Особенности выбора показателей качества субъектами жизненного цикла IT/IS

Показатели качества программного обеспечения

Качество программного обеспечения (22) должны оценивать заинтересованные стороны, которыми являются:

  • пользователи программного обеспечения;
  • покупатели, которые приобрели пакет программ и являются владельцами лицензии на его использование;
  • инвесторы, которые вложили средства в разработку и являются владельцами интеллектуальной собственности.

Необходимо отметить, что каждое отдельное физическое лицо или организация могут входить как в одну, так ив несколько вышеупомянутых категорий. Пользователь может одновременно быть и покупателем, а покупатель — инвестором. Качественное программное обеспечение удовлетворяет потребности всех заинтересованных сторон.

Пользователь — это лицо, непосредственно взаимодействующее с программным обеспечением с целью выполнения определенных задач. Программное обеспечение предназначено для повышения продуктивности работы пользователя, его удобств или удовольствия.

Обычно пользователь предъявляет к программному обеспечению следующие требования:

· Функциональность— задачи, выполняемые данным программным обеспечением.

· Отказоустойчивость— возможность программного обеспечения работать в неожиданньгх ситуациях. Эта характеристика является разновидностью функциональности.

· Производительность— насколько быстро программа откликается на входное воздействие.

Покупатель — это субъект, приобретающий программное обеспечение. Покупатели могут быть и внутренними, например организации, принадлежащие одной крупной компании. Например, промышленная группа корпорации может заключить договор на разработку встроенного программного обеспечения с коллективом разработчиков этой же корпорации. Часто покупатели программного обеспечения не являются его пользователями.

Кроме заботы об удовлетворении нужд пользователя, покупатель заинтересован в оптимизации расходов, связанных с приобретением и внедрением программного обеспечения.

Покупатели заботятся о повышении эффективности работы своих организаций, а не только об отдельных лицах. Это может привести к повышению ряда функциональных требований, таких как установка обновлений во время работы программы.

Очень часто пользователи не являются субъектами организации покупателя. В этих случаях покупатель может представлять нужды пользователей перед поставщиком программного обеспечения путем сбора требований пользователей и включения их в контракт.

Помимо заинтересованности в удовлетворении нужд пользователей, покупатели беспокоятся о следующих таких факторах:

· Стоимость (собственности);

· Поддерживаемость;

· Работоспособность;

· Способность к изменению конфигурации.

В стоимость собственности входит не только стоимость покупки продукта. Сюда может входить ежегодная лицензионная плата, стоимость установки программного обеспечения и его настройки для работы в данной организации, внутренняя поддержка пользователей, сообщения о найденных дефектах, установка дополнений и обновлений, создание и поддержка базы данных, дополнительное аппаратное обеспечение для поддержки программы.

Для многих систем программного обеспечения, особенно плохо разработанных, стоимость собственности может существенно превышать первоначальную стоимость разработки. Фактическая стоимость внедрения программного обеспечения не входит в первоначальную лицензионную плату и стоимость технического обслуживания. Эти расходы включают установку и настройку программного обеспечения, а также выполнение текущего технического обслуживания, такого как выявление дефектов программы и сообщение о них поставщику, установку дополнений и обновлений, а также поддержку учетных записей пользователей.

Под поддерживаемостью обычно понимается легкость обслуживания на месте эксплуатации, эффективность установки дополнений и обновлений.

Работоспособность -это процент рабочего времени, в течение которого система
фактически работает в диалоговом режиме и доступна пользователям. Работоспособность системы определяется ее надежностью, средней наработкой до ремонта и временем, требующимся на ее восстановление после отказа.

Под способностью к изменению конфигурации понимается возможность адаптации программного обеспечения для выполнения задач покупателя.

Инвесторыэто люди или организации, оплачивающие разработку. Инвестором может быть руководство вашей компании или какая-либо сторонняя фирма, заказывающая определенное программное обеспечение в своих собственных целях. Независимо от того, является ли инвестор физическим лицом или организацией, он ожидает, что его вложения принесут доход. Иногда этот доход может быть получен непосредственно от продажи программного обеспечения или продукта, его содержащего. Иногда доход может заключаться в повышении производительности работы организации.

Обычно инвесторы оплачивают эксплуатационную стоимость, включающую работу персонала поддержки, а также создание и распространение обновлений. Эти расходы возникают в случае, если уделяется большое внимание качеству программного обеспечения.

Также разработка программного продукта может привести к появлению некоторой интеллектуальной собственности.

Можно отметить три основных момента, которым уделяют внимание инвесторы:

· Приемлемость программного обеспечения пользователями и покупателями.

· Полезность программного обеспечения создает спрос на него, который, в свою очередь, повышает доходы.

· Эксплуатационная стоимость, добавляющая статьи расходов, которые могут снизить получаемую прибыль.

· Стоимость интеллектуальной собственности.

Эксплуатационная стоимость включает расходы на персонал, который оказывает техническую поддержку по телефону, собирает отчеты о проблемах, возникающих при использовании программы на местах, ищет и устраняет дефекты, создает и поставляет обновления и дополнения к программам.

Основным фактором, влияющим на эксплуатационную стоимость программного обеспечения, является его надежность. Другими элементами эксплуатационной стоимости являются поддерживаемость программного обеспечения, стоимость устранения неисправностей на местах и восстанавливаемость программы, т.е. стоимость выделения и устранения дефекта в программном коде.

Стоимость интеллектуальной собственности может быть конкурентным преимуществом для инвестора, заинтересованного в удержании ведущих позиций на рынке. Если программа разработана для внутреннего использования, то стоимость интеллектуальной собственности определяется возможностью компании удовлетворять нужды пользователей путем добавления в программу новых функциональных возможностей, тратя на это приемлемые средства.

Программное обеспечение должно быть отказоустойчивым в связи с необходимостью эффективного удовлетворения растущего ряда требований. Стоит запомнить, что интеллектуальная ценность программного обеспечения должна выходить за пределы первоначально предъявляемых к нему требований. Это значит, что ценность заключается в самой разработке.

За последнее десятилетие необходимость превращения интеллектуальной собственности программных продуктов в капитал вызвала большое количество идей о повторном использовании продуктов. Основная идея заключается в том, что если интеллектуальная ценность является предметом владения, то программы как в целом, так и частично должны использоваться повторно. Это привело к созданию различных схем по сохранению и документированию частей программного обеспечения с целью его повторного использования.