Реализация стратегического плана.

ЛЕКЦИЯ № 8

ТЕМА «ПЛАНИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ».

 

План лекции:

1. Реализация стратегического плана.

2. Управление реализацией стратегического плана и контроль за его выполнением.

 

Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется. На рис.1 представлена расширенная версия процесса стратегического планирования.

 

               
       


1 -Миссия организации.

2 -Цели организации.

3- Анализ внешней среды.

4- Управленческое обследова-

ние сильных и слабых сторон

5- Оценка стратегии.

6- Управленческое планир.

реализация и контроль реали-

зации стратегических планов.

7- Реализация стратегии.

8- Выбор стратегии.

9- Изучение стратегических

альтернатив.

10 - Оценка структуры.

11 - Бюджет.

12 - Управление по целям.

13 - Тактика.

14 - Политика.

15 - Процедуры.

16 - Правила.

 

Рис. 1. Процесс стратегического планирования (расширенная схема).

 

Тактика. Итак, мы выбрали стратегию для предприятия, теперь необходимо ее реализовать. Для этого надо разработать краткосрочный план. Такие краткосрочные стратегии называются тактикой.

 

Вот некоторые характеристики тактических планов:

1. Тактику разрабатывают в развитие стратегии;

2. Если стратегия разработана на высших уровнях руководства, то тактика, как правило, разрабатывается на уровне руководства среднего звена (Пример: ректор и деканы);

3. Тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стратегия;

4. Если результаты стратегии проявляют себя не сразу (через несколько лет), тактические результаты, как правило, проявляются очень быстро.

Политика. После разработки долгосрочных и тактических планов руководство должно приступить к разработке дополнительных ориентиров, чтобы избежать дезориентации и неправильных толкований этих планов. Таким этапом в процессе реализации является выработка политики.

Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое обеспечивает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели и выполнение задачи. Она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели, устанавливая вехи которым нужно следовать.

(Ректор принял стратегический план - повысить уровень подготовки студентов за пять лет. В соответствии с этим планом декану поручено разработать тактический план - улучшить посещаемость занятий, но чтобы не подумали что это диктаторские меры, создается специальная политика).

Процедуры. Для руководства управленческими действиями одной политики часто бывает недостаточно. В этом случае руководство разрабатывает процедуры, используя, как правило, опыт прошлых лет, который дал в результате удовлетворительное решение.

Таким образом, когда ситуация при принятии решения имеет тенденцию часто повторяться, руководство зачастую считает правильным заново применить испытанный временем способ действия и вырабатывает стандартизированные указания, выраженные формальным образом. Эти указания носят названия процедур. Процедура описывает действия, которые нужно принять в конкретной ситуации. (Вызвать старост в деканат, назначить собрание студентов, предупредить об отчислении).

По существу процедура представляет собой запрограммированное решение, которое обычно исключает необходимость "заново изобретать велосипед". В общем случае индивид, действующий согласно процедуре, обладает малой свободой действий и большим числом альтернатив.

Правила. Когда успешная реализация планов зависит от точно выполненного задания, руководство может посчитать необходимым полностью исключить всяческую свободу выбора.

Чтобы решать эти небольшие и важные проблемы, руководители используют правила.

Правила точно определяет, что должно быть сделано в специфической единичной стадии.

Правило отличается от процедур тем, что они рассчитаны на конкретный и ограниченный вопрос.

Проблемы, связанные с правилами и процедурами.

Иногда рабочие или студенты воспринимают правила и процедуры как нечто стесняющее их действия или что-то бессмысленное. Они могут выражать протест или враждебность против них и даже не повиноваться. В этом случае правила мешают реализации поставленной цели. В основном этот конфликт возникает не из-за правил и процедур, а по вине руководство, которое плохо провело политику и не правильно представило эти правила и процедуры.