Современный подход к информационным системам

Широкие перспективы, которые открываются при использовании информацион­ных систем, доказывают, что их изучение — это область, где пересекается множе­ство различных дисциплин. Единой доминирующей теории здесь не существует. На рис. 1.5 представлены основные дисциплины, знание которых необходимо для полноценного изучения информационных систем. Если не вдаваться в подробно­сти, следует сказать, что возможен или технический подход к информационным системам, или «поведенческий». Информационные системы представляют собой социально-технологические (или, как иногда говорят, — «социотехнические») структуры. Хотя они и состоят из компьютеров, различных устройств и основаны на чисто «физических» технологиях, для работы с ними необходимо использо­вать социальные, организационные и интеллектуальные ресурсы.

Технический подход

При техническом подходе к информационным системам для их изучения исполь­зуют математические модели, которые также помогают в освоении технических возможностей таких систем. Сюда входят такие отрасли знания, как теория вы­числительных машин и систем, наука о методах управления и операционный ана­лиз. Теория вычислительных машин включает в себя теории вычислений, мето­ды вычислений и технологии эффективного хранения и доступа к данным. Наука об управлении придает особое значение моделированию различных ситуаций, требующих принятия управленческих решений. Операционный анализ, в свою очередь, акцентирует внимание на математических методах оптимизации отдель­ных процедур, таких как перевозка грузов, управление запасами и снижение стои­мости транзакций.

 


 

Рис.Современный подход к информационным системам

 

Изучение информационных систем требует знакомства с техническими и «поведенческими» дисциплинами

Анализ на поведенческом уровне

 

Важной частью изучения информационных систем является анализ их поведе­ния при долгосрочной работе с ними. Такие сферы деятельности, как стратеги­ческая бизнес-интеграция, разработка, внедрение, использование и управление, не могут осуществляться только при помощи технического подхода. Поведенче­ский анализ предоставляет в наше распоряжение новые важные концепции и ме­тодики. Например, социологи изучают информационные системы с точки зрения того, как отдельные группы и организации подходят к разработке и внедрению таких систем, и того, какое влияние последние оказывают на отдельных людей, группы и организации. Психологи больше интересуются тем, как сотрудники, принимающие решения, воспринимают и используют получаемую ими в ходе ра­боты информацию. Экономисты же исследуют влияние информационных систем на объем расходов, необходимых для осуществления контроля над организацией и продвижения ее на рынке.

Поведенческий подход отнюдь не игнорирует технологию. На самом деле мно­жество проблем, кажущихся чисто «поведенческими», напрямую связано с тех­нологией. Однако в большинстве случаев такой подход все же не предполагает технических решений. Вместо этого используются изменения в управленческой и организационной политике и в способах работы с системой.