Предпосылки возникновения Древнерусского государства.

2.

План.

2.

1.

Термин «средние века» был впервые употреблен итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения периода между классической древностью и их временем. В отечественной историографии нижней границей средних веков также традиционно считается V в. н.э. – падение Западной Римской империи, а верхней – XVII в., когда в Англии произошла буржуазная революция.

Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы. Так, именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений, протестанство, складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.

В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:

- раннее Средневековье (V-Х вв.) – идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья;

- классическое Средневековье (XI-XV вв.) – время максимального развития средневековых феодальных институтов;

- позднее Средневековье (XV-XVII вв.) – начинает формироваться новое капиталистическое общество. Это деление в значительной степени условно, хотя и общепринято; в зависимости от этапа меняются основные характеристики западноевропейского общества.

Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.

Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны – они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.

Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближний (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.

Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества.

Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.

Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду с сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его национальностью – фактом его рождения в данном полисе и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию. Средневековое общество – сословное. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

Система вассалитета. Важнейшей характеристикой средневекового западноевропейского общества была его иерархическая структура, система вассалитета. Во главе феодальной иерархии стоял король – верховный сюзерен и при этом часто лишь номинальный глава государства. Эта условность абсолютной власти высшего лица в государствах Западной Европы тоже существенная особенность западноевропейского общества в отличие от действительно абсолютных монархий Востока. Даже в Испании (где сила королевской власти была вполне ощутима) при введении короля в должность гранды в соответствии с заведенным ритуалом произносили такие слова: «Мы, которые ничем не хуже тебя, делаем тебя, который ничем не лучше нас, королем, для того чтобы ты уважал и защищал наши права. А если нет – то нет». Таким образом, король в средневековой Европе – всего лишь «первый среди равных», а не всемогущий деспот. Характерно, что король, занимая первую ступень иерархической лестницы в своем государстве, вполне мог быть вассалом другого короля или папы римского.

На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля. Это были крупные феодалы – герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты. По иммунитетной грамоте, полученной от короля, они обладали различными видами иммунитета (от лат. – неприкосновенность). Наиболее часто встречающимися видами иммунитета были налоговый, судебный и административный, т.е. владельцы иммунитетных грамот сами собирали со своих крестьян и горожан налоги, вершили суд, принимали административные решения. Феодалы такого уровня могли сами чеканить собственную монету, которая нередко имела хождение не только в пределах данного поместья, но и вне его. Подчинение таких феодалов королю часто было просто формальным.

На третьей ступени феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов, епископов – бароны. Они пользовались фактическим иммунитетом в своих поместьях. Еще ниже располагались вассалы баронов – рыцари. У некоторых из них также могли быть свои вассалы еще более мелкие рыцари, у других – были в подчинении только крестьяне, которые, впрочем, стояли за пределами феодальной лестницы.

Система вассалитета была основана на практике земельных пожалований. Человек, получивший землю, становился вассалом, тот, кто ее давал, – сеньором. Земля давалась на определенных условиях, важнейшим из которых была служба на сеньора, обычно составляющая по феодальному обычаю 40 дней в году. Важнейшими обязанностями вассала по отношению к его сеньору были участие в войске сеньора, защита его владений, чести, достоинства, участие в его совете. В случае необходимости вассалы выкупали сеньора из плена.

При получении земли вассал приносил клятву верности своему господину. Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор мог отобрать у него землю, однако сделать это было не так-то просто, так как вассал – феодал был склонен защищать свою недавнюю собственность с оружием в руках. В целом, несмотря на кажущийся четкий порядок, который описывала известная формула: «вассал моего вассала – не мой вассал», система вассалитета была довольно запутанная, и вассал мог одновременно иметь несколько сеньоров.

Нравы, обычаи.Еще одной фундаментальной характеристикой западноевропейского средневекового общества, и, может быть, самой важной, была определенная ментальность людей, характер общественного мировоззрения, и жестко связанный с ним повседневный уклад жизни. Наиболее существенными чертами средневековой культуры были постоянные и резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью – все выставлялось напоказ. Общество было наглядным в своей обыденной жизни, в нем было удобно ориентироваться: так, даже по одежде легко определялась принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу. Особенностью того общества было великое множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их «прочитать», знал их код, получал важные дополнительные сведения об окружающей его реальности. Так, каждый цвет в одежде имел свое назначение: голубой трактовался как цвет верности, зеленый – как цвет новой любви, желтый – как цвет враждебности. Исключительно информативными представлялись тогда западноевропейцу и сочетания цветов, которые, так же как и фасоны шляпок, чепцов, платья, передавали внутренний настрой человека, его отношение к миру. Итак, символизм – важная характеристика культуры западноевропейского средневекового общества.

