Вопрос №2. Особенности отдельных способов распространения рекламы.

Одной из функций рекламы является обеспечение информационной связи между производителями товаров, работ и услуг и их потребителями. Важнейшими предпосылками реализации этой функции выступают оптимальный выбор рекламных средств и соот­ветствующее этому выбору их применение и использование в зави­симости от той или иной сферы деятельности.

Законодательством о рекламе установлен ряд особенностей отдельных способов распространения рекламы применительно к некоторым сферам деятельности. Покажем указанные особенности под­робнее.

Особенности рекламы в телепрограммах и телепередачах определены в ст. 14 Федерального закона «О рекламе». К указанным особенностям, в частности, отнесены правила прерывания телепрограмм или телепередач и правила совмещения рекламы с телепрограммой или телепередачей.

К основным правилам прерывания телепрограмм или телепередач отнесены следующие:

а) прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой;

б) запрещено прерывать рекламой и совмещать с рекламой способом «бегущей строки» следующие телепередачи:

религиозные телепередачи;

телепередачи продолжительностью менее 15 минут.

При этом указанные телепередачи могут прерываться спонсор­ской рекламой непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием таких телепередач при условии, что общая продолжи­тельность рекламы не превышает 30 секунд;

в) не допускается прерывать рекламой, в том числе спонсор­ской рекламой, трансляцию агитационных материалов, распростра­няемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законо­дательством РФ о выборах и референдуме;

г) в детских и образовательных телепередачах, продолжитель­ность которых составляет не менее 15 минут, допускается распространение рекламы непосредственно в начале телепередачи продол­жительностью 1 минута и непосредственно перед окончанием теле­передачи продолжительностью 1 минута;

д) в детских и образовательных телепередачах, продолжитель­ность которых составляет не менее 25 минут, допускается распространение рекламы непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием телепередачи продолжительностью полторы ми­нуты;

е) в детских и образовательных телепередачах, продолжитель­ность которых составляет не менее чем сорок минут, допускается распространение рекламы непосредственно в начале телепередачи и непосредственно перед окончанием телепередачи продолжитель­ностью две с половиной минуты;

ж) в детских и образовательных телепередачах, продолжитель­ность которых составляет один час и более допускается распростра­нение рекламы непосредственно в начале телепередачи и непосред­ственно перед окончанием телепередачи продолжительностью три Минуты;

з) трансляция в прямом эфире или в записи спортивного со­ревнования может прерываться рекламой только в перерывах в ходе спортивных соревнований или во время их остановок. При этом трансляция в прямом эфире или в записи спортивного соревнова­ния, в котором не предусмотрены перерывы или остановки, может прерываться рекламой таким образом, чтобы прерывание трансля­ции не привело к потере части существенной информации о спор­тивном соревновании. Общая продолжительность такой рекламы не может превышать 20% фактического времени трансляции спортив­ного соревнования;

и) иные телепередачи, в том числе художественные фильмы, могут прерываться рекламой таким образом, чтобы продолжитель­ность каждого прерывания телепередач рекламой не превышала 4 минуты.

К. основным правилам совмещения рекламы с телепрограммой от­несены следующие:

а) при совмещении рекламы с телепрограммой способом «бегу­щей строки" или иным способом ее наложения на кадр транслируе­мой телепрограммы реклама не должна:

занимать более чем 7% площади кадра;

накладываться на субтитры, а также надписи разъясняющего характера;

б) общая продолжительность распространяемой в телепрограм­ме рекламы, прерывание телепрограммы рекламой, совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превы­шать более 15% времени вещания в течение часа.

Не допускается распространение рекламы в телепередачах, транслируемых в соответствии с Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государ­ственных средствах массовой информации» (обращения и заявления Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Пра­вительства РФ, торжественные церемонии вступления в должность Президента РФ, открытия первых заседаний Совета Федерации, Го­сударственной Думы, нового Правительства РФ и т. д.). Не допус­кается распространение рекламы в телепрограммах в дни траура, объявленные в РФ.

