Юридические лица

Юридическим лицом, согласно ст. 48 ГК РФ, признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Коммерческие организации создаются для ведения бизнеса и соответственно получения прибыли (см. Таблица 1).

Некоммерческие организации, по общему правилу, отличаются от коммерческих тем, что они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками.

Таблица 1. Основные виды и организационно-правовые формы юридических лиц

Коммерческие организации Некоммерческие организации
Хозяйственные товарищества Потребительские кооперативы
- Полное товарищество - Товарищество на вере (коммандитное) Общественные и религиозные организации (объединения) Фонды
Хозяйственные общества Учреждения
- Общество с ограниченной ответственностью - Общество с дополнительной ответственностью - Открытое акционерное общество - Закрытое акционерное общество - Акционерное общество работников (народное предприятие) Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) Автономные учреждения Некоммерческие партнерства Саморегулируемые организации Другие некоммерческие организации, предусмотренные законом
Производственные кооперативы (артели)  
Унитарные предприятия (государственные или муниципальные, казенные)  
- Основанные на праве хозяйственного ведения - Основанные на праве оперативного управления  

 

Некоммерческие организации также вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Извлечение прибыли не является для них основной целью деятельности, и поэтому она не распределяется среди участников, а направляется на достижение уставных целей организации (п. 1 ст. 50 ГК РФ). В целом предпринимательская деятельность по своему характеру должна соответствовать целям деятельности некоммерческой организации согласно ее уставу. Лишь одна разновидность некоммерческих организаций не может вести коммерческую деятельность ни при каких условиях — это ассоциация, или союз юридических лиц. Для осуществления самостоятельной предпринимательской деятельности ассоциация (союз) юридических лиц создает хозяйственное общество, участвует в хозяйственном обществе или преобразуется в хозяйственное общество или товарищество (ст. 121 ГК РФ).

Таким образом, предпринимательской деятельностью может заниматься любое юридическое лицо, за исключением ассоциаций (союзов) юридических лиц.

Все большую роль для предпринимателей играют саморегулируемые организации. Согласно ст. 2 ФЗ от 08.08.2001 г. №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» саморегулируемая организация — это некоммерческая организация, созданная путем объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и имеющая своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами саморегулируемой организации.

Создавая коммерческую организацию для ведения бизнеса, учредители должны учесть те особенности, которые имеет каждая организационно-правовая форма, и выбрать наиболее оптимальную из форм с точки зрения вида предпринимательской деятельности, своих финансовых возможностей, специфики рынка, наличия партнеров, стратегии и тактики ведения бизнеса и т.д.

Достаточно хорошо правовые возможности ведения бизнеса характеризует хозяйственно-правовая компетенция юридического лица. Различают следующие виды хозяйственно-правовой компетенции:

1) общую;

2) ограниченную;

3) специальную;

4) исключительную.

Наличие общей компетенции дает возможность предпринимателю осуществлять любой законодательно допустимый вид предпринимательской деятельности. Общая компетенция характерна для большинства коммерческих организаций.

В случае, если учредители определят предназначение фирмы в определенной сфере бизнеса, они могут установить ограниченную компетенцию такой организации, указав на это в учредительных документах фирмы (например, ограничения на розничную торговлю в уставе оптовой организации).

Сделки, совершенные организацией в противоречии с целями ее деятельности, определенно ограниченными в учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ. Разъяснение об этом дано в п. 18 Постановления №6/8 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Некоторые участники предпринимательской деятельности наделены законом специальной компетенцией, т.е. они осуществляют правомочия, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и несут связанные с этой деятельностью обязанности (например, государственные унитарные предприятия по бытовому обслуживанию населения).

Среди участников предпринимательской деятельности выделяются коммерческие организации и некоторые некоммерческие, чей правовой статус можно характеризовать как исключительный в силу того, что законодательство допускает для них ведение только указанной в лицензии предпринимательской деятельности и сопутствующих этой деятельности услуг. Такие организации обладают исключительной компетенцией. Наибольшее число подобных ограничений в законодательной базе, регулирующей деятельность финансовых организаций. Например, кредитные и страховые организации не вправе заниматься производственным и торгово-посредническим предпринимательством.

