Дэвид Герберт Лоуренс (1885-1930)

Лоуренс был четвертым ребенком в многодетной шахтерской семье. Его мать тяготилась судьбой жены шахтера, она пыталась приобщить малограмотного мужа к серьезному чтению и религиозности, но это только усилило его тягу к пьянству. Трое старших детей пошли по стопам отца, и мать сделала все, чтобы дать последнему ребенку Дэвиду хорошее образование. Между матерью и сыном были очень трогательные отношения, Лоуренс до конца жизни сохранил страстную любовь к матери. Несмотря на слабое здоровье, на открывшийся в 16 лет туберкулез, он много работал и оставил обширное наследие: книги стихов, 10 романов (наиболее известные из них, написанные до первой мировой войны: «Белый павлин» 1911, «Сыновья и любовники» 1913, «Радуга» 1915 и после: «Кенгуру» 1923, «Пернатые змеи» 1926, «Любовник леди Чаттерли» 1928), рассказы, пьесы, несколько томов литературоведческих исследований, эссе на тему морали и искусства, два тома мемуаров «Феникс 1», «Феникс 2».

«Сыновья и любовники» - автобиографический роман, повествует о жизни молодого одаренного художника на фоне быта шахтерской семьи. В этом романе с полной отчетливостью проступают элементы фрейдистского эдипова комплекса. – отношения младшего сына в семействе Морелов с матерью не лишены фрейдистски понятых эротических моментов.

Привязанность детей к родителям противоположного пола выражается, по мнению фрейдистов, не только в комплексе Эдипа, но и в комплексе Электры, которая подтолкнула своего брата Ореста к убийству матери. После Фрейда в зарубежной литературе стала популярна тема эротических взаимоотношений между отцом и дочерью (например, роман С. Фицджеральда «Ночь нежна»). Эта тема не является редкой в мировой литературе. Так, в «Тихом Доне» Шолохова юную Аксинью насилует ее отец. Но Шолохов не делает этот факт определяющим для дальнейшей жизни героини. У Фицджеральда теме инцеста и отношениям родителей и детей придается судьбоносное фрейдистское значение.

В романе «Сыновья и любовники» мать, миссис Морел, незаурядная личность, сильная женщина, которая не смогла создать счастливую семью. Она вносит разлад во взаимоотношения сына и его подруг. Любовь матери становится в тягость детям. Все – мать, возлюбленные Мириам, Клара – пытаются подчинить героя себе. Борьба трех женщин за Поля обрывается смертью матери.

В традиционный роман о семейных отношениях Лоуренс вносит новые акценты: интимные отношения между мужчинами и женщинами, гармония физического и духовного. Подлинная любовь, по Лоуренсу, основана на уважении личности партнера. Для этого романа характерен грубый язык, ненормированная лексика. Центральной идеей произведения стала мысль о том, что любовь – это величайшая трагедия и боль в жизни человека.

Лоуренс утверждает, что «половое влечение, инстинкт размножения - основной источник человеческой энергии». Он выступал с активной критикой войны. Затравленный официальной прессой Лоуренс в 1919 г. эмигрировал в Германию, на родину жены баронессы фон Рихтхофен (по одной из версий причиной эмиграции стали обвинения в шпионаже в пользу Германии), позже жил в США и Австралии.

В эмиграции он продолжает разрабатывать избранную проблематику. Секс означает для него «всю полноту отношений между мужчиной и женщиной». Самый «неприличный» по реакции английских критиков роман «Любовник леди Чаттерли», впервые был опубликован в США, в Англии спустя 30 лет.

В этом романе наиболее полно выражены взгляды Лоуренса на естественную мудрость человека и любовных отношений, губительное влияние социального неравенства и цивилизации. Сюжет романа ничем не отличается от стандартного бульварного чтива: адюльтер, связь жены дворянина, инвалида войны сэра Чарльза Клиффорда с его егерем Меллорсом. Но содержание романа затрагивает философскую проблему пагубного влияния цивилизации на человека.

И леди Чаттерли и лесничий Меллорс отгорожены от своего класса жаждой любви и одиночеством. Одиночество как главную болезнь XX века впервые почувствовали именно модернисты (Лоуренс, Джойс, Вулф). Любовь между Меллорсом и Конни органична и естественна. Это соединение духовного и физического влечения для того, чтобы спасти две души. Плотская любовь в интерпретации Лоуренса – это природное явление и противиться ему бессмысленно. Неспособный любить физически, сэр Клиффорд показан как воплощение эгоизма и честолюбия (хотя в конце романа он готов дать свое имя и воспитать чужого ребенка). Плачущий от злобы мужчина-мальчик смешон и жалок. Финал романа открыт – персонажи убегают от жизни в любовь.

У Лоуренса Конни и Меллорс становятся «красивыми зверями», он утверждает новый мир – естественный, здоровый духовно и физически. Перегруженность откровенно сексуальными сценами мешает читателю воспринять высокие идеалы автора, и роман воспринимается чуть ни как порнография. Поэтому Лоуренс оказался непонятым своими современниками и соотечественниками: в Лондоне была разгромлена выставка его картин, романы не издавались. Для многих он остался автором сексуальных романов и последователем фрейдизма. Но в то же время он художник могучего и разностороннего дарования, мыслитель, написавший о любовных отношениях не как о постыдных, а естественных и органичных.

Известность к нему пришла во второй половине XX века, он стал очень популярен на родине. Английская писательница Памела Хэнсфорд писала о шокирующем раскрепощении нового поколения англичан, открытого у Лоуренсом: «Мы впервые глотнули воздуха сексуальной свободы». Свидетельства популярности Лоуренса можно найти в романе Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой».

В современной англо-американской критике по популярности Лоуренс может соперничать лишь с Джойсом, его творчеству посвящено огромное количество исследований.