При трансляции рекламы уровень звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превы­шать средний уровень звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи.

Указанные выше ограничения в отношении рекламы отдельных видов товаров в телепрограммах не распространяются:

на рекламу, размещенную в месте события, транслируемого в прямом эфире или в записи, за исключением специально создан­ных для трансляции постановок;

рекламу, распространяемую в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических уст­ройств.

Кроме того, указанные выше требования, касающиеся рекламы в телепрограммах и телепередачах, не распространяется:

на размещаемую в телепрограммах информацию о телепере­дачах, транслируемых по соответствующему телеканалу;

логотип телепрограммы и информацию о данной телепро­грамме.

Особенности рекламы в радиопрограммах и радиопередачах уста­новлены нормами ст. 15 Федерального закона «О рекламе» и анало­гичны особенностям рекламы в телепрограммах и телепередачах, касающимся прерывания последних.

К основным правилам прерывания радиопрограмм и радиопередач отнесены следующие:

а) прерывание радиопрограммы или радиопередачи рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рек­ламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой;

б) в радиопрограммах не допускается прерывать рекламой сле­дующие радиопередачи:

— религиозные радиопередачи;

— радиопередачи продолжительностью менее 15 минут.

При этом указанные радиопередачи могут прерываться спонсор­ской рекламой непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием радиопередачи при условии, что общая продолжитель­ность такой рекламы не превышает 30 секунд;

в) не допускается прерывать рекламой трансляцию агитацион­ных материалов, распространяемых в радиопрограммах и радиопе­редачах в соответствии с законодательством РФ о выборах и о ре­ферендуме;

г) в детских и образовательных радиопередачах в зависимости от их продолжительности допускается распространение рекламы не­посредственно в начале радиопередачи и перед ее окончанием про­должительностью одна, полторы, две с половиной и три минуты;

д) радиотрансляция в прямом эфире или в записи спортивных соревнований может прерываться рекламой только в перерывах в ходе спортивных соревнований или во время их остановок;

е) иные радиопередачи могут прерываться рекламой столько раз, сколько пятнадцатиминутных периодов включают в себя эти радиопередачи, а также дополнительно спонсорской рекламой непо­средственно в начале и непосредственно перед окончанием радио­передачи при условии, что общая продолжительность такой спон­сорской рекламы не превышает тридцать секунд.

Не допускается распространение рекламы в радиопередачах, транслируемых в соответствии с Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государ­ственных средствах массовой информации», а также в радиопро­граммах в дни траура, объявленные в РФ.

Указанные выше требования не распространяются на:

— размещаемую в радиопрограммах информацию о радиопере­дачах, транслируемых по соответствующему радиоканалу;

— сообщения о названии радиопрограммы и частоте ее веде­ния, а также иную информацию о данной радиопрограмме.

Особенности рекламы в периодических печатных изданиях и при кино- и видеообслуживании закреплены в нормах ст. 16 и 17 Феде­рального закона «О рекламе».

Так, размещение текста рекламы в периодических печатных из­даниях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рек­ламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем 40% объема одного номера перио­дических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сооб­щениях и материалах рекламного характера и на обложке и в вы­ходных данных которых содержится информация о такой специали­зации.

При кино- и видеообслуживании не допускается прерывание рекламой демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма.

Особенности рекламы, распространяемой по сетям электросвязи и размещаемой на почтовых отправлениях, определены в ст. 18 Федерального закона «О рекламе». Согласно указанной статье распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефон­ной связи (мобильные телефоны), допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рек­ламы. При этом реклама признается распространенной без предвари­тельного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан незамедлительно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Законом запрещено использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) на­бора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

При предоставлении телефонных соединений на условиях по­временной оплаты время, в течение которого распространяется рек лама, не должно учитываться при определении стоимости такой услуги телефонной связи.

