Аутсорсинг

Технологический процесс проектирования с итерационным использованием системы-прототипа.

Технологический процесс проектирования с традиционным использованием прототипа ЭИС.

Прототипное проектирование ЭИС на основе RAD-технологии.

 

Жизненный цикл создания ЭИС в этом случае состоит из следующих этапов:

· разработка технического задания на всю ЭИС;

· разбиение системы на подсистемы;

· независимая разработка подсистем по методологии RAD;

· сборка и совместное тестирование;

· внедрение комплексной ЭИС.

 

В практике в основном применяются два базовых варианта организации технологического процесса с использованием систем-прототипов.

В этом случае создание системы - прототипа используется для лучшей спецификации требований к разработке ЭИС, а сам прототип после разработки оказывается ненужным. Вначале традиционно разрабатывается «Постановка задачи», документация которой является спецификацией системы-прототипа. После демонстрации пользователю и доработки-прототипа разрабатывается новая «Постановка задачи», которая служит основой создания действующей ЭИС.

 

 

Этот вариант предполагает итерационное развитие системы прототипа в готовый для эксплуатации программный продукт. Итерации разработки ЭИС в этом случае включают:

· создание (модификацию) системы прототипа;

· ее демонстрацию пользователю и согласование;

· новую модификацию;

· и т.д. до тех пор, пока не будет создано готовое приложение.

Достоинства этого варианта:

· экономия ресурсов на проектирование;

· сокращение времени на разработку и внедрение;

· значительное снижение объема доработок ЭИС при ее внедрении.

 

Конец 1-ой лекции

 

 

 

Все источники дают происхождение термина – outsourcing, что означает «за пределами», но далее идут различные толкования этого термина.

Популярный журнал Wired в своей "Энциклопедии новой экономики" определил аутсорсинг как новую стратегию управления: "Заниматься не тем, что можешь сделать лучше всего, а тем, что можешь купить выгоднее всего".

Более формально: аутсорсинг - передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании.

 

В своей основе аутсорсинг является схемой передачи конкретной внутренней функции или роли (корпоративной) внешнему поставщику этого решения.

 

Имеется в виду, что этот подрядчик адаптирует свои универсальные средства и знания, учитывая конкретный бизнес заказчика, и использует их в интересах заказчика за оплату, определяемую сложившейся стоимостью услуг, а не долей в прибыли.

Можно встретить следующие определения:

использование внешней организации (поставщика) для обработки банковских и других финансовых данных при осуществлении коммерческих операций;

отказ от собственного бизнес-процесса и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у другой организации;

кооперация;

использование временного работника без заключения с ним трудового договора при посредничестве специализированного агенства;

перенос IT-компаниями части операций за рубеж с целью дистанционного использования труда программистов.

Действительно, под аутсорсингом можно понимать вынесение любых вспомогательных или даже основных бизнес-процессов за организационные и физические границы компании.

Можно выделить следующие критерии для принятия об аутсорсинге:

наличие конкурентной среды;

дефицит ресурсов;

обеспечение снижения затрат;

обеспечение повышения качества при относительно низких ценах;

повышение производительности труда.

Еще лет тридцать тому назад аутсорсинг начинал свое бытие под публично воспринимаемым образом нового вида снабжения (procurement) товарами и услугами. Этот подход, похоже, работал и работает вполне эффективно и по сей день, пока сервисы вполне поддаются конкретному описанию в простых формулировках. По мере того, как процессы аутсорсинга обретают самостоятельную понятийную и рыночную нишу, они воспринимаются корпоративным миром как нечто самодостаточное, поэтому расширяются функциональные возможности этой формы бизнеса, усиливается гибкость бизнес-процессов.

Собственно говоря, аутсорсинг в нынешнем мире проявился как один из эффектов развития метаструктур корпоративных и общеэкономических взаимоотношений. Вероятно, это более возвышенный и утонченный способ организации и глобализации экономических связей.

Аутсорсинг начал распространяться в 80-е годы ушедшего столетия – как эффективный способ снижения затрат и увеличения доходности. Пионерами нового тогда метода стали автомобильные компании, которые начали делать заказы на поставку комплектующих компаниями, специалистам в том или ином деле. Интересное историческое наблюдение: Ford Motor и Chrysler прибегли к практике аутсорсинга, что позволило им существенно сократить складские запасы и сэкономить средства их обслуживания. General Motors следовала традиционной тогда практике хранения полного набора комплектующих на собственных складах. Результирующие прибыли этих двух групп автомобилестроителей оказались настолько различными, что всем стало понятно значение аутсорсинга,

В 90-х пришло осознание того, что аутсорсинг – это не только способ повышения доходности предприятий, но и мера, способствующая глубокой оптимизации их структур и деятельности – за счет сосредоточения на основном предмете и передаче побочных, служебных функций внешним специалистам.