В нашем законодательстве (ст. 49 ГК РФ) конструкция юридического лица описывается через несколько признаков - это, во-первых, организационное единство, которое проявляется в соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих структуру юридического лица, и в четкой регламентации отношений между его участниками. Среди коммерческих организаций только участники хозяйственных товариществ могут специально не создавать какие-либо органы управления, а вести дела совместно или поручать их одному из товарищей. Во-вторых, имущественная обособленность создает материальную базу для деятельности юридического лица и при необходимости служит объектом притязаний кредиторов.

В-третьих, юридическое лицо, как правило, не отвечает по обязательствам своих участников, так же как и участники не отвечают по обязательствам созданного ими юридического лица. Однако законодательство предусматривает два случая, когда учредители могут нести субсидиарную ответственность по долгам созданного ими юридического лица: если это юридическое лицо создано на праве оперативного управления (казенные предприятия, учреждения) и если его банкротство вызвано виновными действиями учредителя, давшего соответствующие указания по заключению сделок и т.п.

В-четвертых, юридическое лицо участвует в предпринимательской деятельности от собственного имени, т.е. от своего имени приобретает права и исполняет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Приобретение и отчасти осуществление прав и обязанностей являются прерогативой органа юридического лица (единоличного или коллегиального); действия работников организации также могут рассматриваться как действия самого юридического лица, за которые оно несет ответственность в той мере, в какой эти действия охватываются их служебными обязанностями.

Так же как граждане - физические лица индивидуализируются по месту жительства и своему имени, индивидуализация юридического лица, т.е. выделение его из массы всех других организаций, осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования.

Точное место нахождения юридического лица важно для правильного применения к нему актов местных органов власти, предъявления исков, исполнения обязательств и др. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ). При определении места нахождения юридического лица необходимо руководствоваться нормами Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Следует отметить, что место государственной регистрации - это не конкретный адрес или наименование регистрирующего органа; местом государственной регистрации считается территория соответствующего субъекта РФ. В то же время при государственной регистрации указывается конкретный адрес, под которым понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, по которому с юридическим лицом осуществляется связь. При изменении места нахождения исполнительного органа юридического лица допускается его перерегистрация.

Не разрешается регистрация юридических лиц по адресам жилых квартир, поскольку согласно п. 3 ст. 288, п. 2 ст. 671 ГК РФ жилое помещение может использоваться только для проживания граждан.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Порядок его государственной регистрации и использования определяется законом и иными правовыми актами (ст. 54 ГК РФ). Однако специального закона о порядке регистрации фирменных наименований в нашей стране еще нет, поэтому фирменные наименования регистрируются в составе учредительных документов юридического лица*(17). Фирменное наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Например, фирменное наименование "Общество с ограниченной ответственностью "Астраханьгазпром" состоит из двух частей: указание на организационно-правовую форму - "Общество с ограниченной ответственностью", само наименование - "Астраханьгазпром".

Фирменное наименование относится к объектам исключительных прав, следовательно, оно не может быть повторяемым. В то же время не является нарушением исключительных прав использование одинакового наименования юридическими лицами, имеющими разную организационно-правовую форму. Скажем, «Общество с ограниченной ответственностью «Светлана» и «Закрытое акционерное общество «Светлана».

Долгое время проверка новизны фирменного наименования производилась на "местном уровне", поскольку в разных регионах государственной регистрацией юридических лиц занимались разные органы, и отслеживать информацию о зарегистрированных фирменных наименованиях было невозможно. Поэтому не исключено, что во многих субъектах РФ зарегистрированы тождественные фирменные наименования. В настоящее время создан Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), являющийся федеральным информационным ресурсом. Этот Реестр ведется Федеральной налоговой службой РФ одновременно на бумажных и электронных носителях. Казалось бы, в таком Реестре регистрация одинаковых фирменных наименований в разных субъектах РФ исключена. Однако на сегодняшний день налоговые органы не требуют от заявителей предоставления справок о проверке новизны фирменного наименования, поэтому появление большого количества организаций-двойников вполне возможно.

