Качественные методы

5.2.1. Информационная экономика ((Information Economics, IE)

Основная идея метода заключается в проведении рейтинга значимости (+) и риска (-) IT‑проектов по 10 главным факторам, влияющих на принятие решения о стратегической ценности IT/IS. Тем самым объективно и быстро определяются приоритетные направления инвестирования.

В табл.10 представлены показатели эффективности бизнес-процессов и их рейтинг значимости для службы Service Desk. Данный качественный метод оценки позволил определить приоритетный вариант развития процесса поддержки IT-услуг.

Таблица 10

Использование метода информационной экономики для определения

значимости показателей эффективности

бизнес-процессов службы Service Desk

Показатели эффективности бизнес-процессов службы Service Desk Текущие процессы Оптимизированные процессы
Количество некорректно оформленных запросов - +
Количество некорректно классифицированных запросов - -
Количество первично обработанных запросов + +
Среднее время регистрации запроса + +
Количество неоперативных запросов - +
Процент обработанных запросов на 1-м уровне от общего числа - +
Оперативность эскалации - +
Удобство работы по типичным обращениям - +

 

Данный метод может быть модифицирован - при составлении рейтингов можно привлечь экспертов для определения баллов или оценок качества (эффективности) внедрения IT/IS, а также веса каждого критерия эффективности. Так, в примере, приведенном в табл. 11, при расчёте итогового балла рейтинга качественных показателей эффективности внедрения проектного решения (по сумме всех показателей с учетом их веса), B’, использовалась следующая формула:

,

где: Bi – балл или оценка, выставляемая экспертами по каждому i-ому критерию по определенной шкале; Bi = 1,2,3; где: 0 – функция не выполняется, 1 – функция выполняется частично, 2 – функция выполняется полностью; i – номер критерия; Pi – вес i-ого критерия.

Таблица 11

Анализ эффективности внедрения проектного решения

учета фотовывода в Sap R/3

;i Критерии эффективности внедрения проектного решения (выполняемые функции) Балл качества, Bi Вес критерия, Pi
До внедрения проектного решения (на базе двух IS - Sap R/3 и 1C)   После внедрения проектного решения (на базе одной IS - Sap R/3)  
Фотовывод - самостоятельный бизнес-процесс 0,110
Оперативность при обработки информации 0,085
Формирование полноценной (по видам затрат) себестоимости 0,180
Возможность контролировать используемый материал 0,074
Получение отчётности по затратам фотовыводу (не в составе СПП) 0,106
Возможность планирования затрат на производство фотовывода 0,095
Повышение производительности труда (в связи с ведением фотовывода в системе) 0,120
Специально разработанный интерфейс для операции расчёта и учёта затрат фотовывода 0,050
Возможность реализации фотовывода как готовой продукции 0,180
Σ Итоговый балл рейтинга качественных показателей эффективности внедрения проектного решения 1,000

 

Из табл. 11 видно, что внедрение проектного решения (перевод учета фотовывода полностью в систему Sap R/3) улучшило порядок учёта затрат фотовывода. Это не принесло прямой прибыли, но открыло много возможностей с точки зрения управления

 

5.2.2. Управление портфелем активов (Portfolio Management, PM)

IT‑сотрудники и инвестиции в IT/IS рассматриваются как активы. Оценка эффективности осуществляется по критериям затраты, выгода, риск. Применение метода требует реорганизации всей системы управления компании, поэтому его можно отнести к достаточно трудоемким и проблемным.

 

5.2.3. Система сбалансированных показателей

Метод является модификацией метода сбалансированных показателей Balanced Scorecard (BSC),разработанного Д. Нортоном и Р. Капланом [46]. Четыре направления BSC – финансовые показатели, удовлетворения потребности клиента, внутренние бизнес-процессы, обучение персонала – в IT Scorecardзаменяются на развитие бизнеса, повышение производительности труда, качества продукции (как для внутренних, так и для внешних пользователей), качества принятия решений.

На рис. 6 и 7 представлены примеры схем взаимосвязей целей бизнес-процессов и показателей эффективности.

Рис. 6. Набор показателей эффективности [41]

Рис. 7. Набор показателей эффективности

 

Из рис. 7 видно, что показателями, влияющими на эффективность бизнес-процессов службы Service Desk, в частности на качество обработки обращений и производительность труда, могут являться:

- Количество некорректно оформленных запросов

- Количество некорректно классифицированных запросов

- Количество первично обработанных запросов

- Среднее время регистрации запроса

Сбалансированная система показателей обеспечивает менеджмент универсальным механизмом, который интерпретирует мировоззрение и стратегию компании через набор взаимозависимых показателей. Все работники должны знать систему корпоративных ценностей и принципов. Для этого многие предприятия разрабатывают стратегические меморандумы, в которых также определяются стратегические рынки и ключевые продукты.

Сбалансированная система трансформирует стратегию в задачи и показатели, сгруппированные по четырем различным направлениям:

· финансы;

· клиенты;

· внутренний бизнес-процесс;

· обучение и повышение квалификации.