Удивительное дело, интерес к аутсорсингу ознаменовался буквально взрывом публикаций об этом экономическом феномене. В середине 80-х в год публиковалось примерно полдюжины работ, весьма узкоспециальных, посвященных аутсорсингу, а в середине 90-х – более шести сотен, с немалой долей в массовых изданиях!

Процесс распространения аутсорсинга, что называется, взлетел на волне массовой корпоративной практики внедрения систем обработки информации и управления предприятиями. Всякого рода системы ERP, e-Procurement, CRM и пр. лишь продолжают усиливать тенденцию внедрения аутсорсинга.

 

По мере продвижения цивилизации в мир электронной обработки данных, все большая часть информационных технологий будет связана с аутсорсингом, так как разработка web-интерфейсов, приложений, тестирование и верификация – все это органично вписывается в схему аутсорсинга.

Видимо, развитие всякого рода (информационных, в частности) инфраструктур подталкивает к выходу из корпоративной нормативности и направляет к terra incognita новой независимой персональной деятельности.

 

Большие транснациональные консалтинговые корпорации обычно берутся не за всякий аутсорсинг, а исключительно за самый интеллектуальный - помощь при налаживании эффективного управления, юридическое и финансовое обеспечение. Относительно недавно в сферу их интересов попали информационные технологии.

Компания KPMG отметила в 1997 году столетний юбилей, а старейшая специализированная IT-аутсорсинговая компания EDS значительно моложе. Ее в 1962 году основал в Далласе удачливый бизнесмен и неудачливый кандидат в президенты США Росс Перро. Первоначально он централизованно подводил балансы для нескольких банков, арендуя ночное время на мэйнфреймах (больших ЭВМ). Но когда EDS принесла General Motors годовую экономию в 44% (больше 4 млрд долларов), взяв на себя сопровождение всех информационных потоков этой огромной корпорации, Перро понял, что стоит у истоков нового многообещающего бизнеса.

Самые крупные потребители услуг аутсорсинга в области информационных технологий - правительства.

IT-аутсорсинг в современной экономике

Отвлечемся от красивых теорий, созданных институтами и ассоциациями аутсорсинга. Реальность такова, что в западной рыночной экономике большинство инвесторов ничего не смыслят в конкретном бизнесе, особенно связанном с реальным производством, и принимают решения, руководствуясь всего несколькими формальными критериями. Среди них - "удельный доход на одного работника". Соответственно, основным побудительным мотивом для аутсорсинга является стремление открытых акционерных компаний к формальному улучшению своих экономических показателей.

Даже Билл Гейтс, президент корпорации Microsoft, чьи продукты используются во многих крупных аутсорсинговых контрактах и благодаря которой зарабатывают на хлеб более миллиона аутсорсеров, в свое время не удержался от предупреждения: "Удельный доход на каждого работника вычислить несложно, однако это далеко не идеальный показатель эффективности работы предприятия. У предприятий, где занято немного специалистов (возможно, благодаря аутсорсингу), данный показатель достаточно высок. Тем не менее эффективность их работы может оказаться ниже, чем у компаний с несколько меньшим удельным доходом из-за большей численности персонала, выполняющего весь объем работ своими силами".

Впрочем, Гейтс тут же добавил: "Я вовсе не имею в виду, что аутсорсинг - это плохо. Аутсорсинг получит широкое распространение с развитием Интернета. Это даст возможность компаниям так же тесно сотрудничать со сторонними организациями, как их собственные подразделения взаимодействуют между собой".

Это было сказано в 1996 году, а сегодня, похоже, прогноз Гейтса находится как раз на стадии практической реализации.

Существуют следующие основные ресурсы IT-аутсорсинга:

- профессиональный (у аутсорсера есть специалисты лучше, чем у вас);

- производственно-технологический (аутсорсер располагает необходимыми мощностями);

- финансово-административный (аутсорсер может управлять некоторыми проектами и транзакциями так, чтобы ускорить их выполнение и снизить стоимость);

- географический (в некоторых регионах мира работа может стоить дешевле).