Эмоциональная жизнь общества также была контрастной, так как, свидетельствовали сами современники, душа средневекового жителя Западной Европы была необузданной и страстной. Прихожане в церкви могли с плачем молиться часами, потом им это надоедало, и они пускались в пляс здесь же, в храме, сказав святому, перед изображением которого только что стояли на коленях: «теперь ты помолись за нас, а мы попляшем».

Это общество часто и по отношению ко многим было жестоким. Обычным делом были казни, и, в отношении к преступникам не было середины – их либо казнили, либо прощали совсем. Мысли о том, что преступников можно перевоспитать, не допускалось. Казни всегда организовывались как особый нравоучительный спектакль для публики, и для ужасных злодеяний придумывались ужасные и мучительные наказания. Для множества простых людей казни служили развлечением, и средневековые авторы отмечали, что народ, как правило, старался оттянуть финал, наслаждаясь зрелищем истязаний; обычным в таких случаях было «животное, тупое веселье толпы».

Другими частыми чертами характера средневекового жителя Западной Европы были вспыльчивость, корыстолюбие, неуживчивость, мстительность. Эти качества сочетались с постоянной готовностью к слезам: рыдания считались благородными и прекрасными, и возвышающими всех – и детей, и взрослых, и мужчин, и женщин.

Средневековье – время проповедников, которые проповедовали, переходя с места на место, возбуждая людей своим красноречием, очень сильно влияя на общественные настроения. Так, громадной популярностью и любовью пользовался вошедший в историю брат Ришар, живший во Франции в начале XV в. Как-то раз он проповедовал в Париже на кладбище невинноубиенных младенцев в течение 10 дней с 5 утра до 11 часов вечера. Его слушали громадные толпы народа, воздействие его речей было мощным и быстрым: многие тут же бросались на землю и каялись в своих грехах, многие давали обеты начать новую жизнь. Когда Ришар объявил, что заканчивает последнюю проповедь и должен идти дальше, множество людей, оставив свои дома и семьи, ушли вслед за ним.

Проповедники, безусловно, способствовали созданию единого европейского общества.

Важной характеристикой общества было общее состояние коллективных нравов, общественный настрой: это выражалось в усталости общества, боязни жизни, ощущении страха перед судьбой. Показательным было отсутствие в обществе твердой воли и желания изменить мир к лучшему. Страх перед жизнью уступит место надежде, мужеству и оптимизму только в XVII-XVIII вв. – и не случайно именно с этого времени наступит новый период в человеческой истории, существенной чертой которого будет желание западноевропейцев позитивно преобразовывать мир. Восхваление жизни и активное к ней отношение появились не вдруг и не на пустом месте: возможность этих перемен будет постепенно вызревать в рамках феодального общества на протяжении всего периода Средневековья. От этапа к этапу западноевропейское общество будет становиться более энергичным и предприимчивым; медленно, но неуклонно будет меняться вся система общественных институтов экономических, политических, социальных, культурных, психологических.

Задания к теме:

1. Должны знать понятия: средневековье, феодализм, натуральное хозяйство, вассал, система вассалитета, протестантизм, парламент, феодал, иммунитетная грамота, аграрное общество, бароны, рыцари, национальное государство, сословно-представительная монархия, буржуазная революция.

2. Каковы основные экономические, политические, мировоззренческие характеристики развития западноевропейского общества в средние века?

Тема 6: «Рождение Киевской Руси».

1. Восточные славяне:

а) территория;

б) общественный строй;

в) занятия

г) верования.

2. Рождение Древнерусского государства:

а) предпосылки появления государства;

б) норманнская теория и ее противники;

в) политическое и социальное устройство Древнерусского госудасртва.

 

Схематически происхождение восточных славян можно представить так: в древности на территории Европы, Азии вплоть до Индии жили люди, говорившие на индоевропейском языке. Постепенно племена расселялись и появлялись отличия в языке и культуре. Выделялось несколько языковых семей: германская, романская, славянская и др.

К VI веку восточные славяне освоили территорию от Ладожского озера на севере до Черного моря на юге, от Карпат - на западе до верховья Оки - на востоке. До славян здесь жили угро-финские племена. Между ними и славянами вражды не было. Шел процесс ассимиляции народов. Территория которую заняли славяне имела ряд особенностей:

- здесь не было естественных границ;

– окружали славян агрессивные кочевые племена (обры, хазары, печенеги). Они постоянно нападали на славян и мешали их развитию.

– эта территория находилась между Европой и Азией, поэтому через неё проходили миграционные потоки (в начале IV века с запада на восток прошли Готы а с востока на запад Гунны).

– здесь был суровый климат и малоплодородные почвы. Чтобы выжить славяне вынуждены были в 8 в объединиться в соседские общины.

Общественные строй. С VI по IX века у славян шел процесс разложения родоплеменных отношений и формирование феодальных отношений. Общественный строй этого времени назывался военной демократией. Демократия, т.к. все важнейшие вопросы решались на народном собрании: вече. В нем участвовали только мужчины, которые в случае опасности становились воинами. На вече выбирался князь и дружина. Они жили за счет сбора дани - полюдья. Постепенно князь и дружинники захватывали землю в собственность. Земля – главное богатство у славян, поэтому те, кто владел землей становились привилегированным слоем общества. Таких людей стали называть феодалами или боярами. Таким образом, первобытное равенство постепенно заменяет классовое деление общества.

