Цивилизационный
Марксизм
Эволюционный
Географический
Субъективно-общественный
Естественно- исторический
Теологический
Подходы, методы исторического познания для изучения истории.
O Культурные.
O Психологические эмоции людей.
O Политические
O Экономические
o Правовые-нормы, законы, по которым живёт государство
· Вещи пережившие человека становятся мировым достоинством
· Культурные явления невероятно обширны и имеют свою уникальную историю.
· Исторический источник- продукт человеческой жизнедеятельности которая отражает деятельность реального когда-то события или окружающей жизни.
· История делится на вещественные, изобразительные .поведенческие и другие исторические произведения.
· Материалы летописи излагаются последовательно
· В современной науки хорошо разработаны методологические прниципы изучения истории. Характеризуются огромным разнообразием.
· Эволюционизм- вот второй половине 19 века в трудах Моргана и Тейлора выражалась мысль, что существует единое человечество и обще законы развития культуры всех народов. Появилось новое направление(позитивизм) стараются восстановить событие и быт прошлого.
· В середине 19 века появилась концепция формационная. Создатели Маркс и Энгельс.
· Формационный метод столкнулся с другой точкой зрения-цивилизационной- Данилевский.
· 1809- «Россия и Европа»- Данилевский в начале 19 века зародилось движение славянофилов и западников.
· По его мнению общечеловеческой цивилизации не существовало или только складывалось. И о истории надо обсуждать как о отдельных культурно-исторических типах.
· Не всякий процесс есть прогресс.
· Критиковал романо-германский стиль.
· Процесс цивилизационного подхода изложены в работах Шпенглера. Культурой он назвал всё живущее.
· В настоящее время идёт процесс глобализации, связанный с развитием информационных технологий. Идёт процесс обогащения культур всех народов.
· Британский учёный Тойнби 1889-1975 написал работу «Постижение истории» разделяет историю на целый ряд локальных цивилизаций. Все цивилизации имеют одинаковую внутреннюю схему и законы, внутренний алгоритм развития. Все люди несут нечто общее ,преграда только язык. Тойнби высказав. что таким образом можно выделить становление и упадок цивилизации.
· 1918-1922- «закон Европы»- Шпенглер. Он отрицая научность истории считал, что неправомерно рассматривать причинность явлений. С ним можно не согласиться, так как многие явления связанны между собой и обусловлены.
· Нужно каждое явление рассматривать, как триаду (начало, середину, конец)
· Если рассматривать историю с точки зрения какие методы она порождает, то можно выделить историко-генетический, историко- сравнительный, историко- типологический, историко- системный.
· Исходя из того, что принципы позволяют обнаружить как это явление зародилось. Развивалось, прошло несколько этапов, каким оно является теперь, куда это явление пойдёт, и его гибель.
· 1)Суть историко- генетического метода состоит в последовательном раскрытии свойств, факторов изучаемого явления или реальности, но в историческом движении. Этот метод признаёт познание как развитие от единичного к общему и особенному. Позволяет обнаружить причины, следственно- причинные связи и закономерности исторического развития.
· 2)историко-сравнительный метод. Он обнаруживает 2 и более явления, и позволяет сравнить их. Одни бывают тождественны, другие бывают различны. В процессе сравнения, сопоставления обнаруживается возможность объяснения различных фактов, лучше познать суть явления.
· 3)Историко- типологический метод ,дальнейшее развитие от единичного до особенного. Требует от исследователя единичного сравнения общего выделения типов на основе присущих признаков.
· 4)историко- системный метод. Система- это целое. Состоящее из частей. Чтобы явление было системой. Нужно .чтобы оно состояло из 2 и боле явлений, обязательно наличие взаимосвязи и взаимодействия нескольких явлений. Направлен на раскрытие внутренних механизмов общественно- исторических систем.
· 5)Выделяют географический метод, выделенный на основе географических показателей.
· 6)Ретроспективный метод. Вся история устроена так , чтобы сделать шаг вперёд надо очнутся народу. Интроспектива- внутрь, Перспектива- вперёд.
· 7)Проблемно- хронологический метод. Выстроить все события и назвать даты. Временные хар-ки даты. Числа невероятно работают и всё объясняют.
· История обладает воспитательной функцией, способствует преобладанию гражданских качеств на исторических примерах.
· Прогностическая форма обнаруживает будущее.
· Практически- рекомендательная функция позволяет выработать курс политического и экономического развития.