Она предоставляет механизм, язык для распространения стратегии, а с помощью системы оценочных критериев она информирует сотрудников о движущих факторах настоящего и будущего успеха. Формулируя конечные результаты и факторы их достижения, топ-менеджеры стремятся направить энергию, способности и профессиональные знания работников в русло достижения долгосрочных целей.

Показатели ССП следует использовать как средство формулирования и распространения бизнес-стратегии и как помощь в создании взаимосвязи между индивидуальными, внутрикорпоративными и межведомственными инициативами для достижения общей цели. Это вовсе не означает, что данная система стремится удержать компанию в жестких рамках утвержденного плана, выполняя таким образом роль традиционной контролирующей системы. Это коммуникативная, информационная и обучающая, но ни в коем случае не контролирующая система.

Четыре составляющих ССП позволяют достичь баланса между долговременными и краткосрочными целями, между желаемыми результатами и факторами их достижения, а также между жесткими объективными критериями и более мягкими субъективными показателями. На первый взгляд, многоплановая сбалансированная система может показаться довольно сложной и запутанной, однако на самом деле, правильно составленная, она отражает общность целей, поскольку все параметры направлены на выполнение единой стратегии.

В целом ССП переводит общее видение и стратегию компании в цели и задачи с помощью сбалансированного набора составляющих. Сбалансированная система показателей — это параметры достижения желаемых результатов и процессов, которые приводят к этим результатам.

ССП — это нечто большее, чем простой набор важнейших показателей или основных факторов успеха. Многоплановые индикаторы в правильно построенной системе должны состоять из взаимосвязанных целей и оценочных критериев их достижения, последовательных и дополняющих друг друга. Cистема построена на причинно-следственных связях между такими важнейшими переменными, как движение, отставание, петли обратной связи, которые характеризуют траекторию стратегии.

Таким образом, сбалансированная система показателей эффективности — это взаимозависимость причинно-следственных связей с критериями оценки результатов и факторов их достижения.

Рассмотрим подробнее четвертую составляющую, а именно, составляющую обучения и развития, которая описывает организационные нематериальные активы и их стратегическую роль.

Эта составляющая включает: человеческий капитал, информационный капитал, организационный капитал.

Человеческий капитал: наличие умений, таланта и ноу-хау, необходимых для поддержки стратегии.

Организационный капитал: способность предприятия мобилизовать и поддерживать процесс изменений, необходимых для реализации стратегии.

Все организации стремятся развивать свой персонал, технологии, культуру, однако большинство не приводят в стратегическое соответствие свои нематериальные активы. Ключом к созданию такого соответствия служит «зернистость», или детализация, то есть оперирование не общими формулировками, например «развивать наш персонал» или «сохранять наши основные ценности», а концентрация внимания на конкретных специфических факторах, необходимых для важнейших внутренних стратегических процессов. Стратегическая карта сбалансированной системы показателей позволяет руководителям особым образом выделить те специальные человеческие, информационные и организационные ресурсы, которые необходимы для реализации стратегии.

Информационный капитал: наличие информационных систем, сетей инфраструктуры, необходимых для поддержки стратегии. Он является сырьевым материалом для создания стоимости в новых экономических условиях. Состоящий из систем, баз данных, библиотек, сетей, информационный капитал делает информацию и знание доступными для всех сотрудников компании. Подобно человеческому, информационный капитал имеет ценность только в контексте стратегии. Организация, реализующая стратегию снижения полных затрат, получает высочайшую отдачу от информационных систем, которые сфокусированы на улучшении качества, совершенствовании процессов, повышении производительности труда. Стратегия решений для клиентов имеет наибольший выигрыш от сведений об их предпочтениях и поведенческих стереоти­пах, а также от данных, которые укрепляют связи с заказчиками, улучшают обслуживание и способствуют сохранению клиентской базы. При стратегии лидерства продукта требуется информация для разработки новых товаров и услуг и поддержки процессов развития с помощью таких средств, как трехмерная компьютерная графика, виртуальное моделирование и CAD/САМ. Таким образом, информационный капитал так же, как и человеческий, должен быть приведен в соответствие с выбранной стратегией. Структура общей модели (рис. 8) для описания нематериального капитала может быть следующей:

1) описание информационного капитала;

2) приведение информационного капитала в соответствие со стратегией;

3) оценка готовности информационного капитала.

Рис. 8. Модель описания готовности информационного капитала [46]

Модель, состоящая из четырех уровней дает систематизированную структуру для описания информационного капитала, который состоит из двух компонентов: технологической инфраструктуры и программных приложений.

Технологическая инфраструктура включает в себя и технологию, например центральные процессоры и коммуникационные сети, с одной стороны, и управленческий опыт, например стандарты, планирование аварийных ситуаций и безопасность — с другой, необходимые для эффективной установки и использования программных приложений информационного капитала. Приложения информационного капитала — пакет информации, знаний и технологий — формируют технологическую инфрас


[1] Данная проблема рассматривается в работах Ф. Котлера, К. Р. Макконнелла и др.