Сущность, функции и выгоды стратегического планирования.
ЛЕКЦИЯ № 7
ТЕМА «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ».
План лекции:
1. Сущность, функции и выгоды стратегического планирования.
2. Миссия и ее значение.
3. Цели организации.
4. Оценка и анализ внешней среды.
5.Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации.
6. Изучение стратегических альтернатив.
Стратегическое планирование - представляет собой набор действий и решений, принятых руководством ,которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих цилей.
Процесс стратегического планирования - инструмент, помогающий в принятии управленческих решений.
Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.
В рамках стратегического планирования есть четыре основные вида управленческой деятельности:
1. Распределение ресурсов;
2. Адаптация к внешней среде;
3. Внутренняя координация;
4. Организационное стратегическое предвидение.
1. Распределение ресурсов. Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов:
· Фонды (основные, оборотные, денежные);
· Дефицитные управленческие таланты и технологический опыт (сократили менеджеров и вложили эти деньги в развитие).
2. Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле. Она охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношение компании с ее окружением.(Пример с бес кофеиновыми напитками фирмы Кока-кола).
3. Внутренняя координация. Она включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективности интеграции внутренних операций.(Т.е. подчинение одной главной идеи работу всех малых и больших организаций, входящих в объединение).
4. Организационное стратегическое предвидение или осознание организационных стратегий. Эта деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях и прогнозировать будущее.
Прежде чем приступить к изучению различных элементов стратегического планирования, полезно рассмотреть модель этого процесса.
Но предварительно хотелось заметить что слово "стратегия" произошло от греческого stratos - "искусство генерала", т.е. слово имеет военное происхождение.
Стратегия- всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Стратегия формируется высшим руководством, а в ее реализации принимают участие управленцы всех уровней.
Стратегический план должен разрабатываться с точки зрения перспективы всей организации, а не отдельного индивида. Он должен обосновываться обширным использованием и фактическими данными. (Пример стратегического плана - схема развития молдавской ж.д.).
Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно осуществить их модификацию и переориентацию.
Общий стратегический план стоит рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течении продолжительного времени, давая себе отчет в том, конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.
Рис. 1 Процесс стратегического планирования.
Привести полностью пример c молдавской ж. д. с перспективой 15 лет с ответом на каждый квадратик схемы.
Миссия организации - перевозка грузов.
Цель организации - комплексное усиление устройств на перспективу.