Сущность, функции и выгоды стратегического планирования.

ЛЕКЦИЯ № 7

ТЕМА «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ».

 

План лекции:

1. Сущность, функции и выгоды стратегического планирования.

2. Миссия и ее значение.

3. Цели организации.

4. Оценка и анализ внешней среды.

5.Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации.

6. Изучение стратегических альтернатив.

Стратегическое планирование - представляет собой набор действий и решений, принятых руководством ,которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих цилей.

Процесс стратегического планирования - инструмент, помогающий в принятии управленческих решений.

Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.

В рамках стратегического планирования есть четыре основные вида управленческой деятельности:

1. Распределение ресурсов;

2. Адаптация к внешней среде;

3. Внутренняя координация;

4. Организационное стратегическое предвидение.

1. Распределение ресурсов. Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов:

· Фонды (основные, оборотные, денежные);

· Дефицитные управленческие таланты и технологический опыт (сократили менеджеров и вложили эти деньги в развитие).

2. Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле. Она охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношение компании с ее окружением.(Пример с бес кофеиновыми напитками фирмы Кока-кола).

3. Внутренняя координация. Она включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективности интеграции внутренних операций.(Т.е. подчинение одной главной идеи работу всех малых и больших организаций, входящих в объединение).

4. Организационное стратегическое предвидение или осознание организационных стратегий. Эта деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях и прогнозировать будущее.

Прежде чем приступить к изучению различных элементов стратегического планирования, полезно рассмотреть модель этого процесса.

Но предварительно хотелось заметить что слово "стратегия" произошло от греческого stratos - "искусство генерала", т.е. слово имеет военное происхождение.

Стратегия- всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Стратегия формируется высшим руководством, а в ее реализации принимают участие управленцы всех уровней.

Стратегический план должен разрабатываться с точки зрения перспективы всей организации, а не отдельного индивида. Он должен обосновываться обширным использованием и фактическими данными. (Пример стратегического плана - схема развития молдавской ж.д.).

Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно осуществить их модификацию и переориентацию.

Общий стратегический план стоит рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течении продолжительного времени, давая себе отчет в том, конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

 

 

 

Рис. 1 Процесс стратегического планирования.

Привести полностью пример c молдавской ж. д. с перспективой 15 лет с ответом на каждый квадратик схемы.

Миссия организации - перевозка грузов.

Цель организации - комплексное усиление устройств на перспективу.