Фирменное наименование в сокращенной форме, т.е. в форме логотипа, может быть включено в состав товарного знака. В отличие от других объектов исключительных прав передача права на фирменное наименование другим лицам не допускается даже по лицензионным соглашениям. Наше законодательство предусматривает лишь один случай легальной передачи права на "фирму" другому лицу. Это может быть сделано в рамках договора коммерческой концессии, более известного на практике как договор франчайзинга (ст. 1027, 1031 ГК РФ). Следует подчеркнуть, что франчайзинг направлен на передачу пользователю целого комплекса исключительных прав, а не только права на "фирму".

По общему правилу, фирменное наименование организации придумывают ее учредители, но в некоторых случаях законодательство устанавливает дополнительные требования. Во-первых, запрещается включать в наименование организаций, не удовлетворяющих требованиям Закона о товарных биржах и биржевой торговле, термины "биржа" или "товарная биржа" в любом словосочетании (ст. 5). Во-вторых, ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Центрального банка РФ лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что оно имеет право на осуществление банковских операций.

В-третьих, использование в названиях организаций наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний также не всегда отвечает требованиям законодательства. Многие организации претендуют тем самым на общероссийский статус независимо от реальных масштабов своей деятельности. Используя элементы государственной символики, они вводят своих контрагентов в заблуждение, поэтому существует разрешительный порядок использования слов "Россия" и т.п. Разрешения выдает специальная правительственная комиссия. За использование этих слов в фирменных наименованиях организаций единовременно уплачивается государственная пошлина. Данное правило не распространяется на политические партии, профессиональные союзы и религиозные объединения, которые, напротив, обязаны в своих наименованиях показывать территориальный характер деятельности.

В-четвертых, слова "бюро кредитных историй" могут включать в свои фирменные наименования только юридические лица, оказывающие услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, предоставлению кредитных отчетов. Наконец, хозяйственные товарищества независимо от вида своей предпринимательской деятельности обязаны либо перечислять в "фирме" наименования полных товарищей, либо указать хотя бы одного из них с добавлением слов "и компания" (п. 3 ст. 69, п. 4 ст. 82 ГК РФ).

Для облегчения изучения особенностей правового положения этих наиболее важных для предпринимательства организаций воспользуемся таблицами, в которых представлены наиболее существенные элементы правового положения каждой из приведенных выше форм коммерческих организаций (Таблица 2, Таблица 3, Таблица 4, Таблица 5, Таблица 6).

 

Таблица 2. Особенности правового положения хозяйственных товариществ

Основные характеристики Полное товарищество Товарищество на вере (коммандитное)
Правовые основы Ст. 66—86 ГК РФ
Порядок создания По инициативе учредителей (нормативно-явочный)
Состав участников Индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации Полные товарищи — индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Вкладчики (коммандисты) — граждане и юридические лица
Учредительные документы Учредительный договор, который должен содержать следующие сведения: • наименование хозяйственного товарищества; • место его нахождения; • порядок управления деятельностью товарищества; • условия о размере и составе складочного капитала товарищества; • о размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале; • о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; • • об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов
Фирменное наименование Должно содержать слова «полное товарищество» и имена (наименования) всех участников или имя (наименование) не менее одного участника и слова «и компания» Должно содержать слова «товарищество на вере» («коммандитное товарищество») и имена (наименования) всех полных товарищей или имя (наименование) не менее одного полного товарища и слова «и компания»
Имущественная основа Складочный капитал, состоящий из стоимости вкладов участников Складочный капитал, состоящий из стоимости вкладов полных товарищей и вкладчиков (коммандистов)
Управление По общему согласию всех участников или большинством голосов Осуществляют полные товарищи (по общему согласию или большинством голосов). Вкладчики в управлении не участвуют
Ведение дел Осуществляется совместно или поручается отдельным участникам Осуществляют полные товарищи (по общему согласию или большинством голосов). Вкладчики в управлении не участвуют.
Ответственность участников Субсидиарно отвечают своим имуществом по обязательствам товарищества Полные товарищи субсидиарно отвечают своим имуществом по обязательствам товарищества. Коммандисты несут риск убытков в пределах внесенного вклада
Распределение прибыли Пропорционально долям участников в складочном капитале

