Четырехопорные роторы

Место размещения подвижных соединений

Требования к подвижным соединениям

Выбор конструкции и места соединения роторов ОК и ГТ

Соединение может быть выполнено жестким (болтовое) или подвижное (эвольвентные шлицы, стяжные или сферические элементы). Неподвижные элементы соединения используются обычно в двухопорных роторах одновальных двигателей или каскада ВД ТРДД.

Подвижные – в 3-х и 4-х опорных роторах одновальных двигателей и в роторах каскадов СД и НД ТРДД. Они допускают перекос осей до 1,5°, позоляют снизить требования к соосности, обеспечить модульность и статическую определимость системы.

1. Конструктивная простота и надежность

2. Допустимость подхода к соединениям инструментами сборки, разборки и контроля.

Рекомендация в одном – соединение стремятся сделать ближе к одной из опор, чтобы исключить нагружение его изгибом от инерционных масс ротора. В 2-х и 3-х опорном роторе СД и НД соединение роторов может располагаться или в опоре ОК, или в опоре ГТ – все определяется конкретной конструкцией.

Достоинство – повышенная жесткость ротора.

Недостаток – система дважды статически неопределима. Из-за этого значительно усложняется сборка ротора.

Например, в двигателе НК-12 роликоподшипник перед турбиной зачастую работал с недогрузкой вследствие неопределенности своего положения. Из-за этого возникало проскальзывание роликов, ведущее к их преждевременному износу. Для устранения этого дефекта в настоящее время задняя опора при сборке смещается вниз на 0,17мм, что как бы «переламывает» ось двигателя, за счет чего догружается передний роликовый подшипник турбины.

Другие примеры четырехопорной конструкции роторов – ТР-1 (1947г), АЛ-5 (Люлька, 1952г). Таким образом, четырехопорные двигатели использовались только в самом начале широкого применения газотурбинной техники. Сейчас в основном используются трехопорные и даже двухопорные (Д-36) роторы.