Вопрос №1. Понятие средств массовой информации и требования, предъявляемые к их использованию.
Тема №7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Средства массовой информации рассматривают в последнее время не столько в качестве средств общения, с помощью которых происходит передача сведений от человека к человеку или массам людей, сколько в облике института демократии, охраняющего интересы личности, общества и государства. Подобный акцент обусловлен прежде всего необходимостью дополнительной поддержки таких социальных ценностей, как свобода выражения мнений и убеждений, политический и идеологический плюрализм, свобода мысли и слова и т. п., которые гарантированы Конституцией Российской Федерации.
Подход к средствам массовой информации как своеобразным выразителям мнений и инструментам получения и распространения общественно значимых сведений нашел свое отражение в Законе РФ «О средствах массовой информации», который развивает и конкретизирует принцип свободы массовой информации, закрепленный в части пятой ст. 29 Конституции РФ. Названный Закон является базовым в сфере правового регулирования отношений, возникающих по поводу организации деятельности средств массовой информации, их отношений с гражданами и организациями, порядка распространения массовой информации.
Согласно ст. 2 указанного Закона под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле- или видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Из данного определения следует, что средство массовой информации в его легальной интерпретации есть не что иное, как одна из форм распространения информации. Таких форм может существовать сколь угодно много, но наиболее значимые и известные из них законодатель выделил в отдельный перечень.
Это, прежде всего, периодическое печатное издание, под которым понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, т. е. своего рода материальный носитель с зафиксированной на нем информацией с определенными реквизитами.
Следующая форма распространения — это радиопрограмма, т.е. совокупность периодических аудиосообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в радиоэфир не реже одного раза в год. Радиопрограмма также является своеобразным материальным носителем, существующим в виде физического электромагнитного поля, отображающего то либо иное аудиосообщение в форме сигналов определенного частотного спектра.
Телепрограмма, как форма распространения информации, представляет собой совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в телеэфир не реже одного раза в год. Как и радиопрограмма, теле программа существует в виде физического электромагнитного поля, отображающего аудиовизуальное сообщение в форме сигналов определенного частотного спектра.
Еще одной формой распространения информации выступают видео- и кинохроникальные программы, под которыми понимается совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов, имеющих постоянное название и выходящих в свет не реже одного раза в год. Видео- и кинохроникальные программы существуют в виде кинопленок, видеокассет (иных материальных носителей), на которых по определенной технологии зафиксированы видео- и звуковые сигналы.
Законодатель выделяет группу специализированных средств масс вой информации, понимая под ними ту часть средств массовой ин формации, в отношении которой законом установлены специальные правила их регистрации или распространения продукции средств.
Специальные правила регистрации определены для:
· средств массовой информации, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
· периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;
· радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;
· аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.
К специализированным средствам массовой информации, по основанию особенностей распространения их продукции, причислены эротические издания, представляющие собой периодические издания или программы, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.
Еще одной разновидностью средств массовой информации выступают так называемые иные средства массовой информации, в числе которых в ст. 24 Федерального закона «О средствах массовой информации» называются печатные издания, созданные с помощью компьютеров и (или) хранящиеся в банках и базах данных, иные средства, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений, системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети.
В основу использования средств массовой информации положен принцип свободы массовой информации, который получил правовое закрепление и развитие в ст.1 Закона РФ «О средствах массовой информации». Согласно названной статье в Российской Федерации не подлежат ограничениям, за исключениями случаев, установленных законодательством о средствах массовой информации:
· поиск, получение, производство и распространение массовой информации;
· учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;
· изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.
Презюмируя свободу массовой информации, законодатель счел необходимым провозгласить тезис о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. Этот тезис получил развернутое выражение в ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» в виде нормы, запрещающей использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещено, кроме того, использование в телевидеокинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.
Важнейшей гарантией свободы массовой информации выступает законодательно установленное правило о недопустимости цензуры массовой информации. Согласно ст. 3 Закона РФ «О средствах массовой информации» цензура массовой информации понимается как требование от редакции средства массовой информации, выдвигаемое со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Не допускается и создание, а равно финансирование организаций, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цезуры массовой информации.
Рассматривая понятие средств массовой информации и давая краткую характеристику их отдельным разновидностям, мы следовали юридической конструкции этих средств, предложенной и закрепленной действующим законодательством. Однако легальная конструкция далеко не безупречна, поскольку противоречий в ней более чем достаточно. Анализ нормативного материала, сосредоточенного в Законе РФ «О средствах массовой информации», показывает, что законодателю вслед за разработчиками Закона не удалось в полной мере и недвусмысленно определиться с таким важным вопросом, как вопрос об отнесении средства массовой информации к объекту права либо к его субъекту. Из закона следует, что средство массовой информации, с одной стороны, ни то, ни другое, а с другой — и то, и другое. Говоря иными словами, реализован популярный в последнее время метод обозначения «как бы», согласно которому средство массовой информации «как бы объект права» и в то же время «как бы субъект права». Представляется, что законотворчество от использования подобных приемов должно решительно отказаться.
К объекту права средство массовой информации причислить весьма непросто, поскольку:
а) ему придана способность продуцировать отдельные издания, выпуски, тиражи и программы (абз. 6 ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации»);
б) ему придана способность к осуществлению деятельности (гл. II Закона РФ «О средствах массовой информации»);
в) средство массовой информации, как и юридическое лицо, должно быть учреждено (ст. 7 Закона РФ «О средствах массовой информации»), его деятельность может быть прекращена или приостановлена (ст. 16 Закона РФ «О средствах массовой информации»).
Указанные признаки «жизнедеятельности» более подходят к субъекту права, нежели к его объекту. Но в числе поименованных юридических лиц, точнее их организационно-правовых форм, средство массовой информации не значится. Поэтому оно и не юридическая личность. Роль последней играет, как известно, редакция зарегистрированного средства массовой информации.
В литературе делаются попытки обоснования принадлежности средства массовой информации к объектам права. Так, М. А. Федотов рассматривает средство массовой информации «как объект права sui generis, сходный с другими объектами интеллектуальной собственности и сконструированный как юридическая фикция». К подобному выводу М. А. Федотова, очевидно, подвигло попутно сделанное им «открытие», заключающееся в том, что «средство массовой информации — это результат интеллектуальной деятельности, имеющий название в качестве средства индивидуализации...».