Вопрос №2. Структура и общая характеристика информационного законодательства.

Несмотря на то, что информационное законодательство находится на этапе своего становления, уже сегодня можно говорить о на некой его упорядоченности. В основу этой упорядоченности положен принцип иерархии, выражающийся в соподчиненности актов различного уровня, который присущ всем отраслевым структурам законодательства. Информационное законодательство в данном отношении не является исключением. Существует несколько уров­ней нормативных правовых актов, регулирующих информационные отношения.

Первый уровень, который можно условно назвать конституци­онным, отражает ведущую роль Конституции РФ в информацион­но-правовом нормотворчестве. Он представлен рядом конституци­онных норм, к которым мы обращались выше.

Второй уровень нормативных правовых актов составляют акты информационного законодательства. Специфика данного уровня со­стоит в том, что федеральные законы, регулирующие отношения в информационной сфере, а равно иные принятые в соответствии с ними нормативные акты подчинены Конституции РФ и не могут ей противоречить.

Среди законов выделяется базовый для информационной сферы ФЗ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», пришед­ший на смену ФЗ от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» и всту­пивший в силу 29.07.2006 г.

Новым Федеральным законом регулируются три группы взаимо­связанных между собой отношений, складывающихся при:

- осуществлении права на поиск, получение, передачу, произ­водство и распространение информации;

- применении информационных технологий;

- обеспечении зашиты информации.

Указанный ФЗ состоит из 18 статей и в значи­тельной степени отличается от своего предшественника как компо­зиционно, так и в содержательном плане. Наиболее существенным отличием Закона 2006 г. от Закона 1995 г. следует признать отказ законодателя от института информационных ресурсов, который яв­лялся ключевым в прежнем законе и во многом предопределял структуру и характер подачи нормативного материала. Кроме того, институт информационных ресурсов широко применяется в иных Федеральных законах и подзаконных актах, что, видимо, потребует их пересмотра

В Законе 2006 г. получили закрепление вопросы, связанные, в частности, с правомочиями обладателя информации (ст. 6), правом на доступ к информации (ст. 8), ограничением доступа к информации (ст. 9), распространением информации или ее предоставлением документированием информации (ст. 11), государственным регулированием отношений в сфере применения информационных технологий (ст. 12), структурой и построением информационных систем (ст., 13, 14), использованием информационно-телекоммуникационных систем (ст. 15), защитой информации (ст. 16) ответственностью за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации (ст. 17).

К актам информационного законодательства федерального уровня относится и Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов». Данный нормативный акт определяет политику государств в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования библиотечно-информационной фонда России и развития системы государственной библиографии предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование. Этим Законом установлены виды обязательного экземпляра документов, категории производителей и получателей, сроки и порядок доставки обязательного экземпляра документов, ответственность за их нарушение. Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» отличает от упомянутых выше законов сугубо административно-правовой характер регулирования.

Видное место среди законов, регулирующих отношения в ин формационной сфере, занимает Закон РФ «О средствах массово информации», представляющий собой комплексный нормативный акт, регламентирующий отношения, возникающие в процессе организации и функционирования средств массовой информации. Он состоит из восьми глав, объединяющих более 60 статей. В основных разделах Закона нашли правовое опосредование вопросы организации деятельности средств массовой информации, распространения массовой информации, отношений средств массовой информации с гражданами и организациями, прав и обязанности журналиста межгосударственного сотрудничества в области массовой информации, ответственности за нарушение законодательства о средств массовой информации.

Особое место среди нормативных актов, регулирующих отношения по поводу информации, принадлежит Закону РФ «О государственной тайне». Данным нормативным правовым актом регламентируются отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Закон включает восемь разделов объединяющих 32 статьи. В них впервые законодательно определено понятие государственной тайны, установлены принципиальные положения о порядке отнесения тех либо иных сведений к государственной тайне, о допуске к ней юридических и физических лиц, закреплены властные полномочия органов государственной власти и должностных лиц по вопросам отнесения сведений к государственной тайне. В Законе опосредова­ны вопросы деятельности по распоряжению сведениями, со­ставляющими государственную тайну, вопросы контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны. Закон «О государственной тайне» юридически оформляет одно из важнейших направлений деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и должност­ных лиц в комплексе публично-государственных функций по обеспечению безопасности страны. Вполне естественно, что в Законе доминирует административно-правовой характер регу­лирования.

Федеральный закон «О связи» устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерации, определяет полномочия органов государст­венной власти по регулированию этой деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в дея­тельности, осуществляемой в области связи.

К законам, регулирующим информационные отношения, от­носится и Федеральный закон «Об электронной цифровой подпи­си». Его целью является обеспечение правовых условий исполь­зования электронной цифровой подписи в электронных докумен­тах. К важнейшим положениям Закона относятся нормы об условиях признания равнозначности электронной цифровой под­писи и собственноручной подписи (ст. 4), об использовании средств электронной цифровой подписи (ст. 5), о статусе и дея­тельности удостоверяющих центров (ст. 8, 9), об особенностях использования электронной цифровой подписи в сфере государ­ственного управления (ст. 16) и в корпоративной информацион­ной системе (ст. 17).

Отношения, связанные с отнесением информации к коммерче­ской тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников отношений, в том числе государства, на рынке товаров, ра­бот и услуг регулируются Федеральным законом «О коммерческой тайне».

В круг нормативных правовых актов того же уровня может быть включен еще ряд Федеральных законов; «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «О государственной поддержки средств массовой информации и книгоиздания в Российской Феде рации», «О персональных данных».

