История возникновения и развития информационных технологий/систем (IT/IS).

Информационное пространство экономических объектов

 

Под информационным пространством некоторого объекта понимается совокупность всех информационных компонентов этого объекта или множества объектов независимо от способов и средств отображения этих компонентов.

 

 

Одна из важнейших характеристик информационного пространства - степень его структурированности.

Под структурированностью понимается такое свойство информационного пространства, при котором все содержание и особенности этого пространства представляются его компонентами и взаимосвязями между ними, выраженными в явном виде.

В зависимости от степени структурированности информационного пространства выделяется следующих пять его видов.

Неструктурированное пространство – это то, для которого характерно, что структурированность его компонентов информации встречается редко.

 

Примером неструктурированного информационного пространства является разговорная речь, хотя некоторые элементы структурированности в ней могут присутствовать.

 

Слабо структурированное информационное пространство то, в котором полностью структурированы только отдельные компоненты.

 


Примером может служить письменный язык, в котором выполняются правила синтаксиса.

 

Структурированное информационное пространство характеризуется существенным преобладанием структурированных компонентов, информация в нем документирована, широко используется кодирование для обеспечения однозначной трактовки тех или иных понятий. Примером может служить экономическая информационная система.

Формализованно структурированное информационное пространство – это пространство, где в явном виде существуют описания информационных образований, в которых определены не только информационные структуры и связи, но и алгоритмы получения значений любого элемента данных. Примером может служит автоматизированное рабочее место специалиста.

Машинноструктурированное информационное пространство – это то, в котором описаны все информационные образования, в том числе формы входных и выходных документов. Типичным примером может служить база данных.

 

Началом развития информационных технологий можно считать пещерную и наскальную живопись, счёт, появление искусства, письменности. Материальными носителями информации были камни, кости, дерево, глина, папирус, шелк, бумага.

В древности информационная технология заключалась в передаче знаний устно по наследству. Профессиональные навыки передавались личным примером. Доступ к знаниям и информации был ограничен, поэтому знания не могли существенно влиять на производственный процесс. Уровень технологии обработки данных был ручной, производство ремесленным, уникальным, мелкосерийным. С появлением первого печатного станка и книгопечатанья (1445г) знания стали тиражироваться.

1946 год — начало эры электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Впервые был создан способ записи и долговременного хранения формализованных знаний, при котором эти знания могли непосредственно влиять на режим работы производственного оборудования. С момента появления первой ЭВМ информационная технология прошла ряд этапов.

С конца 50 –х г. до начала 60 –х г. эксплуатировались ЭВМ первого и второго поколения для решения отдельных расчетных (инженерных) и наиболее простых, но трудоемких экономических задач, например, материального учета. Тип используемой автоматизированной информационной технологии можно назвать «частичной электронной обработкой данных».

С 60 – х г. до начала 70 – х г. в круг работ выполняемых с помощью ЭВМ входила электронная обработка плановой и текущей информации, хранение в памяти ЭВМ нормативно – справочных данных, выдача машинограмм на бумажных носителях. Если говорить о типе АИТУ, то ее можно было бы назвать электронная система обработки данных (ЭСОД).

В 70 – х г. используются ЭВМ третьего поколения для обработки информации на всех этапах управленческого процесса деятельностью предприятия, осуществляется переход к разработке подсистем автоматизированных систем управления (АСУ) (материально-технического снабжения, товародвижения, контроль запасов и транспортных перевозок, учет реализации готовой продукции и т.д.). Тип используемой в то время АИТУ можно назвать централизованной автоматизированной обработкой информации в условиях вычислительных центров (ВЦ) коллективного использования.

В конце 70-х годов был сконструирован персональный компьютер (ПК), открывший эру новой информационной технологии, отличительной чертой которой является диалоговый режим работы в режиме реального времени. Персональные вычисления – это режим работы специалиста в предметной области непосредственно с персональным компьютером на своем рабочем месте.

В 1980 г. наблюдается тенденция к децентрализации обработки данных, к решению задач в многопользовательском режиме и широкое применение АСУ ТП (технологическими процессами), САПР (систем автоматизированного проектирования), производственных, отраслевых и общегосударственных АСУ.

Последний этап (с конца 80-х г.г. по настоящее время ) характеризуется применением ЭВМ пятого поколения, а также широким кругом возможностей и решаемых задач:

· комплексным решением экономических задач;

· объектно-ориентированным подходом в зависимости от системных характеристик предметной области;

· широким спектром приложений;

· сетевой организацией информационных структур;

· преобладанием интерактивного взаимодействия пользователя в ходе эксплуатации вычислительной техники;

· реализацией интеллектуального человеко-машинного интерфейса;

· реализацией систем поддержки принятия решений и информационно –советующих систем.