Вопрос №1. Понятие правового режима информации и его разновидности.

Термином правовой режим довольно часто оперируют в юриди­ческой литературе. Достаточно назвать работы таких авторов, как С. С. Алексеев, Н. И. Матузов, А. В. Малько, В. Б. Исаков, Б. В. Ерофеев, В. Ф. Попондопуло, Д. Н. Бахрах, чтобы обозначить масштабы применения и отраслевую географию данного понятия.

Наиболее обстоятельный анализ правового режима делается в ра­ботах С. С. Алексеева, который понимает под ним порядок регули­рования, выраженный в комплексе правовых средств, характери­зующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволе­ний, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования.

Очевидно, что любая направленность, должна харак­теризоваться мерой возрастания либо убывания регулирующих воз­действий на данный информационный комплекс общественных отношений. Такими регулирующими воздействиями будут дозволения и фак­тические управомочия, с одной стороны, и обязывания и запреты — с другой.

На практике термин «фактическое управомочие» может быть применен в отношении сведений, составляющих коммерческую и служебную тайну и обладатель которых не наделяется какими-либо исключительными правами на данный объект гражданских прав, но располагает фактической монополией на него.

Если регулирование информационных отношений характеризуется мерой возрастания дозволений либо фактических, управомочии что равнозначно мере убывания запретов и обязываний. мы можем говорить о льготном информационном режиме.

Если регулирование информационных отношений характеризуется мерой убывания дозволений либо фактических управомочий, что равнозначно мере возрастания запретов и обязываний, мы можем говорить об ограничительном информационном режиме.

Льготный и ограничительный режимы, если прибегнуть к терминологии С.С. Алексеева, являются генеральными юридическими режимами и выступают в качестве заглавных, например, для гражданского и административного права соответственно. Эти режимы будут служить наиболее общими и при дифференциации правового режима информации на режим свободного и режим ограниченного доступа.

Вместе с тем в силу широты диапазона проявлений информации общие ее режимы модифицированы в частные, которые характеризуют специфику правовой регламентации отдельных сфер циркуляции. Однако ни в теории, ни на практике не выработано единого подхода к частным правовым режимам информации, хотя отдельные сферы общественных отношений по ее поводу уже там подверглись правовому опосредованию. Имеются в виду сферы правовой охраны интеллектуальной продукции, документированной и формации и сфера регулирования режима сведений, составляющих служебную, коммерческую, банковскую, государственную и некоторые другие виды тайн.

Отмеченное выше позволяет осуществить классификацию частных правовых режимов информации по основанию их принадлежности к режиму свободного или ограниченного доступа.

Режим свободного доступа будут образовывать режим исключительных прав, режим информации, отнесенной к общественному достоянию, и режим массовой информации.

Режим ограниченного доступа будут составлять режим конфиденциальной информации и режим информации, отнесенной к государственной тайне.

Законодатель в ряде федеральных законов формулирует перечни отдельных категорий сведений, доступ к которым не подлежит како­му-либо ограничению. Так, согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не может быть ограничен доступ:

· к нормативным правовым актам, затрагивающим права, сво­боды и обязанности человека и гражданина, а также устанавливаю­щим правовое положение организаций и полномочия государствен­ных органов, органов местного самоуправления;

· информации о состоянии окружающей среды;

· информации о деятельности государственных органов и ор­ганов местного самоуправления, а также об использовании бюджет­ных средств (за исключением сведений, составляющих государст­венную или служебную тайну);

· информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначен­ных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций та­кой информацией;

· иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Аналогичный перечень содержит и Закон РФ «О государствен­ной тайне». В соответствии со ст. 7 указанного Закона, не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безо­пасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о сти­хийных бедствиях, их официальных прогнозах и их последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам предприятий, учреждениям, организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах России; о состоянии здоровья высших должностных лиц России; о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Специальной оговорки требует правовой режим документированной информации. Этот режим не подпадает под классификационное основание, сконструированное как мера доступности сведений, поскольку отражает форму представления информации и характеризует ее связь с материальным носителем. Однако режим документированной информации не отвергает возможности отнесения ее к разряду свободно или ограниченно доступных. По отношению к режиму документированной информации режимы свободного и ограниченного доступа будут являться юридически первичными.