Профессиональный аутсорсинг. Причина сосредоточения профессиональных ресурсов у IT-аутсорсера понятна: он систематически работает с близкими, но различными реализациями корпоративных деловых процедур. Например, использование серверов под управлением как Windows NT, так и Unix, что, кстати, вполне реально для крупного предприятия, требует привлечения работников различной специализации, увеличивает бюджет IT-отдела и даже может вызвать сбои в работе. А для аутсорсера это - всего одно распоряжение своим сотрудникам по электронной почте.

Производственно-технологический аутсорсинг. В России и СНГ не очень распространено размещение корпоративных баз данных на серверах специализированных компаний. А в США для этого строятся специальные аутсорсинговые центры, способные выдержать прямое попадание заблудившегося авиалайнера и перебои в подаче электроэнергии длительностью более суток. Виртуальные офисы с почтовыми серверами и автоответчиками у нас тоже пока редкость. А вот публичные Web-серверы на аутсорсинге - норма российской жизни. Вероятно, по причине отсутствия на них конфиденциальной внутрифирменной информации.

Наиболее типичен IT-аутсорсинг в области обслуживания сетевой инфраструктуры. Конкуренция здесь велика. На этом рынке действуют большие консалтинговые компании, специализированные IT-компании, интеграторы, крупные производители вычислительной техники (очевидный лидер - IBM, но и безвременно почившая корпорация DEC заслужила самые искренние прощальные слова именно за свои успехи в аутсорсинге). С ростом популярности экстрасетей, заменяющих выделенные корпоративные сети, в число игроков на рынке сетевого аутсорсинга врываются провайдеры Интернета и даже наиболее агрессивные телефонные компании.

Другая разновидность IT-аутсорсинга - разработка для предприятий заказных автоматизированных бизнес-систем с последующим постоянным развитием и сопровождением. В действительности через эту стадию обычно проходят программные комплексы, ориентированные на крупных заказчиков, развиваясь от уникальной заказной разработки к тиражируемому продукту. Так случилось с некоторыми западными банковскими комплексами. На наших глазах этот путь прошла фирма SAP со своими деловыми приложениями. Сейчас на стадии софтверного аутсорсинга находятся программы поддержки маркетинга.

Финансово-административный аутсорсинг. Классическая наиболее развитая в мире форма аутсорсинга. Если заказчиком является корпорация, находящаяся в критическом положении, аутсорсинг может выразиться в приглашении временной команды руководителей. Успешные корпорации чаще прибегают к финансовому аутсорсингу в форме лизинга. В США более 90% компьютерного оборудования производственного назначения приобретаются в лизинг.

О географическом аутсорсинге в последнее время идет много разговоров. Даже если не касаться традиционного переноса производств в регионы Юго-Восточной Азии с их дешевой рабочей силой, льготными налогами и низкими военными расходами, остается тема размещения заказов на разработку и сопровождение программного обеспечения за рубежом. Этот вид аутсорсинга исторически называется "офшорная разработка программного обеспечения". Название не стоит понимать буквально: в нем не содержится пожелания аутсорсеров к своим правительствам обеспечить льготы для этой отрасли. Примером географического аутсорсинга может быть передача контрактов на разработку программного обеспечения из США в Индию. Закончилась эта история традиционно для отношений США со странами третьего мира: после испытаний Индией ядерного оружия все контракты начали сворачиваться.

Так выгоден ли аутсорсинг?

 

Аналитики из американской исследовательской фирмы IDC ведут постоянный мониторинг, насколько удовлетворяет руководящий персонал корпораций-заказчиков качество и экономический эффект от привлечения IT-аутсорсинга. В числе интервьюируемых - менеджеры крупных компаний, заключающих аутсорсинговые контракты на суммы от 100 млн до 4 млрд долларов в год. Характерная продолжительность контрактов - 5-10 лет. Практически все опрошенные констатировали снижение расходов на обслуживание корпоративной IT-структуры, однако далеко не все компании готовы до такой степени детализировать свои бюджеты, чтобы позволить внешним экспертам получить независимое подтверждение и количественные оценки. Основная причина привлечения аутсорсеров, по утверждению высшего руководства компаний-заказчиков, - их богатые технические возможности и квалификация персонала.