Занятия.Основным занятиям славян было земледелие.

Виды:

1. На севере, в районе таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья поджигали и, использую золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась, и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.

2. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение 2 и более лет. С истощением почвы переходили на новые участки. Основные орудия: соха, рало, плуг с железным лемехом. Тяжелые условия ведения хозяйства привели к созданию соседской общины. Помимо зерновых выращивались и технические культуры (лен, конопля).

С земледельческим хозяйством было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней коров мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота на юге использовали волов, в лесной полосе – лошадей. Из других занятий следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (мед диких пчел), ремесленное производство.

Занимались славяне и торговлей. В этот период зародился знаменитый «путь из варяг в греки».

Верования. Славяне были язычниками.

Этапы развития язычества:

- обожествление окружающего мира (водяной леший).

– божества племени и рода (род и роженица).

– обожествление удаленного мира (Перун, Ярило, Волос).

Таким образом, с VI по IX в. восточные славяне освоили новую территорию. Развитие хозяйственной деятельности, изменения в общественном устройстве привели к тому, что к IX веку славяне готовы были создать государство.

На территории Восточной Европы в IX в. проживало 15 племенных союзов восточных славян. Эти союзы вели постоянную борьбу, покоряя друг друга и облагая данью. Эти племена назывались: поляне (жили в Среднем Подднепровье), древляне, дряговичи, кривичи, вятичи, радимичи, бужане, волыняне, уличи, тиверцы, белые хорваты, новгородские словене.

Таким образом, до IX века Русь была еще не государством, а союзом племен. Славяне жили родовыми общинами, затем произошел переход к территориальной (соседской) общине. Постепенно общины перерастают в города, к IX веку формируется государство.

  1. экономические – переход к пашенному земледелию, отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах, развитие торговли;
  2. политические – формирование славянских племенных союзов, потребность племенной знати в аппарате защиты своих привилегий, достаточный уровень военной организации, угроза нападения извне;
  3. социальные – смена родовой общины соседской, возникновение неравенства, схожесть обычаев, обрядов, психологии, верований славянских племен.
  4. внешний фактор - необходимость борьбы с внешней опасностью.

Возникновение государства – длительный процесс, но в истории нашей страны его появление связывают с датой 862 г.

862 г. – призвание варяга Рюрика в Новгород, первое упоминание о государстве Русь.

В «Повести временных лет» (нач. XII в.) призвание варягов описывается так: «И пошли за море, к варягам, к руси. И собрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь и пришли. И сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля». На этом основана появившаяся в XVIII в. теория норманизма, против которой уже в момент ее возникновения повел решительную борьбу М.В. Ломоносов.

Норманнская теория Антинорманская теория
Байер, Щлёцер, Миллер Ломоносов, Рыбаков
Восточные славяне в силу своей отсталости были не способны создать самостоятельно государство, за них это сделали норманны (варяги) Норманны находились на той же стадии развития, что и славяне + у славян еще до призвания норманнов имелись все предпосылки для появления государства

Политический строй Киевской Руси характеризовался большинством историков как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял великий киевский князь. Основоположником династии киевских князей стал Рюрик (862–879 гг.). Князья имели дружину. Князь управлял при помощи совета других князей и старших дружинников (бояр). Этот совет назывался Боярской думой. Младшие дружинники исполняли обязанности чиновников. В городах действовало вече – способ решения важнейших проблем путем совместного обсуждения.

Князья отдельных земель и другие феодалы находились в вассальной зависимости от великого князя. Они обязаны были поставлять великому князю воинов, являться по его требованию с дружиной.

Социальная структура общества. В городах жили князья, бояре, гриди, огнищане, их рабы, духовенство, купцы, гости, ремесленники. Бояре и гриди составляли основу дружины. Огнищане находились на службе у князя в его дворе-огнище. К городским жителям относились и состоятельные люди – землевладельцы – стоявшие ниже бояр.

Основное сельское население – земледельцы-смерды были лично свободными. Они жили отдельно, принуждались к тем или иным работам и платили дань князьям.

Задания к теме:

1. Дать определение понятиям: ассимиляция, кочевники, родовая община, соседская община, вече, полюдье, бояре, классовое деление общества, подсечно-огневое и переложное земледелие, бортничество, путь из варяг в греки, язычество, повесть временных лет, варяги, норманнская теория, военная демократия, государство, князь, смерд, огнищанин.

2. Объясните, каким образом каждая из названных предпосылок способствовала образованию государства (составьте логическую схему).

3. Почему 862 г. считается датой зарождения Руси?

Тема 7: «Первые киевские князья».