Но если большинство товара одной номенклатуры, эта система вполне применима.

И наоборот – стеллажи двойной глубины не подходят для компаний, которые поставляют продукцию очень широкой номенклатуры, но в небольшом количестве по каждой позиции.

 

 


2.3. Узкопроходные стеллажи - система классических фронтальных стеллажей с очень узкими проходами (шириной 1,5...1,85 м), вдоль которых без поворотов перемещаются специальные штабелёры.

Эти машины могут оснащать двумя типами грузовой каретки: - поворотной на 180° с поперечным перемещением на длину поддона вглубь стеллажа;

- с телескопическими вилами, которые могут выдвигаться вперед и назад.

В обоих случаях основная мачта штабелёра совершает относительно стеллажа только два типа движения – вверх-вниз, а установка поддона происходит благодаря смещению грузовой каретки (или телескопических вил) в глубину стеллажа.

 
 

 

 


Преимущества:

- доступен каждый грузопакет;

- возможна работа с двумя рядами стеллажей в одном проходе, что делает эту систему удобной для комплектации при очень широкой номенклатуре товаров;

- более высокая, чем при использовании классических фронтальных стеллажей, скорость грузооборота. Это связано с особенностями работы узкопроходных штабелёров, у которых высокая скорость диагонального перемещения (прямолинейное движение машины по проходу сочетается с одновременным процессом подъема или опускания вил);

- практическое использование имеющихся на стеллажах ячеек хранения очень хорошее и достигает 95% общего возможного в конкретной системе стеллажей.

Недостатки:

- высокие суммарные затраты на строительство и оснащение склада, так как необходимо:

- устройство специальных сверхплоских полов под подъемную технику;

- систем рельсовых или индуктивных направляющих для движения техники в межстеллажном проходе;

- узкопроходные штабелёры примерно в 2...2,5 раза дороже классических ричтраков.

 

 

 

 


Преимущественное применение:

 

- ограниченная площадь склада (при отсутствии возможностей для расширения границ склада), что вынуждает «расти» в верх;

 

- необходимости размещать большое количество грузов с доступом к каждому месту хранения на ограниченной площади.

 

 

 

2.4. Глубинные стеллажи (по английскому варианту – «drive-in»), также набивные, въездные – жесткая каркасная конструкция из рам, образующих «коридоры» шириной 1350 мм, внутрь которых ставят, а точнее – задвигают по горизонтальным направляющим поддоны с грузом.

По сути - это усовершенствованная система бесстеллажного складирования, но с лучшим доступом к грузу и более высокой надежностью его хранения.

Часто применяют при закладке товаров на длительное хранение в холодильных камерах.

       
   
 


 

 

 

 

 

 


 

 


 

 

Преимущество: наилучшее использование площади склада.

 

Недостатки:

 

- стоимость таких стеллажей примерно в 2 раза выше, чем фронтальных;

- их монтаж дороже по причине более сложной конструкции;

- трудно добиться даже 70%-ной заполняемости стеллажей, и часть отдельно взятого «коридора» обычно пустует;

- достаточно сложно организовать складирование товаров разной номенклатуры: чаще всего соблюдается принцип «один коридор (с первого по последний ярус) – один товар»;

 

Преимущественное применение:

 

- чаще всего применяются при хранении больших объемов однотипного товара, для которого срок хранения не является критическим, но наиболее важно разместить максимальное количество груза в заданном объеме.

 

Для работы с глубинными стеллажами используют:

 

- классическую технику с небольшими ограничениями:

а) для обслуживания двух-четырехъярусных стеллажей с высотой установки верхнего поддона до 6 м применяют классические вилочные погрузчики (шириной не более 1100 мм);

б) если высота постановки верхнего яруса выше 6 м, применяют штабелёры типа ричтрак со специально зауженной базой (1100...1150 мм);

в) при большой длине (по сути – глубине) «коридоров» стеллажи оборудуют направляющими, а обслуживающие их штабелёры – боковыми роликами, как и узкопроходные модели.

           
   
 
   
 
 

 

 

 

 

 


2.5. Гравитационные стеллажи – такие же, как и глубинные, но принципиальное отличие состоит в том, что вместо неподвижных горизонтальных направляющих у них имеются установленные под углом 3...5% наклонные роликовые дорожки, по которым паллеты с грузом перемещаются от зоны загрузки к зоне выгрузки. Длина роликовых дорожек может быть разной и достигать 30 м, а высота конструкции в принципе не ограничена, но редко превышает 6...8 м.

     
   
 
 

 


Роликовые дорожки являются сложным устройством с системой фронтальных упоров, разделителей паллет и подтормаживающих роликов (уменьшающих скорость разгона груза), поэтому стоимость таких стеллажей в 5...10 раз выше, чем фронтальных.

Вследствие высокой цены в нашей стране эту систему применяют не часто.

 

 

Преимущества:

 

- обеспечивают интенсивный грузооборот с соблюдением принципа FIFO (первым пришел – первым ушел), очень важного для работы с товаром ограниченного срока хранения.

- обеспечивают большой объем хранения на ограниченных складских площадях (стеллажи занимают до 60...70% общей площади склада);

- являясь динамической системой, позволяют автоматически перемещать грузы, сокращая пробег техники (груз сам движется от точки загрузки к месту выгрузки);

- позволяют разделить зоны загрузки и выгрузки, что исключает взаимные помехи, возможные при движении грузоподъемной техники.

 

Недостатки:

 

- очень высокая стоимость;

- практическое использование имеющихся на стеллаже мест хранения обычно составляет лишь 70% общего возможного числа мест.

 

Типичным вариантом применения гравитационных стеллажей является накопительно-распределительный склад предприятия, производящего большие объемы продукции с ограниченным сроком хранения (например, часто – в пищевой промышленности). В этом случае приоритетом является отгрузка в соответствии с принципом FIFO. Другой возможный вариант – распределительный центр с большим грузооборотом. Здесь система обеспечивает бесперебойную «подпитку» нужным товаром компактной зоны комплектации. За счет небольшого пробега комплектовщика по фронту стеллажей достигается экономия времени до 30...50%.

 

 

Для обслуживания гравитационных стеллажей используют любые погрузчики или штабелёры с требуемой высотой подъема.