История возникновения каталогов

Какие бывают каталоги

Каталоги

Каталог — это коллекция ссылок на сайты. Зачем же нужны каталоги, если есть поиск? Очень часто мы не знаем точно, что нам нужно, не можем это сформулировать парой слов. Или же нам нужны сайты определенной тематики, сформулировать которую можно, но искать сайты с этой формулировкой бессмысленно. Например, нам нужно все о домашних животных. Если набрать в запросе поисковой системы "домашние животные", то будет получена не одна тысяча ссылок на сайты, на которых встречаются эти два слова. Вот для таких случаев и пригодится каталог.

Основным преимуществом каталога является разветвленная древовидная структура разделов. Пройдя по веткам-переходам до самого последнего уровня, можно получить несколько десятков сайтов нужной тематики, собранных в одном месте. Пересмотреть такое количество сайтов уже не составит большого труда.

В каталоги добавляют свои сайты сами разработчики — подают заявку на внесение своего сайта в каталог. Специальный человек из администрации каталога — его называют модератор — проверяет этот сайт и размещает на него ссылку в одном из разделов в соответствии с тематикой сайта. Таким образом, каталог как бы гарантирует, что ссылки, помещенные в тот или иной раздел, действительно отвечают тематике.

Конечно же, как и любые "желтые страницы", каталоги бывают универсальные (содержащие абсолютно все возможные рубрики) и специализированные (содержащие ссылки на сайты определенной тематики). И те, и другие хороши и полезны. Например, универсальный каталог просто необходим, если мы только начали изучать какое-то направление: мы не знаем, с чего начать, отправляемся в какой-нибудь большой универсальный каталог, находим нужную рубрику и начинаем просматривать предложенные в ней сайты. Но вот среди прочих сайтов мы находим ссылку на каталог нужной тематики. Это самая ценная находка, потому что в нем мы сможем обнаружить даже самые маленькие сайты, которые не вошли в общий каталог. Более того, в тематическом каталоге гораздо точнее осуществлено деление на подрубрики. Попав, например, в каталог сайтов о домашних животных, мы найдем там множество разделов, начиная с ухода за питомцами и заканчивая фотогалереями и сборниками рассказов о ним. Так, имея лишь смутное представление о том, что бы мы хотели в итоге мы получим все, что только возможно.

История появления каталогов достаточно интересна. В 1994 году два студента выпускного курса Стэнфордского университета Джерри Янг (Jerry Yang) и Дэвид Фило (David Filo) решили создать страничку в Интернет, на которой были бы собраны интересные ссылки. Сайт был предназначен лишь для друзей. ПервоначальИ список состоял из примерно сотни адресов. Страничка называлась Jerry's Guide to the World Wide Web (Путеводитель Джерри по WWW) и находилась на компьютере, стоявшем в трейлере во дворе университета. Вскоре их сайт стал настолько популярным, что количество его посетителей стало расти. В конце концов, друзья переименовали свой сайт; он стал называться Yahoo. Так в Интернет появился самый популярный сейчас в мире каталог.

Вообще, средства поиска и навигации по Интернет развивались по-разному. Одни сайты открывались сначала как каталоге а затем уже обзаводились поисковыми машинами (yahoo.соm, mail.ru). Другие же, наоборот, изначально занимались поисков а затем, расширяя сферу своих услуг, обзаводились каталогами (yandex.ru, rambler.ru, google.com). Последний, кстати, еще не стал каталогом, но, думаю, это рано или поздно произойдет.