 

Таблица 3. Особенности правового положения хозяйственных обществ

Основные характеристики Общество с ограниченной ответственностью Общество с дополнительной ответственностью
Правовые основы Ст. 87—95 ГК РФ, Федеральный закон от 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
Порядок создания По инициативе учредителей (нормативно-явочный)
Состав учредителей Одно или несколько физических и (или) юридических лиц общим количеством не более 50. Не могут участвовать государственные органы и органы местного самоуправления, юридические лица, учрежденные единственным физическим лицом
Учредительные документы Устав и учредительный договор, которые должны содержать: • наименование юридического лица с указанием организационно-правовой формы; • место его нахождения; • порядок управления обществом; • условия о размере уставного капитала и о размере долей каждого участника, порядке и сроков их внесения; • об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; • о порядке принятия решений; • иные сведения (ст.89 ГК РФ)
Фирменное наименование Должно содержать указание на организационно-правовую форму и фирменное имя
Имущественная основа Уставный капитал, разделенный на доли участников. Размер уставного капитала — не менее 100-кратного минимального месячного размера оплаты труда (ММРОТ), установленного на день государственной регистрации данного общества
Управление Высшим органом является общее собрание участников. Исполнительный орган — правление (коллегиальный) или директор (единоличный). К исключительной компетенции общего собрания участников относится: • изменение устава, изменение размера уставного капитала; • создание исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий; • утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов, распределение прибылей и убытков; • избрание ревизионной комиссии (ревизора); • • иные вопросы (ст. 92 ГК РФ)
Ведение дел Осуществляется исполнительным органом, назначенным решением общего собрания участников, в пределах предоставленных уставом общества полномочий
Ответственность участников Участники не отвечают по обязательствам общества. Риск убытков участников ограничивается внесенными ими вкладами Участники солидарно несут ответственность по обязательствам общества. Участники отвечают не всем своим имуществом, а заранее определенной его частью в кратном размере к стоимости их вкладов
Распределение прибыли Пропорционально номинальным долям участников в уставном капитале

