Природа процесса принятия решения.

План лекции

ЛЕКЦИЯ №5

Организационные коммуникации.

Межличностные коммуникации.

Имеется пять барьеров на пути точного понимания информации:

· Неправильное восприятие (не знание некоторых значений слов, по-разному воспринимаются действия).

· Семантика (слова с одинаковым написанием, но разные по значению).

· Некачественная обратная связь.

· Плохое слушание.

· Обмен невербальной информацией (жесты).

Преграды в организационных структурах:

· Искажение сообщения при движении внутри организации вверх и вниз.

· Информационные перегрузки.

· Неудовлетворительная структура организации.

Совершенствование информационных потоков (улучшение внутри организации).

· Регулирование информационных потоков.

· Управленческие действия (периодические встречи, оперативки вместо передачи сообщений через секретаря).

· Система обратной связи (требую исполнения обратного сообщения).

· Система сбора предложений.

· Информационные бюллетени.

· Современные информационные технологии (компьютерные сети).

ТЕМА "ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ"

1. Природа процесса принятия решения.

2. Рациональное решение проблем.

3. Другие факторы, влияющие на процесс принятия решения.

 

Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей.

Принятие решения как и обмен информацией - составная часть любой управленческой функции.

Следовательно: Что такое решение?

Решение- это выбор альтернативы.

Выбор решения в управлении имеет более систематизированный характер, чем в личной жизни, да и ставки много выше. Люди, находясь на верхних этажах крупных фирм, принимают решения, связанные с миллионами долларов, а на низких этажах принимают незначительные решения.

Пример. В уставах собственники ограничивают директоров - т.е. менеджеров в величине принимаемых решений кратно величине уставного взноса.

В области принятия решения профессор Минцберг выделил четыре роли руководителя:

· предприниматель;

· специалист по исправлению нарушения в работе;

· распределитель ресурсов;

· специалист по достижения соглашений.

Указанные роли характерны для менеджеров всех уровней.

Принятие решения - это выбор альтернативы, это ответ на ряд вопросов, каждый из которых принадлежит определенной управленческой функции.

Решения, типичные для функции управления:

1 Планирование.

1.1 Какова природа нашего бизнеса?

1.2 Какими должны быть наши цели?

1.3 Какие изменения происходят во внешнем окружении, как они отражаются и могут отразиться в будущем на организации?

1.4 Какую стратегию и тактику следует выбрать для достижения цели?

2 Организация деятельности.

2.1 Каким образом следует структурировать работу организации. Как целесообразно укрупнить блоки выполняемых работ?

2.2 Как скоординировать функционирование этих блоков, чтобы оно протекало гармонично, и не было противоречивым?

2.3 Принятие каких решений на каждом уровне организации следует доверять руководителям?

2.4 Следует ли изменить структуру организации из-за изменений во внешнем окружении?

3 Мотивация

3.1 В чем нуждаются мои подчиненные?

3.2 В какой мере эти потребности удовлетворяются в ходе деятельности, направленные на достижение целей организации?

3.3 Если удовлетворение работой и производительностью многих подчиненных возросли, то почему это произошло?

3.4 Что мы можем сделать, чтобы повысить уровень удовлетворенности работой и производительность подчиненных?

4 Контроль

4.1 Как нам следует измерить результаты работы?

4.2 Как часто следует давать оценку результатов?

4.3 Насколько мы преуспели в достижении наших целей?

4.4 Если мы недостаточно продвинулись к поставленной цели, то почему это случилось и какие коррективы следовало бы вынести?

Виды решений:

1 Организационные решения - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленной занимаемой им должности. Цель организационного решения - обеспечение движения к поставленной перед организацией задаче. Наиболее эффективным организационным решением - является выбор, который будет на самом деле реализован и внесен наибольший вклад в достижении конечной цели.

Организационные решения делятся на:

· запрограммированные решения;

· незапрограммированные решения.

1.1 Запрограммированные решения - есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что определяются при решении математических уравнений. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

Программирование решений снижает вероятность ошибки, при решении их. Поэтому руководитель сам программирует решение под ситуации, повторяющиеся с определенной последовательностью.

1.2 Незапрограммированные решения - решение данного типа требуется в ситуациях, которые в определенных мерах новы, внутренние не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами (например: расчет с дорогами векселями особого типа вместо договоров цессии). Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения.

1.3 Компромиссы. Не всегда решения могут быть оптимальными при противоречиях возникающих во внутренних и внешних средах предприятия. Так как выполнять это не предоставляется возможным при данных обстоятельствах. В этом случае руководитель принимает менее оптимальное решение, но способное приблизить к намеченной цели.

2 Подходы к принятию решений.

Разные руководители при принятии решения используют разные подходы:

· интуиция;

· логика или суждение;

Интуитивные решения - это выбор сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение не занимается анализом всех "за" и "против" по каждой альтернативе, а просто даже не вникая в ситуацию, принимает решение.

Решения, основанные на суждениях - это выбор обусловленный знаниями или накопленный опытом.

Суждение как основа организационного решения полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому повторению (пример из бухгалтерии об отработанных проводках).