Информационный рынок

 

 

Можно выделить пять секторов рынка информационных услуг:

- деловая информация;

- потребительская информация;

- информация для специалистов;

- образование;

- обеспечивающие информационные системы и средства.

Деловая информация состоит из:

- биржевой и финансовой информации – котировки ценных бумаг, валютные курсы, цены, учетные ставки и т.д.

- статистической информации – фактографические данные и прогнозы социально – экономического и демографического характера;

- коммерческой информации по компаниям, фирмам, корпорациям о финансовом состоянии, ценах, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса.

Информация для специалистовсостоит из:

- профессиональной информации для врачей, юристов, геологов, метеорологов и т.д.

- научно – технической информации – документальной, библиографической, реферативной, справочной по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;

- доступа к первоисточникам – доступ к источникам информации через библиотеки и специальные службы.

Потребительская информация содержит разделы:

- новости и литература – информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии и т.д.

- потребительская – расписание транспортных служб, резервирование билетов, бронирование мест в гостиницах, банковские операции и т.п.

- развлекательная – игры, видеотекст, телетекст и т.д.

 

 
 

 


 

 

Рис. Секторы информационного рынка

Услуги образования включает все виды и формы обучения. Информация может быть представлена в компьютерном и некомпьютерном виде: учебники, методики, практикумы, развивающие игры, компьютерные обучающие и тестирующие системы и т.д.

Обеспечивающие информационные системы и средства состоит из следующих частей:

· программные продукты – программные комплексы с разной ориентацией – от профессионалов до неопытного пользователя обеспечивающие реализацию задач в конкретной области, использующие типовые проектные решения;

· технические средства – компьютеры, оборудование и оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;

· разработка и сопровождение информационных систем – услуги по проведению обследования предприятия и построению концептуальных информационных моделей, разработка, создание и сопровождение систем;

· консультирование по различным аспектам информационной индустрии – какую технику приобретать, какое программное обеспечение необходимо для решения определенных задач, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.

· подготовка источников информации – создание баз данных по заданной теме.

Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить об информационном бизнесе, бизнесе информационных продуктов и услуг, под которым понимается не только посредничество в торговле, но и производство.

 

Федеральная программа «Электронная Россия»

 

Проект Федеральной целевой программы (ФЦП) "Электронная Россия" был разработан в ГУ- ВШЭ (с учетом предложений Минсвязи России, Минпромнауки России, Минобразования России, Росавиакосмоса, РАСУ, ФАПСИ) по поручению Минэкономразвития России в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 12 февраля 2001 года N 207-р.

Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)" должна:

· обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере ИКТ;

· развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;

· формирование условий для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет);

· обеспечение эффективного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения информационно-коммуникационной техники.

Первый этап реализации Программы (2002 год).

На первом этапе формируются предпосылки для реализации мероприятий Программы. В ходе первого этапа должны быть сформированы системы мониторинга:

· мировых тенденций развития ИКТ и их использования в социально-экономической сфере;

· уровня распространения ИКТ в стране;

· эффективности расходования бюджетных средств в сфере информатизации;

· эффективности использования ИКТ, информационных ресурсов в органах государственной власти и бюджетных организациях, обеспеченности их техническими средствами обработки информации и средствами связи;

· эффективности действующей нормативной правовой базы, регулирующей использование ИКТ, в том числе в социально-экономической сфере.

Второй этап реализации Программы (2003-2004 годы).

На втором этапе на основе проведенных исследований, разработанных концепций и сформированной нормативной правовой базы будут реализованы проекты, обеспечивающие взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами.

На этом этапе будет создана основа единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, системы электронной торговли в сфере поставок продукции для федеральных государственных нужд и для общественных пунктов подключения к общедоступным информационным системам.

Будет создана современная материально-техническая база для подготовки в ведущих образовательных учреждениях страны специалистов в сфере ИКТ и существенно увеличено число их выпускников.

Продолжится совершенствование нормативной правовой базы в сфере ИКТ. Будет развернута деятельность по продвижению российских товаров и услуг в сфере ИКТ на мировом рынке.

Третий этап реализации Программы (2005-2010 годы).

На третьем этапе будут созданы предпосылки для массового распространения ИКТ во всех сферах общественной деятельности на основе единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и использования системы электронной торговли.

Будет обеспечено комплексное внедрение системы электронной торговли в сфере поставок продукции для государственных нужд на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, стандартизованного электронного документооборота и систем обеспечения информационной безопасности.

На этом этапе будет завершено формирование единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, общественных пунктов подключения к общедоступным информационным системам.

В результате создания эффективной системы правового регулирования, функционирования единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, совершенствования системы государственного управления и подготовки кадров в сфере ИКТ будут сформированы предпосылки для структурной перестройки экономики.