Таблица 4. Особенности правового положения акционерных обществ

Основные характеристики Открытые акционерные общества (ОАО) Закрытые акционерные общества (ЗАО)
Правовые основы Ст. 96—104 ГК РФ, Федеральный закон от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»
Порядок создания По инициативе учредителей (нормативно-явочный)
Состав учредителей Одно или несколько физических и (или) юридических лиц. Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами. Общество не может иметь в качестве единственного учредителя (акционера) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица
Число акционеров Число акционеров не ограничено Общее число акционеров — не более 50
Учредительные документы Устав, который должен содержать: • полное и сокращенное наименование общества с указанием организационно-правовой формы; • место его нахождения; • количество, номинальную стоимость, категории акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом; • права акционеров — владельцев акций каждой категории (типа); • размер уставного капитала общества; • структуру и компетенцию органов управления и порядок принятия ими решений; • порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров; • сведения о филиалах и представительствах; • иные сведения (ст.98 ГК РФ). Уставом общества могут быть установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру
Фирменное наименование Должно содержать указание на организационно-правовую форму и фирменное имя
Имущественная основа Уставный капитал состоит из номинальной стоимости акций общества
Размер уставного капитала Не менее 500-кратного ММРОТ, установленного на день государственной регистрации данного общества Не менее 100-кратного ММРОТ, установленного на день государственной регистрации данного общества
Управление Высшим органом является общее собрание акционеров. В обществе с числом акционеров более 50 создается совет директоров (наблюдательный совет), в ином случае функции совета директоров возлагаются на общее собрание акционеров. В обществе с числом акционеров — владельцев голосующих акций более ста создается счетная комиссия. Исполнительный орган — коллегиальный (правление, дирекция) или единоличный (директор, генеральный директор). К исключительной компетенции общего собрания участников относится: • изменение устава, изменение размера уставного капитала; • создание исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий; • утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов, распределение прибылей и убытков; • решение о реорганизации или ликвидации общества; • • иные вопросы (ст. 92 ГК РФ)
Ведение дел Осуществляется исполнительным органом, назначенным решением общего собрания участников, в пределах предоставленных уставом общества полномочий
ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков Если число акционеров ЗАО превысило 50, оно должно быть в течение одного года преобразовано в ОАО
Ответственность участников Участники не отвечают по обязательствам общества. Риск убытков участников ограничивается внесенными ими вкладами Участники солидарно несут ответственность по обязательствам общества. Участники отвечают не всем своим имуществом, а заранее определенной его частью в кратном размере к стоимости их вкладов
Распределение прибыли Путем выплаты дивидендов по акциям (выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, — иным имуществом). Общество не вправе принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по акциям: • до полной оплаты всего уставного капитала общества; • до выкупа всех акций учредителями; • если на день принятия такого решения общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) или если указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов; • если на день принятия такого решения стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала и резервного фонда, и превышения над номинальной стоимостью, определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций, либо станет меньше их размера в результате принятия такого решения; • • в иных случаях, предусмотренных федеральными законами

Таблица 5. Особенности правового положения производственных кооперативов

Основные характеристики Особенности правового положения
Правовые основы Ст. 107—112 ГК РФ, Федеральный закон от 14.05.1996г. №41-ФЗ «О производственных кооперативах»
Порядок создания По инициативе учредителей (нормативно-явочный)
Состав участников Число членов кооператива не может быть менее чем 5 человек. Членами (участниками) кооператива могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Юридическое лицо участвует в деятельности кооператива через своего представителя в соответствии с уставом кооператива
Учредительные документы Устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива. В уставе кооператива должны определяться: • фирменное наименование кооператива; • место его нахождения; • условия о размере паевых взносов членов кооператива; • о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательств по внесению указанных взносов; • о характере и порядке трудового и иного участия членов кооператива в его деятельности и об их ответственности за нарушение обязательств по личному трудовому и иному участию; • о порядке распределения прибыли и убытков кооператива; • о размере и об условиях субсидиарной ответственности членов кооператива по его долгам; • о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; • о порядке выплаты стоимости пая или выдачи соответствующего ему имущества лицу, прекратившему членство в кооперативе; • о порядке вступления в кооператив новых членов; о порядке выхода из кооператива; • об основаниях и о порядке исключения из членов кооператива; о порядке образования имущества кооператива; • о перечне филиалов и представительств кооператива; • • о порядке реорганизации и ликвидации кооператива
Фирменное наименование Должно содержать его фирменное имя и слова «производственный кооператив» или «артель»
Имущественная основа Паевой фонд ПК, сформированный из паевых взносов его членов, определяет минимальный размер имущества кооператива, гарантирующего интересы его кредиторов. Паевой фонд должен быть полностью сформирован в течение первого года деятельности кооператива. Имущество, находящееся в собственности кооператива, делится на паи его членов. Пай состоит из паевого взноса члена кооператива и соответствующей части чистых активов кооператива (за исключением неделимого фонда)
Управление Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относятся: • утверждение устава кооператива, внесение изменений в него; • определение основных направлений деятельности кооператива; • прием в члены кооператива и исключение из членов кооператива; • установление размера паевого взноса, размеров и порядка образования фондов кооператива; определение направлений их использования; • образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов, а также образование и прекращение полномочий исполнительных органов кооператива, если это право по уставу кооператива не передано его наблюдательному совету; • избрание ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, прекращение полномочий ее членов; • утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов, заключений ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, аудитора; • распределение прибыли и убытков кооператива; • принятие решений о реорганизации и ликвидации кооператива; • создание и ликвидация филиалов и представительств кооператива, утверждение положений о них; • • решение вопросов об участии кооператива в хозяйственных товариществах и обществах, а также о вступлении кооператива в союзы (ассоциации)
Ведение дел Поручается правлению (если число членов ПК более 10), которое возглавляет председатель кооператива, избираемый общим собранием ПК из числа его членов. Средняя за отчетный период численность наемных работников в кооперативе не должна превышать тридцати процентов численности членов кооператива
Ответственность участников Кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом. Субсидиарная ответственность членов кооператива по обязательствам кооператива определяется в порядке, предусмотренном уставом кооператива. Кооператив не отвечает по обязательствам его членов. Обращение взыскания на пай члена кооператива по его личным долгам допускается лишь при недостатке иного имущества для покрытия таких долгов в порядке, предусмотренном уставом кооператива. Взыскание по личным долгам члена кооператива не может быть обращено на неделимый фонд кооператива
Распределение прибыли Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым и (или) иным участием, размером паевого взноса, а между членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в деятельности кооператива, соответственно размеру их паевого взноса. По решению общего собрания членов кооператива часть прибыли кооператива может распределяться между его наемными работниками

