Определение, типология и уровни развития больших социальных групп.
Изучение психологических процессов в больших общностях составляет одну из задач социальной психологии. Собственно в историческом плане зарождение социальной психологии как науки началось с появления работ по «народной психологии» в ее двух вариантах – «психологии народов» и «психологии масс».
Исследованием больших социальных групп занимались как на Западе, так и в России.
На Западе с самого начала (конец XIX – начало XX в.) объектом таких исследований стали большие неорганизованные группы («массы», «толпы»):
- особенности их формирования,
- их классификация,
- социально-психологические феномены, проявляющиеся в их функционировании (формы поведения, слухи, паника и т. д.).
В отечественной психологии внимание исследователей привлекал ряд общих теоретических и методологических проблем, а также характеристика психологических особенностей классов, наций, возрастных и профессиональных групп.
Тем не менее, отечественные исследователи по-разному определяют предмет психологии больших групп.
Мы будем придерживаться мнения Г. М. Андреевой (2000), которая выделяет следующие вопросы, подлежащие изучению:
1) критерии выделения групп в качестве «больших»;
2) структуру психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение и характер взаимосвязи;
3) соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами групповой психологии;
4) методы изучения массовых явлений.
Единого определения большой группы тоже не существует, как и нет единства в понимании количественного состава такой группы. Рассмотрим некоторые точки зрения:
1) большая группа – это случайно, стихийно возникшая, достаточно кратковременно существующая общность (толпа, публика, аудитория);
2) социальная группа, сложившаяся в ходе исторического развития общества, занимающая определенное место в системе общественных отношений конкретного типа общества, устойчивая в своем долговременном существовании (класс, нация, народность, демографическая группа);
3) большая группа – это количественно не ограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков, таких как классовая принадлежность, пол, возраст, национальность и др.;
4) большая группа – это значительная по количеству, сложно организованная общность людей, вовлеченных в некоторую общественную деятельность (например, коллектив предприятия или учреждения).
Виды больших социальных групп:
1. По характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:
1) объективные макрогруппы – группы, в которых люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей;
2) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей.
2. По времени существования:
1) длительно существующие группы (классы, нации);
2) временно существующие группы (митинги, аудитории, толпы, массовые скопления людей, забастовки).
3. По организованности-неорганизованности:
1) организованные группы (партии, союзы, ассоциации);
2) неорганизованные (толпа, зрители зрелищных мероприятий, «фанаты» и т. д.).
4. По контактности членов группы:
1) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой;
2) реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания);
5. По открытости:
а) открытые;
б) закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп.
Уровни развития больших социальных групп:
1) типологический – характеризуется тем, что члены соответствующей группы объективно схожи между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции индивидуального поведения людей, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди составляют сумму индивидов, но не составляют единства.
2) идентификационный – характеризуется наличием группового самосознания; члены групп осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами.
3) интеграционный (солидаристский) – характеризуется осознанием членами группы общности своих интересов, готовности группы к совместным действиям во имя групповых целей.
К факторам, определяющим уровень психологической общности группы относятся:
1) степень идентификации членов группы;
2) степень гетерогенности и гомогенности группы;
3) характер внутригрупповых коммуникаций и открытость группы межгрупповым коммуникациям, воздействию средств массовой информации, общественного мнения;
4) социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую;
5) общественно-исторический опыт группы;
6) идеология объединения людей.