном листеанкеты должны быть:

· название организации-заказчика и организации, проводящей исследование;

· указывается чья анкета, т.е. кому она адресована, например, «Анкета студента»;

· затем ниже помещается краткое обращение к респонденту, где поясняются цели и задачи опроса, значение и использование его результатов, необходимость искренности ответов респондента для получения достоверных результатов опроса;

· далее дается краткая инструкция по заполнению анкеты;

· в конце (внизу) титульного листа указываются место и год проведения опроса.

Основная часть анкеты состоит из вопросов, обусловленных целями и задачами исследования, а также процедурой заполнения анкеты.

Очень распространенным в зарубежных опросах потребительского мнения такая модель как «пяти вопросник» - модель блока вопросов. Итак, сначала респондента спрашивают, знает ли он о таком-то мероприятии, затем о его мнении по поводу данного мероприятия. Третий вопрос - дихотомический по своей форме – призван уточнить общую направленность мнения: «Если брать в целом, Вы одобряете или осуждаете; согласны или не согласны и т.д.? Выяснив оценку (положительную или отрицательную), социолог в четвертом вопросе уточняет основание такой оценки, причины подобного мнения: «Если Вы не согласны с тем, что …не могли бы Вы пояснить свою мысль?», или «Если Вы одобряете… то почему?» Наконец, последний вопрос определяет интенсивность мнения: В какой степени Вы уверены в своем суждении?» И далее следует шкала интенсивности мнения: «Совершенно уверен – уверен – трудно сказать – не уверен.

Такой прием отвечает требованиям логики и практики исследования.

Приведенный выше блок из пяти вопросов построен по принципу «воронки», когда последовательность вопросов ведет к получению более глубокой и конкретной информации об изучаемой проблеме. В этом случае беседа развивается от общих вопросов к более частным, детальным.

Другой вариант построения блока вопросов – «батарея», когда вопросы касаются разных аспектов изучаемого явления. Например, вопросы посвященные разным аспектам изучаемой темы с целью получить целостное описание.

Классификационная часть анкеты или «паспортичка» состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других личных характеристик респондента. Как правило, она помещается в конце анкеты и заканчивается выражением благодарности респонденту за участие в совместной работе. Помещение «паспортички» в начале анкеты может вызвать сомнение в анонимности опроса и повлиять на ответы. Вопросы «паспортички» должны тесно увязываться с объектом, целями, задачами и гипотезами исследования, т.к. впоследствии именно по ним будет производиться группировка и анализ собранной первичной информации.

Основные правила формулировки вопросов

1. Прежде всего, вопросы должны быть недвусмысленными. Двусмысленный вопрос предполагает наличие у респондента не одного ответа на него, а больше. Это, по сути, два вопроса в одном. Например, вопрос: «Каков размер Вашего дохода?». Подразумевает ли этот вопрос доход всей семьи или только личный доход респондента (и за какой период)?

2. Каждый вопрос должен быть, насколько это возможно, коротким и простым.

3. В формулировке вопросов следует использовать только те слова, которые заведомо хорошо известны респондентам.

4. В вопросах следует избегать двойного отрицания. Например: «Вы бы не стали пользоваться шампунем, который не рекомендован медиками?».

5. Следует избегать предубежденности в формулировке вопросов. Нельзя использовать «пристрастные» вопросы, которые подсказывают определенный, заранее заданный ответ и могут подталкивать респондента к неточному ответу. Например: «На самом ли деле реклама всегда заставляет Вас покупать тот или иной товар?».

6. Подумайте, не превышает ли заданный вопрос возможностей памяти респондента. Ведь вряд ли кто-то в состоянии точно ответить на вопрос: «Сколько пива (в литрах) Вы выпили за последний год?».

7. Нужно предусмотреть возможности отступления респондента в случае, когда он затрудняется с ответом или некомпетентен в нем, включив такой вариант ответа, как «не знаю», «затрудняюсь сказать» и т.д.