Модели развития науки

Тема 2. История науки

Общий ход развития науки, в том числе и естествознания, включает три основные ступени познания природы и мира в целом:

· Непосредственное созерцание природы как нерасчлененного целого (греческая натурфилософия);

· Анализ природы, расчленение ее на части (характерно для позднего средневековья и начала Нового времени);

· Воссоздание целостной картины на основе познанных частностей, соединение анализа с синтезом (характерно для зрелого периода развития науки).

 

В настоящее время выделяются три основные модели развития науки:

1. Эволюционная (кумулятивная), т. е. развитие науки как непрерывный, поступательный, прогрессивный процесс;

Смысл исторически более ранней, кумулятивной, модели может быть выражен следующими положениями: каждый последующий шаг в науке может быть сделан, лишь опираясь на предыдущие достижения; новое знание совершеннее старого, оно полнее, точнее, адекватнее отражает действительность; предшествующее развитие науки — предыстория, подготовка ее современного состояния; в прошлом знании значимы только те элементы, которые соответствуют современным научным теориям; все, что было отвергнуто современной наукой, считается ошибочным, относится к заблуждениям.

2. Революционная — развитие науки через научные революции.

Долгое время в развитии науки преобладала эволюционная модель, основанная на накоплении знаний, но в конце XIX в. в науке начинают формироваться новые теории, принципиально отличающиеся от предшествующих. Т. Кун пересмотрел понятие сущности науки и предложил рассматривать науку не как простое приращение знаний, а как комплекс знаний, соответствующей эпохи. Он ввел понятие «парадигмы» как основополагающей идеи, на которой базируются все основные научные концепции. Переход от одной парадигмы к другой идет через революцию, т. е. научная революция – это смена парадигмы. Признанная научным сообществом парадигма на долгие годы определяет круг проблем, привлекающих ученых, является как бы официальным подтверждением подлинной научности их занятий. Решающая заслуга Т. Куна в том, что он определил развитие науки как нелинейный процесс. Оно не похоже на направленную стрелу, это, скорее кактус, прирост которого может происходить в любой точке поверхности. И где возникнет точка роста новой парадигмы – неизвестно.

Другая модель развития науки была предложена И. Лакатосом. Его концепция называется методология научно-исследовательских программ. Она, по своим контурам, сходна с предыдущей, но, если Т. Кун считает, что выбор новой парадигмы происходит часто интуитивно или всегда существует несколько возможных вариантов, то Лакатос считает, что выбор одной из множеств конкурирующих исследовательских программ может и должен осуществляться рационально, на основе четких критериев. Главным источником развития науки, по его мнению, выступает концепция исследовательских программ, каждая из которых имеет внутреннюю теорию развития.

3. Кейс стадис (Case studies) — ситуационные исследования.

Кейс стадис – это относительно новое направление в развитии науки, разрабатываемое с 70-х годов XX столетия. Используется большей частью в гуманитарных науках. Применительно к истории – это изучение наиболее значимых событий несколько изолированно, а не как этап, ведущий к современному состоянию. Кейс стадис допускает одновременное существование разных теорий и даже парадигм.

Характерным для ситуационных исследований является включение науки в контекст культуры, что и заставляет перестраивать типичные для исторической реконструкции понятия. При этом, ситуационные исследования можно подразделить на два рода: 1) предметом исследования берутся некоторые мутационные точки, в которых меняется тип культуры, тип мышления (диалоги Галилея, первые работы Эйнштейна и др.); 2) более рядовое событие в истории науки, которое не выводит за рамки научного мышления данной культуры, но сосредотачивает в себе, фокусирует его основные особенности.