Вопрос №3. Административно-правовая ответственность за нарушения в информационной сфере.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Администра­тивным правонарушением признается противоправное, виновное дей­ствие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлена административная ответственность. Данный вид юридической ответственности носит публичный характер, по­скольку административное наказание является установленной государ­ством мерой ответственности за совершенное правонарушение и при­меняется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В информационной сфере действующим законодательством пре­дусмотрен значительный перечень мер административного характера, применяемых к правонарушителям. Покажем эти меры подроб­нее, обратившись к тем из них, которые установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях, в области связи и инфор­мации.

Административно-правовые санкции, связанные непосредствен­но с информацией, определены в отношении нарушения установ­ленного законом порядка сбора, хранения, использования или рас­пространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11), нарушения правил зашиты информации (ст. 13.12), неза­конной деятельности в области защиты информации (ст. 13.13), разглашения информации с ограниченным доступом (ст. 13.14), зло­употребления свободной массовой информации (ст. 13.15), воспре­пятствования распространению продукции средства массовой ин­формации (ст. 13.16), нарушения правил распространения обяза­тельных сообщений (ст. 13.17), воспрепятствования уверенному приему радио- и телепрограмм (ст. 13.18), нарушения порядка пред­ставления статистической информации (ст. 13.19), нарушения пра­вил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20), нарушения порядка изготовления или рас­пространения продукции средства массовой информации (ст. 13.21), нарушения порядка представления обязательного экземпляра доку­ментов, письменных уведомлений, уставов и договоров (ст. 13.23). Иные составы действий, квалифицируемых в качестве админи­стративных правонарушений в информационной сфере, содержатся в разрозненном виде практически во всей Особенной части КоАП.

Административно-правовые санкции установлены, в частности, в отношении нарушения права гражданина на ознакомление со спи­ском избирателей, участников референдума (ст. 5.1), нарушения уста­новленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов (ст. 5.5), нарушения в ходе избирательной компании условий рекламы предприниматель ской и иной деятельности (ст. 5.9), изготовления или распространения анонимных агитационных материалов (ст. 5.12), непредоставления возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (ст. 5.13), умышленного уничтожения или повреждения печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (ст. 5.14), непредоставления сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25), непредоставле­ния информации, необходимой для проведения коллективных перего­воров и осуществления контроля за соблюдением коллективного дого­вора, соглашения (ст. 5.29), отказа в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39), уклонения от безвозмездной передачи копий геодезических или картографических материалов и данных в государ­ственный картографо-геодезический фонд РФ (ст. 7.25), сокрытия или искажения экологической информации (ст. 8.5), сокрытия сведений о внезаконном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных (ст. 10.7), нарушения законодательства о рекламе (ст. 14.3), непредоставления сведений, необходимых для осуществления налого­вого контроля (ст. 15.6), нарушения требований законодательства, ка­сающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.19), использования служебной информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.21), публичного размещения рекламы под видом ценных бумаг, документов, удостоверяющих денежные и иные обяза­тельства (ст. 15.24), непредоставления информации для составления списков присяжных заседателей (ст. 17.6), разглашения сведений о ме­рах безопасности (ст. 17.13), непредоставления сведений (информации) (ст. 19.7), непредоставления ходатайств, заявлений, сведений (инфор­мации) в антимонопольный орган, в орган регулирования естествен­ных монополий (ст. 19-8), нарушения законодательства о наименова­ниях географических объектов (ст. 19.10), предоставления ложных све­дений для получения удостоверения личности гражданина (паспорта) либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство (ст. 19.18), подделки документов, штампов, печатей или бланков, их использования, передачи либо сбыта (ст. 19.23), нарушения правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных техни­ческих средств, предназначенных для негласного получения информа­ции (ст. 20.23), несообщения сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (ст. 21.4), умышленной порчи или утраты документов воинского учета (ст. 21.7).

Значительный перечень административных правонарушений, со­держащихся в КоАП, касается противоправных действий в области связи. К их числу отнесены: самовольная установка или эксплуата­ция узла проводного вешания (ст. 13.1), самовольное подключение к сети электрической связи оконечного оборудования (ст. 13.2), са­мовольное проектирование, строительство, изготовление, приобрете­ние, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (ст. 13.3), нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации ра­диоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (ст. 13.4), нарушение правил охраны линий или сооружений связи (ст. 13.5), использование сертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи (ст. 13.6), несо­блюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи (ст. 13.7), изготовление, реализация или эксплуатация техни­ческих средств, не соответствующих стандартам или нормам, регу­лирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех (ст. 13.8), самовольное строительство или эксплуатация сооружений связи (ст. 13.9), изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты, международ­ных ответных купонов, использование заведомо поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей (ст. 13.10), повреждение телефонов-автоматов (ст. 13.24).

За совершение административных правонарушений в информа­ционной сфере установлены и применяются, как правило, такие виды административных наказаний, как предупреждение, админист­ративный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Так, согласно ст. 13.12 КоАП, нарушение условий, предусмот­ренных лицензией на осуществление деятельности в области защи­ты информации (за исключением информации, составляющей госу­дарственную тайну), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров опла­ты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также сертифицированных средств зашиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (за ис­ключением средств защиты информации, составляющей государст­венную тайну), влечет положение административного штрафа на гра­ждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией несертифицированных средств защиты инфор­мации или без таковой; на должностных лиц — от десяти до двадца­ти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой. В соответствии со ст. 13.20 КоАП нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оп­латы труда; на должностных лиц — от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Административно-правовая ответственность строится на началах вины, существующей в форме умысла и форме неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправ­ный характер своего действия (бездействия), предвидело его вред ные последствия и желало наступления таких последствий или соз­нательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возмож­ность наступления вредных последствий своего действия (бездейст­вия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно раcсчиты­вало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.