Вопрос №4. Субъекты рекламной деятельности.

Субъектами отношений, возникающих, изменяющихся и пре­кращающихся в процессе производства, размещения и распростра­нения рекламы, выступают рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспространители, потребители рекламы, спонсоры, саморе­гулируемые организации.

Рекламодателем признается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержа­ние рекламы лицо. В роли рекламодателей могут выступать различ­ные коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, органы государственной власти, иные государст­венные органы и органы местного самоуправления, а также муни­ципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления.

Рекламопроизводитель — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму. В качестве рекламопроизводителей могут вы­ступать отдельные специалисты, специализирующиеся на производст­ве рекламы организации, рекламно-информационные агентства, спо­собные разрабатывать рекламные материалы, готовить тексты рек­ламных сообщений и их художественное оформление, вырабатывать рекомендации для рекламодателя на основе изучения рекламируемого товара. Деятельность рекламопроизводителей, безусловно, является творческой и требует специальных знаний и навыков от осуществ­ляющих ее лиц. В случае необходимости рекламопроизводители мо­гут привлекать к своей работе специализированные организации, располагающие соответствующими материалами, техникой и обору­дованием, а также типографии, киностудии, фотостудии и т. п.

Рекламораспространителем признается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. В роли рекламораспространителей ча­ще всего выступают рекламно-информационные агентства, дейст­вующие в различных организационно-правовых формах, тесно со­трудничающие со средствами массовой информации и сторонними специалистами в области рекламной деятельности. Рекламораспространители могут не ограничиваться только распространением или размещением рекламной информации. Они, как правило, осуществ­ляют контроль выполнения заказов, разрабатывают планы ком­плексных рекламных кампаний, ведут расчеты с рекламодателями и средствами массовой информации, осуществляют монтаж и тех­ническое обслуживание рекламных конструкций, проводят реклам­ные мероприятия на выставках и ярмарках, поставляют рекламные сувениры и т. п.

Потребителями рекламы являются лица, на привлечение внима­ния которых к объекту рекламирования направлена реклама. Потре­бителями рекламы может являться практически все население, а равно отдельные группы людей, которых принято именовать кол­лективными покупателями определенного товара.

Спонсором признается лицо, предоставившее средства либо обес­печившее предоставление средств для организации и (или) проведе­ния спортивного, культурного или любого иного мероприятия, соз­дания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. Спонсор является самостоятельной фигурой, и его упоминание в рекламе, именуемой спонсорской, обязательно.

Саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объе­динение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспрост­ранителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этиче­ских норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнение.

В отличие от иных субъектов рекламной деятельности дейст­вующее законодательство о рекламе: наделяет саморегулируемую ор­ганизацию комплексом прав, реализуемых ею при осуществлении своей деятельности. Согласно ст. 32 Федерального закона «О рекла­ме» саморегулируемая организация в сфере рекламы, в частности, имеет право:

— представлять законные интересы членов организации в их отношениях с федеральными органами государственной власти, ор­ганами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;

— участвовать в рассмотрении антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения членами саморегулируемой организации законодательства РФ о рекламе;

— обжаловать в арбитражный суд нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, а также нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления;

применять в отношении членов саморегулируемой организа­ции предусмотренные учредительными и иными документами само­регулируемой организации меры ответственности, в том числе ис­ключение из членов организации;

разрабатывать, устанавливать и опубликовывать обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации пра­вила профессиональной деятельности в сфере рекламы;

осуществлять сбор, обработку и хранение информации о деятельности членов саморегулируемой организации, раскрытие которой осуществляется в форме отчетов в порядке и с периодич­ностью, которые установлены учредительными и иными документа­ми саморегулируемой организации;

осуществлять ведение реестра лиц, являющихся членами са­морегулируемой организации.