Таблица 6. Особенности правового положения унитарных предприятий

Основные характеристики Государственные унитарные предприятия Муниципальные унитарные предприятия
Правовые основы Ст. 113—115 ГК РФ, Федеральный закон от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
Порядок создания Решение об учреждении унитарного предприятия принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов
Состав учредителей Российская Федерация, субъект РФ Муниципальное образование
Учредительные документы Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, который утверждается уполномоченными государственными органами РФ, государственными органами субъекта РФ или органами местного самоуправления. Устав унитарного предприятия должен содержать: • полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия; • указание на место нахождения унитарного предприятия; • цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия; • сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия; • наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор); • порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными, содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами; • перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов; • • иные предусмотренные законом сведения
Фирменное наименование Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование. Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование. Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке не может содержать иные отражающие его организационно-правовую форму термины, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
Имущественная основа Имущество унитарного предприятия формируется при его создании за счет переданного ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
Размер уставного фонда 5000 ММРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия 1000 ММРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия
Управление Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия: • принимает решение о создании унитарного предприятия; • определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций; • определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия; • утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции; • принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия; • формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия; • назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными, содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами; • согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора; • утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия; • дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок; • осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества; • утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение; • дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия; • дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах; • дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок; • принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг; • • имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации
Ведение дел Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества этого предприятия, организует выполнение его решений и подотчетен ему
Ответственность участников Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества
Распоряжение имуществом Унитарное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества, или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника этого имущества. Движимым и недвижимым имуществом унитарное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными. Унитарное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества

Акционерное общество работников (народное предприятие)[3]. Народным предприятием признается общество, созданное путем преобразования коммерческой организации на основании договора между ее участниками и работниками предприятия. В нем работникам предприятия принадлежит пакет акций, номинальная стоимость которых составляет более 75% уставного капитала.

 

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования

участвуют в гражданско-правовых отношениях через свои органы, а в установленных законом случаях от их имени выступают граждане и юридические лица (ст. 125 ГК РФ). В публичных правоотношениях, т.е. в сфере регулирования и контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью, действуют, в пределах их компетенции, государственные органы и органы местного самоуправления.

В Российской Федерации осуществляется государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства, которая представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Основными целями государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (paбот, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджет.