Виды признаков
Генеральная совокупность и выборка
Вся подлежащая изучению совокупность однородных объектов называется генеральной совокупностью. Множество объектов, случайно отобранных из генеральной совокупности, называется выборкой. Число объектов в генеральной совокупности или в выборке называют их объемами ( в дальнейшем, N – объем генеральной совокупности, n – объем выборки).
Для того, чтобы по данным выборки можно было достаточно уверенно судить об интересующем нас признаке генеральной совокупности, необходимо, чтобы свойства объектов выборки правильно отражали свойства объектов генеральной совокупности. Другими словами, выборка должна быть репрезентативной (представительной). Репрезентативность выборки достигается, если ее производят случайным образом (т.е. все объекты генеральной совокупности имеют одинаковую вероятность попасть в выборку).
Способы обработки данных зависят от характера исследуемого признака. Признаки делятся на качественные и количественные. Отдельные значения качественного признака выражаются понятиями, наименованиями, свойствами (цвет глаз, место работы и т.п.), количественного – числами (возраст, стаж работы, количество лепестков цветка и т.п.).
Количественный признак может быть дискретным и непрерывным. Дискретный признак принимает значения из некоторой конечной числовой последовательности, эти значения можно пронумеровать (число подтягиваний на перекладине, размер обуви, число позвонков у птиц). Признак, который может принимать любые значения из какого-либо числового промежутка, называется непрерывным (рост, длина стопы, масса яблока).
В дальнейшем будем использовать обозначения Х – изучаемый признак, х1, х2, …,хк,.. – его значения, присущие членам совокупности, или варианты.
Первичным результатом статистического исследования является простой статистической ряд. Он представляет собой перечень членов совокупности и соответствующих им значений признака.
Пример 1. Собраны данные о результатах в беге на 100 метров, показанные группой школьников 10 класса. Результаты (в с) занесены в таблицу.
Таблица 1.
Школьник | ||||||||
Результат | 16.2 | 15.4 | 15.5 | 14.5 | 14.3 | 16.6 | 16.8 | 15.3 |
Таблица 1 является простым статистическим рядом. Члены совокупности – школьники, варианты – результат в беге на 100 м.