В прошлом году известный консультант и глава собственной компании Пауль Штрассман предпринял фундаментальное исследование эффекта IT-аутсорсинга на бизнес заказчика. Его подход носил совершенно объективный характер. Он выявлял компании, прибегающие к аутсорсингу информационных систем, и прослеживал динамику их финансовых показателей.

Оказалось, что крупные контракты на аутсорсинг заключают исключительно корпорации, находящиеся в тяжелом финансовом положении. Как и следовало ожидать, эта мера, являющаяся обычно частью антикризисной программы "сжатия" (downsizing) фирмы, вызывает краткосрочный позитивный отклик биржи: стоимость акций растет.

В долгосрочной (около пяти лет) перспективе корпорации, прибегнувшие к IT-аутсорсингу, перестают выделяться по своим финансовым показателям. Иначе говоря, если вы рассмотрите отдельно фирмы, передающие на аутсорсинг 50% и более своих IT-операций, то успешные и неудачливые будут встречаться среди них столь же часто, как и во всей выборке.

Означает ли это бесполезность IT-аутсорсинга? Конечно, нет. Аутсорсинг сродни кризисному управлению. Аутсорсера обычно не зовут в процветающую компанию. С другой стороны, аутсорсер не заменит руководство и исполнителей фирмы в их основном бизнесе и не превратит предприятие, занятое объективно бесперспективным делом, в рог изобилия.

Аутсорсинг в России

Даже после кризиса около двадцати тысяч юридических лиц в России декларируют свое намерение работать на рынке информационных технологий, но только два предприятия позиционируют себя как аутсорсинговые. Остальные еще не вычленили данный бизнес в отдельное направление. Тем не менее российская структура спроса на аутсорсинг похожа на мировую.

Наиболее заметны крупные клиенты: ведомства (Центробанк и многие министерства), нефтегазовый и металлургический комплексы. Некоторые объявленные суммы контрактов исчисляются сотнями миллионов долларов. Впрочем, их реализация постоянно находится под вопросом из-за общеэкономической и политической ситуации и не всегда благоприятной мировой конъюнктуры.

Представители отечественных лизинговых компаний утверждают, что около 20% всех контрактов стоимостью выше 10 тыс. долларов на приобретение вычислительной техники реализуются по лизинговым схемам. Впрочем, заявляемые ими скромные обороты (несколько десятков миллионов долларов) заставляют предположить, что либо в схемах оплаты отсутствуют независимые лизинговые компании, либо основные контракты проходят через иностранные фирмы.

Среди ведущих производителей вычислительной техники пионером разработки специальных офшорных лизинговых схем для России является IBM.

Российский деловой пейзаж уже трудно представить себе без ведущих мировых корпораций, предлагающих услуги аутсорсинга. Все они, работая на нашем рынке, прибегают к помощи российских партнеров.

Если фирма, именуемая после реорганизации и слияния PricewaterhouseCoopers, практически бесследно растворила в себе российскую компанию LVS, то альянсы компании "Ланит" c EDS и чуть менее нашумевший союз R-Style и ICG (International Computer Group) полностью сохранили организационную структуру и "российское лицо" отечественных компаний. Дело в том, что PricewaterhouseCoopers работает во все мире по унифицированным сценариям, стремясь привить свои взгляды заказчику и подготовить для него кадры. EDS же предпочитает максимально разгрузить клиента и решить его проблемы эффективно и с учетом местной специфики.

В той или иной степени аутсорсингом занимаются российские компании, имеющие опыт более традиционной системной интеграции, в частности IBS, "Анкей" и "АйТи".

Довольно трудно оценить реальный объем рынка российского IT-аутсорсинга, как в силу традиционной закрытости, так и потому, что многие крупные контракты заключаются за рубежом. В любом случае, можно отметить, что российские компьютерные фирмы пока не готовы самостоятельно выступать аутсорсерами для ведущих ответственных заказчиков.

Зато российские программисты пользуются широкой популярностью как ресурс аутсорсинга. К их услугам систематически прибегают IBM, Intel, SAP, Parametrics, Firepond и другие.

Два года назад годовой объем офшорных контрактов, выполняемых в России, оценивался экспертами в достойную сумму 300 млн долларов. После финансовых потрясений прошлого лета и в преддверии многочисленных выборов значительная часть "офшорного" софтверного бизнеса покинула Россию. Утверждается (относитесь, впрочем, к таким утверждениям скептически), что софтверные компании США, в руководстве и персонале которых значительную долю составляют недавние выходцы из России, имеют годовой оборот более 6 млрд долларов.