Размещение рекламы на почтовых отправлениях допускает при наличии разрешения, выдаваемого федеральным органом дополнительной власти в области связи в определяемом Правительством РФ порядке.

Особенности наружной рекламы и установки рекламных конструкций определены законодателем в ст. 19 Федерального закона «О рекламе». Согласно указанной статье распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, именуемых рекламными конструкциями, а также монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, либо расстановочных пунктах движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, в разрешительном порядке и с соблюдением требований, установленных законодательством о рекламе. При этом рекламная конструкция должна использовать­ся исключительно в целях распространения рекламы и соответство­вать требованиям технического регламента. Распространение рекла­мы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином при­способлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, например светофоре, не допускается.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществля­ется ее владельцем по договору с собственником земельного участ­ка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присое­диняется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Зако­нодатель не относит указанный договор к числу поименованных в ГК РФ и называет его договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Очевидно, что указанный договор относит­ся к числу смешанных и должен содержать элементы различных до­говоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, например, элементы договора аренды и строительного подряда.

В случае если недвижимое имущество, к которому присоединя­ется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на ограниченном вещном праве, договор на установку и экс­плуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладаю­щим ограниченным вещным правом, например правом хозяйствен­ного ведения или оперативного управления.

В случае если недвижимое имущество, к которому присоединя­ется рекламная конструкция, передано собственником в доверитель­ное управление, указанный договор заключается с доверительным управляющим, если иное не предусмотрено договором доверитель­ного управления имуществом.

На период действия договора владелец рекламной конструкции наделяется правом беспрепятственного доступа к недвижимому имуществу, к которому присоединяется рекламная конструкция, и пользования этим имуществом для целей, связанных с осуществ­лением прав владельца рекламной конструкции, в том числе с ее эксплуатацией, техническим обслуживанием и демонтажем.

Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на ее установку, выдаваемого на основании заявления собственника, управомоченного им лица, в том числе арендатора, субъекта ограниченного вещного права, доверительного управляю­щего либо владельца рекламной конструкции органом местного са­моуправления муниципального района или органа местного само­управления городского округа, на территориях которых предполага­ется осуществить установку рекламной конструкции.

Установка рекламной конструкции без разрешения не допуска­ется. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления1.

Порядок подачи заявления на получение разрешения на установку рекламной конструкции и требования к ею содержанию определены в пп. 11—20 ст. 19 Федерального закона «О рекламе».

В случае аннулирования разрешения или признания его недей­ствительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого иму­щества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца.

При невыполнении обязанности по демонтажу рекламной кон­струкции орган местного самоуправления вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществления де­монтажа рекламной конструкции. В случае принятия судом или ар­битражным судом решения о принудительном демонтаже рекламной конструкции ее демонтаж, хранение или уничтожение осуществля­ется за счет собственника или иного законного владельца недвижи­мого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владель­ца такого недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с де монтажом, хранением или уничтожением рекламной конструкции.

Указанные выше требования, касающиеся получения разреше­ния на установку рекламных конструкции, не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли и уличные зонтики.

Особенности рекламы на транспортных средствах и с их использованием установлены в ст. 20 Федерального закона «О рекламе». Со­гласно указанной статье размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рек­ламодателем с собственником транспортного средства или уполно­моченным им лицом либо с лицом, обладающим ограниченным вещным правом на транспортное средство. При этом использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещается. В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона «О рекламе» запрещается размещение рекламы на транспортных средствах:

специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской;

оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;

— федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях кото­рых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне;

— предназначенных для перевозки опасных грузов.

Размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, согласно прямому указанию законодателя, не является рекламой.

Основным требованием, предъявляемым к рекламе, размещен­ной на транспортных средствах, является то, что указанная реклама не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ог­раничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать требова­ниям технических регламентов.

Не допускается с использованием транспортных средств распро­странение звуковой рекламы, а также звуковое сопровождение рек­ламы.