Информационный рынок
Можно выделить пять секторов рынка информационных услуг:
- деловая информация;
- потребительская информация;
- информация для специалистов;
- образование;
- обеспечивающие информационные системы и средства.
Деловая информация состоит из:
- биржевой и финансовой информации – котировки ценных бумаг, валютные курсы, цены, учетные ставки и т.д.
- статистической информации – фактографические данные и прогнозы социально – экономического и демографического характера;
- коммерческой информации по компаниям, фирмам, корпорациям о финансовом состоянии, ценах, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса.
Информация для специалистовсостоит из:
- профессиональной информации для врачей, юристов, геологов, метеорологов и т.д.
- научно – технической информации – документальной, библиографической, реферативной, справочной по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
- доступа к первоисточникам – доступ к источникам информации через библиотеки и специальные службы.
Потребительская информация содержит разделы:
- новости и литература – информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии и т.д.
- потребительская – расписание транспортных служб, резервирование билетов, бронирование мест в гостиницах, банковские операции и т.п.
- развлекательная – игры, видеотекст, телетекст и т.д.
![]() |
Рис. Секторы информационного рынка
Услуги образования включает все виды и формы обучения. Информация может быть представлена в компьютерном и некомпьютерном виде: учебники, методики, практикумы, развивающие игры, компьютерные обучающие и тестирующие системы и т.д.
Обеспечивающие информационные системы и средства состоит из следующих частей:
· программные продукты – программные комплексы с разной ориентацией – от профессионалов до неопытного пользователя обеспечивающие реализацию задач в конкретной области, использующие типовые проектные решения;
· технические средства – компьютеры, оборудование и оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;
· разработка и сопровождение информационных систем – услуги по проведению обследования предприятия и построению концептуальных информационных моделей, разработка, создание и сопровождение систем;
· консультирование по различным аспектам информационной индустрии – какую технику приобретать, какое программное обеспечение необходимо для решения определенных задач, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.
· подготовка источников информации – создание баз данных по заданной теме.
Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить об информационном бизнесе, бизнесе информационных продуктов и услуг, под которым понимается не только посредничество в торговле, но и производство.
Федеральная программа «Электронная Россия»
Проект Федеральной целевой программы (ФЦП) "Электронная Россия" был разработан в ГУ- ВШЭ (с учетом предложений Минсвязи России, Минпромнауки России, Минобразования России, Росавиакосмоса, РАСУ, ФАПСИ) по поручению Минэкономразвития России в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 12 февраля 2001 года N 207-р.
Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)" должна:
· обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере ИКТ;
· развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;
· формирование условий для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет);
· обеспечение эффективного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения информационно-коммуникационной техники.
Первый этап реализации Программы (2002 год).
На первом этапе формируются предпосылки для реализации мероприятий Программы. В ходе первого этапа должны быть сформированы системы мониторинга:
· мировых тенденций развития ИКТ и их использования в социально-экономической сфере;
· уровня распространения ИКТ в стране;
· эффективности расходования бюджетных средств в сфере информатизации;
· эффективности использования ИКТ, информационных ресурсов в органах государственной власти и бюджетных организациях, обеспеченности их техническими средствами обработки информации и средствами связи;
· эффективности действующей нормативной правовой базы, регулирующей использование ИКТ, в том числе в социально-экономической сфере.
Второй этап реализации Программы (2003-2004 годы).
На втором этапе на основе проведенных исследований, разработанных концепций и сформированной нормативной правовой базы будут реализованы проекты, обеспечивающие взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами.
На этом этапе будет создана основа единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, системы электронной торговли в сфере поставок продукции для федеральных государственных нужд и для общественных пунктов подключения к общедоступным информационным системам.
Будет создана современная материально-техническая база для подготовки в ведущих образовательных учреждениях страны специалистов в сфере ИКТ и существенно увеличено число их выпускников.
Продолжится совершенствование нормативной правовой базы в сфере ИКТ. Будет развернута деятельность по продвижению российских товаров и услуг в сфере ИКТ на мировом рынке.
Третий этап реализации Программы (2005-2010 годы).
На третьем этапе будут созданы предпосылки для массового распространения ИКТ во всех сферах общественной деятельности на основе единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и использования системы электронной торговли.
Будет обеспечено комплексное внедрение системы электронной торговли в сфере поставок продукции для государственных нужд на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, стандартизованного электронного документооборота и систем обеспечения информационной безопасности.
На этом этапе будет завершено формирование единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, общественных пунктов подключения к общедоступным информационным системам.
В результате создания эффективной системы правового регулирования, функционирования единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, совершенствования системы государственного управления и подготовки кадров в сфере ИКТ будут сформированы предпосылки для структурной перестройки экономики.