Дополнительным катком по внутренним ресурсам России прошелся двухтысячный год. Возбужденные публикациями в Busines Week "охотники за головами" планировали привлечь к срочному исправлению программного кода до миллиона программистов из стран, слабо озабоченных "ошибкой 2000". Оптимисты рассчитывали, что полуторамиллионный отряд российских программистов обеспечит вклад в общее дело на уровне 150-200 тысяч человек. Однако, как признались автору этих строк эксперты соответствующего департамента Евросоюза, план провалился. По линии международного научно-технического сотрудничества над этой проблемой стали работать около 4,5 тысячи российских программистов. Частные корпорации привлекли еще около 15-20 тысяч. Оказалось, что, с одной стороны, слухи о выдающейся квалификации российских программистов сильно преувеличены, а с другой - действительно ценные специалисты не хотят связываться с работой над "Y2K", считая ее непрестижной и принципиально временной.

Опросы показывают, что к тем или иным консалтинговым и аутсорсинговым услугам в области IT обращаются 70-80% российских предприятий. Вы не ошибетесь, предположив, что в подавляющем большинстве случаев речь идет о налаживании бухгалтерского программного обеспечения. Сразу же за ним следует техническое обслуживание компьютерного, телефонного и копировального оборудования. Более 70% предприятий, имеющих до 25 компьютеров, и почти 20% предприятий, имеющих 25-100 компьютеров, вообще не держат в своем штате технических специалистов. Так что мелкий технический аутсорсинг является вполне типичным для наших условий. Только на сетевой аутсорсинг малый российский бизнес тратит более 300 млн долларов в год (без закупок оборудования).

Аутсорсинг в вашей фирме

Если ваше предприятие входит в рейтинг "Эксперт-200", то у вас имеется широкий выбор партнеров: транснациональные консалтинговые корпорации, крупные поставщики, ведущие системные интеграторы. Вы также можете "вырастить" для себя специализированную аутсорсинговую фирму. Для остальных представляют интерес сложившиеся цены на услуги.

В большинстве случаев, когда речь идет о подборе, приобретении, установке и сопровождении типичного оборудования (ПК и серверы, сети, офисные телефонные станции) в небольшой сервисной компании можно получить специалиста из расчета 2-2,5 тысячи долларов за полный человеко-месяц. Квалифицированный студент и индивидуальный контрактник обойдутся соответственно в 300-1000 долларов в зависимости от предъявляемых требований.

Существует несколько проблем, значительно снижающих привлекательность индивидуальных контрактов на обслуживание:

- объем знаний и квалификация каждого конкретного специалиста ограничены, и он может внезапно столкнуться с проблемой, требующей поиска дополнительных специалистов;

- высок риск последующей утечки вашей конфиденциальной информации;

- индивидуальный контрактник не может представить фактических и юридических гарантий ответственности за непредвиденный сбой;

- затруднительно получить признаваемое в бизнесе и государственных органах подтверждение соответствия вашего оборудования и ПО существующим сертификационным требованиям.

Как правило, формализация ответственности за сбои и требования сертификации удорожат контракт на 30-50%.

Большинство маленьких фирм, собирающих "на коленках" заказные конфигурации ПК, предоставят небольшую рассрочку и с удовольствием возьмут сеть на обслуживание. К сожалению, надо признать, что менее 50% потребителей удовлетворены данной услугой. Более 80% руководителей малых и средних предприятий заявляют о желании работать со специализированными сервисными компаниями, но жалуются на дороговизну профессионального сервиса.

Аналогичная ситуация сложилась и с разработкой, настройкой и сопровождением корпоративных бухгалтерских и деловых программных комплексов. Если бы, например, фирма "1С" называла своих торговых партнеров ("франчайзи") аутсорсерами, то она, вероятно, была бы признана лидером в этом секторе. Но чаще термин "аутсорсинг" звучит, когда речь идет о партнерах фирмы "Галактика", обслуживающих относительно крупные и сложные внедрения.

Заказы на специализированные программные комплексы производственного и складского назначения обычно исполняются в Москве и других крупных городах маленькими фирмами или не оформленными юридически, но известными в узком кругу командами из пяти-десяти человек. Если решение основано на стандартных технологиях (обычно от фирмы Microsoft), то человеко-месяц работы может обойтись в 600-1500 долларов. Во столько же встанет последующее обслуживание.

