Вопрос №1. Информационное законодательство и его система.
Тема №3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Информационное законодательство - это совокупность законов, иных нормативно-правовых актов, с помощью и посредством которых государство устанавливает, изменяет либо прекращает действия соответствующих информационно-правовых норм.
Наряду с законодательством иных отраслевых принадлежностей информационное законодательство включено в систему источников информационного права и является основной их разновидностью.
Систему информационного законодательства образуют различные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, посвященные прямому или опосредованному регулированию отношений, объектом которых является информация, производные от нее продукты и связанная с ними деятельность.
Система информационного законодательства включает в себя правовые акты федеральных органов и акты органов субъектов РФ. Это обусловлено, в частности, тем обстоятельством, что Конституция РФ в пункте «и» ст. 71 относит информацию и связь к ведению Российской Федерации и в то же время защиту прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации (пункт «б» части первой ст. 72 Конституции РФ).
Среди правовых актов федеральных органов главное место занимают федеральные законы. Они обладают высшей юридической силой, регулируют наиболее важные, основополагающие отношения и содержат информационно-правовые нормы исходного характера, которые направлены на постоянное либо длительное действие.
Нормативные акты, не относящиеся к категории законов, являются подзаконными. В их число входят нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, ведомственные нормативные акты. Многие из них носят комплексный характер, но включают в себя и правила информационно-правового содержания. Акт, изданный на основе и во исполнение закона, не может выходить за его рамки и за пределы полномочий издавшего его органа. Подзаконные нормативные акты характеризуются также тем, что они направлены на организацию исполнения закона.
В нормативно-правовом массиве подзаконного характера ведущую роль играют указы Президента РФ, которые являются основными актами осуществления компетенции Президента РФ непосредственно закрепленной в Конституции РФ и вытекающей из основополагающих принципов разделения властей.
Среди подзаконных актов в информационной сфере видное место занимают правовые акты Правительства РФ. Они издаются главным образом тогда, когда в законе есть прямые указание подобное издание либо дано конкретное поручение.
Ведомственные акты, как подзаконные, издаются на основе законов, указов Президента РФ и актов Правительства РФ. Они представляют собой управленческие акты органов специальной кон потенции. Их юридическая сила зависит от функций издавшего их органа и специфики государственного управления информационной сферой.
На уровне субъектов РФ применяются те же формы выражения информационного права, что и на федеральном уровне (законы субъектов РФ постановления органов исполнительной власти, акты отраслевых и территориальных органов управления). Основание данного уровня нормотворчества является часть 4 ст. 76 Конституции РФ.
Наряду с актами законодательства и подзаконными нормативными правовыми актами, издаваемыми для целей регулирования информационных отношений, существуют так называемые локальные нормативные акты. Они, как правило, представляют собой приказы и распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями различных организаций. С помощью локальных актов регулируются самые различные информационные вопросы, например порядок конфиденциального делопроизводства, порядок допуска сотрудников к сведениям, находящимся в режиме служебной и коммерческой тайны, порядок организации зашиты коммерческой тайны в организации и т. п.
В систему информационного законодательства следует включить и международно-правовые акты, предметом регулирования которых являются информационные отношения.