Различные виды информационных систем

 

Для работы на различных организационных уровнях предназначены четыре основных вида информационных систем:

· системы операционного уровня;

· системы для профессиональной работы с данными (знаниями);

· управленческие системы;

· стратегические системы (системы стратегического планирования).

В организациях существуют стратегический, управленческий, профессиональный и операционный уровни, подразделяемые на пять функциональных областей: торговля и маркетинг, производство, финансы, бухгалтерия и управление персоналом

 

 

 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ Продажи Произ- Финансы Бухгал- Управление
ОБЛАСТИ и маркетинг водство терия персоналом

Рис.Типы информационных систем

 

 

.Operational-level systems (системы операционного уровня)

Информационные системы, которые управляют всеми элементарными дей­ствиями и транзакциями внутри организации.

Knowledge-level systems (системы хранения и обработки знаний)

Информационные системы, предназначенные для работников умственного труда — «белых воротничков».

Management-level systems (системы управленческого уровня)

Информационные системы, служащие для мониторинга, контроля, помощи в принятии решений и выполнении административных функций менеджера­ми среднего звена.

Strategic-level systems (стратегические системы)

Информационные системы, которые помогают сотрудникам верхних эшело­нов управления решать вопросы стратегии и заниматься долгосрочным пла­нированием.

Transaction processing systems (TPS) (системы обработки транзакций)

Компьютерные системы, выполняющие и записывающие в течение дня стан­дартные операционные процедуры, необходимые для функционирования ком­пании. Работают на операционном уровне.

 

Системы операционного уровняпомогают менеджерам-операционистам контролировать все элементарные действия и транзакции внутри организации, такие как продажи, денежные поступления, депозиты, платежные ведомости, кредитные истории.

 

Основными целями использования систем этого уровня являются решение рутинных задач и мониторинг всех транзакций внутри компании. Примеры систем данного типа включают использование банковских автоматов и автоматических кассовых аппаратов для работы со вкладами и автоматических систем учета рабочего времени сотрудников.

Системы для работы со знаниямиподдерживают знания организаций и использование их сотрудниками. Назначением таких систем является интеграция новых данных и знаний и помощь сотрудникам в работе со всевозможной документацией. Подобные информационные системы, особенно установленные на рабочих станциях и офисных компьютерах, являются наиболее распространенными программами, используемыми в настоящее время во всех сферах бизнеса.

Системы управленческого уровняслужат для мониторинга, контроля, помощи в принятии решений, а также выполнения административных функций менеджерами среднего звена. Такие системы предназначены для ответа на простой вопрос: все ли работает как надо? Системы управленческого уровня могут предоставлять периодические отчеты о состоянии дел и информацию по отдельным операциям.

Примером может служить система, обрабатывающая информацию о местах проживания сотрудников, найме квартир и арендной плате, действующая в масштабе всей корпорации и следящая за бюджетом, выделяемым на эти нужды.

 

Некоторые системы управленческого уровня помогают в принятии нестандарт­ных решений. Они могут быть полезны при необходимости принятия «неструктурированного» решения, исходные предпосылки для которого не всегда ясны.

Такие системы отвечают на вопросы типа «что, если...».

 

Например: Как повлияет на произ­водственный план резкий рост продаж в декабре? Что произойдет с прибылью на инвестированный капитал, если пуск завода будет отложен на шесть месяцев? Ответы на эти и другие вопросы часто требуют новых данных, которые нельзя получить внутри самой организации, и данных, которые нелегко запросить во внутренних системах операционного уровня.

 

Стратегические системы (системы стратегического планирования)помогают сотрудникам верхних эшелонов управления решать вопросы стратегии изаниматься долгосрочным планированием, учитывая при этом кроме данных о самой компании реалии внешнего мира. Основным их предназначением является согласование деятельности организации с внешней средой.

 

Например: Каким будет уровень занятости в ближайшие пять лет? Стоит ли вкладывать средства в долгосрочные инвестиции и в какой области фирма может рассчитывать на максимальную прибыль? Какие продукты мы будем производить в следующие пять лет?

 

Информационные системы также служат для реализации основных бизнес-функций, таких как сбыт продукции и маркетинг, производство, финансы, бух­галтерия и контроль трудовых ресурсов. В типичной организации существуют системы различных уровней для каждой функциональной области.

 

Например, торговый отдел обычно имеет собственную систему операционного уровня для записи данных по дневным продажам и обработки заказов. Системы управления знаниями помогают разрабатывать планы по продвижению товаров фирмы. Система управленческого уровня, в свою очередь, отслеживает месячные объемы продаж в различных регионах и сообщает об их изменениях. Прогнозирование продаж на пятилетний период является прерогативой системы стратегического планирования.

Вначале мы опишем отдельные категории систем, работающие на каждом организационном уровне, и их роль в деятельности организации. Затем покажем, как организации используют эти системы для поддержки основных бизнес-про­цессов.