Нужно понимать, что проект, подобный системе автоматизации крупного универмага или сети универсамов с поминутным учетом, подключением терминалов и высокой надежностью хранения, может быть выполнен только настоящей фирмой с хорошей производственной дисциплиной и высокой квалификацией сотрудников. Учитывая необходимость последующего обучения персонала заказчика, поддержания постоянной готовности и модернизации системы, сразу имеет смысл смотреть на проблему под аутсорсинговым углом зрения. Но стоимость контракта может измеряться сотнями тысяч долларов.

Благодаря различию экономических моделей, избранных разными странами СНГ, даже не самое преуспевающее российское предприятие может испытать себя в приятной роли богатого заказчика для иностранного аутсорсера (софтверного, разумеется). Средняя официальная заработная плата, например, в Белоруссии сократилась уже до 33 долларов, фактическая (учитывая неопределенность курса доллара) еще ниже. Внутренний рынок этой республики также ограничен. Такие компании, как "Мебиус", "Галактика", IBM, SAP, широко используют квалифицированных белорусских программистов для решения своих задач. Впрочем, не надо думать, что им можно платить по 40 долларов в месяц. Белорусский географический аутсорсинг позволяет сэкономить 40-50% стоимости контракта, но заранее продумайте проблемы приема командируемых к вам "иностранных" специалистов. Если же вы - российский патриот и не желаете размещать заказы за рубежом, то можете сделать это, скажем, в Твери или Переяславле-Залесском. Далекие от Москвы коммерсанты знают, что прекрасные специалисты в избытке имеются в Новосибирске, Красноярске, Томске и ряде других городов.

В заключение надо упомянуть о Web-хостинге. В России аутсорсинг дизайна, информационного наполнения и размещения на сервере в Интернете корпоративного Web-сайта распространен даже шире, чем в США. Стоимость профессионального дизайна колеблется в широких пределах - от тысячи до сотни тысяч долларов, в зависимости от проекта и имени подрядчика. Хостинг (размещение в сети, поддержка обновлений и обеспечение доступа) стоит от 300 до 5 тысяч долларов в месяц.

Стоит ли связываться с аутсорсингом

Наиболее типичные причины использования аутсорсинга:

- стремление повысить прибыльность бизнеса. Аутсорсинг снижает издержки обслуживания бизнес-процесса;

- концентрация руководителей на основном бизнесе. Талантливых менеджеров всегда не хватает. Не отвлекайте их от главного дела компании. Пусть о побочных вещах позаботятся другие;

- использование чужого опыта. Вероятно, аутсорсинговая компания уже сталкивалась с проблемами, похожими на ваши. С каждым разом она решает их все лучше;

- внедрение передовых технологий. Специализированная компания IT-аутсорсинга раньше любой отраслевой фирмы знакомится с новыми разработками. Не упускайте шанс обогнать конкурентов;

- повышение качества и надежности обслуживания. Аутсорсинговая компания обычно дает гарантии и несет ответственность за качество выполняемых работ. Например, у обычной страховой компании практически невозможно получить страховой полис по рискам, связанным с "проблемой 2000", а аутсорсер берет на себя соответствующие обязательства;

- улучшение управляемости. Аутсорсинговая компания обычно использует современные принципы и формы управления и предоставляет эту возможность менеджерам заказчика;

- укрепление потенциала роста. Для аутсорсинговой компании увеличение объема вашего бизнеса, вероятно, не станет такой проблемой, как для собственного IT-отдела.

Наиболее типичные причины отказа от аутсорсинга:

- опасность передачи слишком многих важных функций в чужие руки.Хотя заказ аутсорсинга разных аспектов бизнеса у разных подрядчиков увеличивает издержки, он предпочтителен, так как снижает риск "вырастить себе конкурента";

- угроза отрыва руководящего звена от бизнес-практики.Если все вопросы за менеджеров решают другие, то зачем они нужны?

- обучение чужих специалистов вместо своих.Если вы все же решили увеличить штат IT-службы и обучить своих сотрудников, возможно, они смогут принести дополнительную прибыль, помогая другим компаниям?

- угроза утечки важной информации.Эта проблема остро стоит не только в России. Когда Swiss Bank Corp. заключила договор с Perot Systems на IT-аутсорсинг, то позаботилась, чтобы фирма Росса Перо имела дело исключительно с зашифрованными данными и никогда не получила доступа к ключам.