Определение, типология и уровни развития больших социальных групп.

Изучение психологических процессов в больших общностях составляет одну из задач социальной психо­логии. Собственно в историческом плане зарождение социаль­ной психологии как науки началось с появления работ по «на­родной психологии» в ее двух вариантах – «психологии наро­дов» и «психологии масс».

Исследованием больших социальных групп занимались как на Западе, так и в России.

На Западе с самого начала (конец XIX – начало XX в.) объектом таких исследований стали боль­шие неорганизованные группы («массы», «толпы»):

- особенности их формирования,

- их классификация,

- социально-психологические феномены, проявляющиеся в их функционировании (формы по­ведения, слухи, паника и т. д.).

В отечественной психологии внимание исследователей привлекал ряд общих теоретических и методологических проблем, а также характеристика психологических особенностей классов, наций, возрастных и профессиональных групп.

Тем не менее, отечественные исследователи по-раз­ному определяют предмет психологии больших групп.

Мы будем придерживаться мнения Г. М. Андреевой (2000), которая выделяет следующие вопросы, подлежащие изучению:

1) критерии выделения групп в качестве «больших»;

2) структуру психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение и характер взаимосвязи;

3) соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами группо­вой психологии;

4) методы изучения массовых явлений.

Единого определения большой группы тоже не существует, как и нет единства в понимании количественного состава такой группы. Рассмотрим некоторые точки зрения:

1) большая группа – это случайно, стихийно возникшая, достаточно кратковременно существующая общность (толпа, публика, ауди­тория);

2) социальная группа, сложившаяся в ходе исторического развития общества, занимающая определенное место в системе обществен­ных отношений конкретного типа общества, устойчивая в своем дол­говременном существовании (класс, нация, народность, демографическая группа);

3) большая группа – это количественно не ограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков, таких как классовая принадлежность, пол, возраст, на­циональность и др.;

4) большая группа – это значительная по количеству, сложно организованная общность людей, вовлеченных в некоторую обществен­ную деятельность (например, коллектив предприятия или учреждения).

Виды больших социальных групп:

1. По характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:

1) объективные макрогруппы – группы, в которых люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей;

2) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей.

2. По времени существования:

1) длительно существующие группы (классы, нации);

2) временно существующие группы (митинги, аудитории, толпы, массовые скоп­ления людей, забастовки).

3. По организованности-неорганизованности:

1) организованные группы (партии, союзы, ассоциации);

2) неорганизованные (толпа, зрители зрелищных мероприятий, «фанаты» и т. д.).

4. По контактности членов группы:

1) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой;

2) реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания);

5. По открытости:

а) открытые;

б) закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп.

Уровни развития больших социальных групп:

1) типологический – характеризуется тем, что члены соответствующей группы объективно схожи между со­бой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь сущест­венное значение в регуляции индивидуального поведения лю­дей, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди составляют сумму индивидов, но не составляют единства.

2) идентификационный – характеризуется наличием группового самосознания; члены групп осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами.

3) интеграционный (солидаристский) – характеризуется осознанием членами группы общности своих интересов, готовности группы к совместным действиям во имя групповых целей.

К факторам, определяющим уровень психологической общности группы относятся:

1) степень идентификации членов группы;

2) степень гетерогенности и гомогенности группы;

3) характер внутригрупповых коммуникаций и открытость группы межгрупповым коммуникациям, воздействию средств массовой информации, общественного мнения;

4) социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую;

5) общественно-исторический опыт группы;

6) идеология объединения людей.