Вопрос 4. Теневая экономика и ее особенности в России
Составной частью национальной экономики является и так называемая «теневая экономика». Теневая экономика представляет собой совокупность неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов экономической деятельности. Это понятие предполагает хозяйственную деятельность, осуществляемую с нарушением действующих в данной стране законов.
Результаты теневой хозяйственной деятельности не включаются в ВВП страны, поскольку не учитываются официальной статистикой. Теневая экономика охватывает широкий круг деятельности по производству и обмену жизненных благ. Она осуществляется с целью прямой личной выгоды в разрез с действующим законодательством, не признает общественного порядка получения доходов хозяйствующими субъектами и лишает государство права участвовать в их распределении.
Основные черты теневой экономики, характерные для всех стран:
- скрытый характер, т.е. хозяйственная деятельность не регистрируется государством;
- охват всех фаз общественного производства (производства, распределения, обмена и потребления);
- незаконное обогащение за счет утаивания доходов от налогообложения;
- безвозмездное присвоение чужого имущества и перераспределение богатства в пользу преступных элементов.
Теневая экономика укрупненно подразделяется на легальную и нелегальную.
Легальная (неофициальная) теневая экономика подразумевает разрешенные законом виды хозяйственной деятельности, доходы от которой укрываются от налогов. Например, мелкая торговля, ремонт квартир, частная медицинская практика, репетиторство и т.д.
Нелегальная теневая экономика, в свою очередь, может быть подразделена на фиктивную и подпольную:
а) фиктивная представляет собой деятельность руководителей предприятий и государственных служащих, использующих для личного обогащения незаконные средства (приписки, мошеннические способы получения доходов и т.д.);
б) подпольная — это запрещенная законом хозяйственная деятельность (нарко- и порнобизнес, контрабанда, торговля оружием, изготовление фальшивых денег и оружия и пр.).
Как правило, все формы теневой экономики в реальной жизни переплетены, и ее субъекты могут одновременно выступать в разных видах деятельности.
Теневая хозяйственная деятельность порождает специфические виды уголовных преступлений: хищение сырья и готовой продукции с предприятий; вымогательство (рэкет) части доходов предпринимателей; взяточничество, коррупцию (массовый подкуп представителей государственной власти, работников правоохранительных органов, хозяйственных руководителей). Таким образом, развитие теневой экономики сопровождается формированием криминальных структур и их сращиванием с легальной экономикой.
Характерной особенностью теневой экономики в России является ее бурное развитие, чему способствовали явные просчеты и ошибки в проведении экономических преобразований.
Развитие теневой экономики явилось следствием реализации модели рыночных реформ, включающей:
• одномоментную либерализацию цен;
• массовую форсированную приватизацию;
• открытие экономики «внешнему миру»;
• рестриктивную денежно-кредитную политику;
• жесткий налоговый прессинг производителя.
Развитию теневой экономики способствовали и такие особенности экономических реформ, как:
- возникновение делового тандема чиновника и предпринимателя;
- сохранение прежних форм монополизма и появление новых;
- чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер налогообложения;
- сохранение значительного государственного сектора без прежних экономических и правовых ограничений;
- асоциальный и неправовой характер рыночных преобразований.
Преобразования были проведены так, что предприниматели попали в зависимость от чиновников, приватизировавших функции государства и использующих свои рабочие места как один из ресурсов для частного предпринимательства. Оно, безусловно, носит теневой характер так же, как и предпринимательство частных фирм-партнеров. Особый сектор теневой экономики вырастает на основе распределения бюджетных дотаций, когда высокопоставленные чиновники через систему «дружественных» им фирм разворовывают или «прокручивают» государственные деньги. Эти деньги далее «отмываются», вкладываются в частную экономику ли переводятся за рубеж.
Источником теневой активности является создание государственных, полугосударственных или негосударственных уполномоченных компаний, через которые частные фирмы призваны выполнять какие-либо насущные функции (например, создание муниципального банка всех организаций региона для расчетов с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и т.д.). Другой источник теневых отношений — лицензирование разных видов хозяйственной деятельности, ставящее частные фирмы в зависимость от органов власти и отдельных чиновников.
В ряде случаев органы власти проводят принудительное распределение рыночных ниш, отдавая самые выгодные секторы рынка «дружественным» фирмам, которые отчисляют в пользу этих органов или отдельных чиновников часть полученной сверхприбыли. Наиболее распространено это в торговле бензином, металлами, а также в строительстве.
Рассматривая роль системы налогообложения в развитии теневой экономики, достаточно отметить, что изъятие 60—80% прибыли в форме различных налогов и сборов само по себе может обеспечить взрывной рост теневой деятельности.
Асоциальный характер рыночных преобразований в России лишил миллионы людей привычных социальных ниш, уровня жизни и сбережений. В результате людям приходится искать средства к существованию и новые виды занятий вне сложившихся формальных экономических институтов. Значительная часть трудовой деятельности осуществляется без какой-либо официальной регистрации.
Существенный вклад в развитие теневой экономики внес неправовой характер экономических преобразований, обусловленный тем, что реальное поведение населения в ходе реформ лишь в малой степени регулируется формальными законами. Правящие группировки не заинтересованы в соблюдении законности в борьбе за раздел и передел бывшей социалистической собственности, а правоохранительные органы сами глубоко вовлечены в хозяйственную деятельность.
Законодательные акты принимаются без учета интересов и запросов населения. Они отражают интересы тех или иных влиятельных групп, имеющих возможности лоббирования и «продлевания» нужных им решений с применением иногда и прямого подкупа законодателей. Люди относятся к таким законам не как к нормам, которые надо выполнять, а как к внешним бюрократическим запретам, принимаемым «начальством» для своей пользы.
Значительный вклад в динамику теневой экономики вносит несовершенство банковской системы и денежного обращения.
Важной особенностью теневой экономики России является ее переплетение с формальной экономикой. Сегодня говорить в России о теневой экономике — значит говорить об экономике вообще. Линия раздела между формальной и неформальной (теневой) частями экономики весьма подвижна, малозаметна и извилиста. В теневой экономике формируется тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе: собственные правила ценообразования, механизмы инвестирования, способы обеспечения соблюдения контрактов, специфический набор профессий со своим кодексом поведения и др.
Поэтому ключ к снижению теневой активности в России — не просто ее легализация государством, но и повышение адекватности государственного регулирования в целом, его прозрачности и предсказуемости, в завершенности либерализации экономической деятельности.