Последний из названных законов регулирует отношения связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящим в систему органов местного самоуправления муниципальными образованиями, юридическими лицами, физическими лицам с использованием средств автоматизации или без использован таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий, совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

Помимо названных выше, существует множество законов непосредственно не направленных на регулирование информа­ционных отношений, но содержащих отдельные статьи, посвя­щенные информации или связанные с ней. К их числу следит отнести Федеральные законы «О рекламе», «О библиотечном деле», «Об архивном деле в Российской Федерации», «О почтовой связи», «О естественных монополиях», Закон РФ «О не­драх».

Часть норм информационного характера содержится ив ГК РФ. Так, ст. 128 относит информацию к объектам гражданских прав ст. 139 посвящается служебной и коммерческой тайне, ст. 150 отно­сит личную и семейную тайну к нематериальным благам, ст. 726 устанавливает обязанность подрядчика передать информацию заказчику, ст. 857 посвящается банковской тайне, ст. 946 посвящается тайне страхования.

Среди федеральных актов информационного законодательства выделяются подзаконные нормативные правовые акты, в числе которых ведущая роль принадлежит указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. В числе указов Президента РФ назовем следующие:

- Указ Президента РФ от 11 февраля 2006 г. № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»

- Указ Президента РФ от 6 октября 2004 г. № 1286 «Вопро­сы Межведомственной комиссии по защите государственной тай­ны»;

- Указ Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609 "Об утвержде­нии Положения о персональных данных государственного граждан­ского служащего Российской Федерации и ведении его личного де­ла»;

- Указ Президента РФ от 17 мая 2004 г. № 611 "О мерах по обеспечению безопасности Российской Федерации в сфере между­народного информационного обмена»;

- Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утвержде­нии Перечня сведений конфиденциального характера».

В числе правительственных актов следует выделить:

- постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правитель­ства РФ и федеральных органов исполнительной власти»;

- постановление Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»;

- постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 348 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации»;

- постановление Правительства РФ от 18 февраля 2005 г, № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий»;

- постановление Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003 «О порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне».

Наряду с указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ источниками информационного права выступают акты центральных органов государственного управления РФ (ведомственные нормативно-правовые акты). В области информационных отношения существует значительное их количество. Тематика и направленность данных актов зависит от компетенции издавшего их органа.

Так, приказом ФСБ России от 13 ноября 1999 г. № 564 утверждено Положение о системе сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности для сведений, составляющих государственную тайну (система сертификации СЗИ-ГТ), которым определяются организационная структура системы сертификация СЗИ-ГТ. порядок проведения сертификации и инспекционного контроля, требования к нормативным и методическим документам по сертификации СЗИ-ГТ, а также виды средств зашиты информации, подлежащих сертификации в системе сертификации СЗИ-ГТ.

Приказом ФСБ РФ от 9 февраля 2005 г. № 66 утверждено Положение о разработке, производстве, реализации и специализация шифровальных (криптографических) средств информации (Положение ПКЗ-2005), приказом Росархива РФ от 27 ноября 2000 г. № 68 утверждена Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.

Важным элементом системы законодательства РФ в информационной сфере являются международные соглашения. В соответствии с ч.4 ст. 15 Конституции РФ, нормы международных договоров обладают приоритетом по отношению к противоречащим им правилам внутригосударственных законов. Это относится как к многосторонним, так и к двусторонним договорам.

Особое место среди многочисленных многосторонних соглашений, содержащих информационные нормы-принципы, занимают Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.. Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. В этих документах нашли свое воплощение международные принципы и стандарты, провозглашающие право на свободу информации, которое, однако, налагает особые обязанности и особую ответственность, сопряженные с некоторыми ограничениями прав и свобод.

В числе соглашений в области информации, заключенных в рам­ках Содружества Независимых Государств, следует назвать Соглашение о сотрудничестве в области информации от 9 октября 1992 г., направленное на совершенствование различного рода информаци­онных обменов. Соглашение об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 г., посвященное мерам по созданию единой рас­пределенной системы обмена правовой информацией. Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией от 26 июня 1992 г., которым, в частности, определяются вопросы раз­вития информационных ресурсов, условия их совместного исполь­зования и доступа к совместно созданным ранее информационным ресурсам, Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией от 24 апреля 1992 г., целью которого является необходимость сохранения информационного взаимодействия при решении задач борьбы с преступностью, охра­ны общественного порядка.

Важнейшим документом, призванным к организации и активи­зации деятельности международного сообщества в области форми­рования глобального информационного общества, является Окинавская хартия глобального информационного общества, принятия в июле 2000 г. представителями восьми ведущих стран так называе­мой «восьмерки». Этот документ устанавливает основные принципы вхождения государств в глобальное информационное общество. К их числу относятся следующие положения, которые должны при­меняться при осуществлении политики формирования и развития информационного общества.

Во-первых, развитие информационно-коммуникационных техно­логий, которые выступают жизненно важным стимулом мировой экономики и фактором, влияющим на образ жизни людей, их обра­зование, работу и формирование гражданского общества.

Во-вторых, развитие информационно-коммуникационных техно­логий должно содействовать гражданам и обществу в использовании знаний и идей. Информационно-коммуникационные технологии должны служить достижению взаимодополняющих целей обеспече­ния устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия в области Укрепления демократии, транспарентного и ответственного управле­ния, международного мира и стабильности,

В-третьих, все люди повсеместно и без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального ин­формационного общества.

В-четвертых, укрепление соответствующей политики и норма­тивной базы, которые должны стимулировать конкуренцию и новаторство, содействовать сотрудничеству, борьбе со злоупотреблением оптимизации глобальных сетей.

В-пятых, ликвидация международного разрыва в области формации и знаний.

Окинавская хартия, и это специально подчеркивается в моменте, является, прежде всего, призывом, должным изменить методы взаимодействия стран по пути продвижения социального и экономического прогресса.