Военно-политические возможности и планы сторон.

Германо-советский договор.

В этих условиях правительства Великобритании и Франции были вынуждены принять предло­жение СССР о заключении договора о взаимопомощи. Но на пе­реговоры в Москву западные державы отправили второстепен­ных чиновников, не имевших полномочий для заключения до­говора. Главным препятствием, однако, стала позиция Польши: советские войска могли вступить в борьбу с германской армией, лишь пройдя через территорию Польши, на что та категориче­ски не соглашалась, а западные страны не предприняли ничего для изменения этой позиции. Переговоры были сорваны.

Тогда СССР принял предложение Германии о переговорах. 23 августа 1939 г. в Москву прилетел министр иностранных дел Германии И. Риббентроп. Он в кратчайший срок согласовал с нар­комом иностранных дел В. М. Молотовым все детали соглашения. Вечером 23 августа советско-германский договор, получивший неофициальное название пакт Молотова — Риббентропа, был под­писан. Обе стороны обязались воздерживаться от нападения друг на друга и не поддерживать ни в какой форме третью державу, напавшую на страну, подписавшую соглашение. Согласно секрет­ному протоколу к договору СССР и Германия разграничивали сферы своих интересов в Европе. К сфере интересов СССР отно­сились Финляндия, Эстония, Латвия и часть Польши, к сфере интересов Германии — часть Польши и Литва. Позже Литва была отнесена к сфере интересов СССР, а Финляндия — Германии.

Пакт Молотова — Риббентропа сорвал попытки Запада напра­вить германскую агрессию исключительно против СССР. Одно­временно он нанес удар по союзу Германии и Японии. Именно в период заключения пакта шли бои между советскими и японски­ми войсками на реке Халхин-Гол в Монголии. Вскоре японцы потерпели там поражение, так же как в 1938 г. на озере Хасан.

 

Руковод­ство Германии еще в 1937—1938 гг. взяло курс на развязыва­ние большой войны. Однако среди представителей генералитета и промышленников страны не было единства по вопросу воен ной стратегии. Одни планировали напасть на Советский Союз, заблаговременно заручившись поддержкой Запада. Другие счи­тали ближайшей целью полную отмену положений Версальско­го договора, для чего нужно было нанести удар на Западе. На­цисты понимали, что для Германии война на два фронта неиз­бежно закончится поражением, поэтому надо как можно быстрее разбить противника на одном из направлений. Эта необходи­мость, а также нехватка ресурсов породили идею блицкрига — молниеносной войны. Гитлер принял решение готовиться вна­чале к ревизии Версальского мира. Однако в своей пропаганде гитлеровцы выдвинули на первый план лозунг «Дранг нах Остен» («Натиск на Восток»), учитывая стремление западных держав направить германскую агрессию против СССР.

К началу Второй мировой войны Германия приобрела мощ­ный военно-экономический потенциал. С 1935 по 1939 г. в Гер­мании было подготовлено 5,5 млн солдат, ее сухопутная армия достигла численности более 2,5 млн человек. Были созданы ВВС, летный состав прошел подготовку в ходе Гражданской войны в Испании. Там же были испытаны новые виды оружия. С 1935 г. развернулась программа строительства военно-морского флота.

После поражений на озере Хасан и реке Халхин-Гол и заклю­чения советско-германского договора японское правительство предпочло «южный» вариант экспансии — захват владений ев­ропейских держав и США на Тихом океане и в Азии.

Советское правительство прилагало все усилия для укрепле­ния обороноспособности страны. Особое внимание уделялось ускоренному развитию военной промышленности. Создавались крупные государственные резервы, строились предприятия-дублеры на Урале, в Поволжье, Сибири, Средней Азии.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какова была расстановка сил в мире накануне Второй мировой войны? Что препятствовало обузданию стран-агрессоров?

2. Как был заключен германо-советский договор? В чем состояли его условия? Каковы были последствия этого договора?

3. Охарактеризуйте военно-политические планы сторон накануне войны.

4. Историки спорят о том, какая сторона больше выиграла от за­ключения советско-германского договора 23 августа 1939 г. Ар­гументированно выскажите свою точку зрения по данной про­блеме.