Работа с одаренными детьми

Работа с трудными подростками

Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. В этот период происходит и нравственное развитие, формируются убеждения подростка. Он начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими. В этот период может резко измениться его характер.

Всё сказанное относится к подростковому возрасту. Но есть определённая категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются сильнее, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам, к противоправным действиям.

Это так называемые трудные подростки, иначе говоря, педагогически запущенные дети «группы риска». Они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены, они отстают от своих сверстников в учёбе, так как у них не развиты память, мышление и воображение Они не способны к волевым усилиям, к систематическим занятиям, делают только то, что им интересно.

Чтобы предупредить отклонения в поведении подростков, необходимо, прежде всего, познакомить их с существующими нормами поведения в обществе. Вовлечение подростков в различный вид деятельность помогает им в приобретении навыков общественного поведения в различных воспитательных учреждениях. Наибольшую воспитательную ценность имеет труд производительный, когда уже сами продукты труда оказывают материальное стимулирование. Также способствует предупреждению отклонений в поведении так называемый метод реконструкции характера, суть которого в перевоспитании, изменении сознания подростка с опорой на нравственные качества личности. При этом важно учитывать, что подростки с девиациями в поведении часто имеют различные психические отклонения, у них наблюдается задержка интеллектуального развития. Указанный метод предполагает составление индивидуальных программ как познавательной, так и общественно-полезной деятельности.

 

Одаренность – это высокий уровень развития способностей человека в той или иной области деятельности. Одаренные дети требуют особого к ним подхода и не случайно такие дети по решению Всемирной Организации здравоохранения входят в группу риска наряду с умственно отсталыми детьми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Они нуждаются в особом воспитании, индивидуальных учебных программах, специальных школах. Одаренный ребенок гордость семьи. Но часто одаренность ребенка остается незамеченной. Бывает и так что родители не хотят, чтобы ребенок отличался от других детей. Их раздражает самобытность ребенка, и они всячески гасят его талант, но встречается и другая ситуация, когда родители «вымучивают» талант, стараясь развить небольшие или даже отсутствующие способности ребенка, истощая тем самым его физические и духовные силы, убивая детство. Немногие дети выдерживают такое насилие и оправдывают надежды тщеславных родителей. Расстроенное физическое здоровье можно поправить, но трудно восстановить здоровье душевное.

Ответственность в работе с одарёнными детьми лежит не только на семье, но и на воспитателях детских садов, на учителях, психологах, социальных педагогах, которые, представляя интересы государства, помогают родителям в их воспитании.

Методы работы с одарёнными детьми. Социальный педагог организует консультации специалисте с целью выявления индивидуальных задатков ребёнка, осуществляет постоянный контакт между родителями и преподавателями. Он организует творческий труд детей, а частности, принимая участие в создании Домов детского творчества, где в самых разнообразных видах деятельности реализуются творческие возможности талантливых детей. Одна из проблем одарённых детей - школьное образование. Часто талантливые дети, чтобы не привлекать к себе внимание учителей и не вызывать негативной реакции одноклассников, работают ниже своих способностей, что мешает педагогам выявить таких детей. В результате их потенциальные возможности не развиваются.

Образование, необходимое одарённому ребёнку, можно обеспечить лишь гибкими методами обучения. В некоторых школах уже сейчас практикуют экстернатное или ускоренное обучение по одному - двум предметам, посещение учащимися вузовских лекций по тем предметам, по которым они преуспевают. В ряде школ также практикуется перевод одаренных детей в старший класс, однако здесь возникает ряд проблем. Попадая в класс равных себе по умственному потенциалу, эти дети физически и социально остаются в своём возрасте от этих детей. Отсюда неврозы, беспомощность в общении. Кроме того, ребёнок попадает в огромный поток новой информации, что вызывает нервные перегрузки.

 

Социальная работа в системе начального и среднего профессионального образования

Свою специфику имеет социальная работа в системе начального образования и среднего профессионального образования. Социальный работник должен учитывать возрастные особенности своих клиентов (как правило, это подростки и молодежь в возрасте 15-19); понимать и принимать их интересы и ценности; поддерживать стремление к самостоятельности, поиску и нахождению себя в сфере труда и, что самое главное, должен организовать помощь таким образом, чтобы учащиеся имели возможность, найти, социально, приемлемые способы зарабатывания денег, на карманные расходы и оплату досуга, чтобы они знали свои права и обязанности и умели пользоваться теми социальными привилегиями, которые соответствуют их положению. При этом работа с семьей учащегося спецшколы, ПТУ, техникума по-прежнему рассматривается как опосредованная помощь подростку. Составление социального паспорта на каждого учащегося учебного заведения, изучение житейских проблем подростков, ориентация в ситуации на рынке труда, налаженная система профессионального взаимодействия со специалистами ряда социальных сфер – вот необходимые условия оказания адресной социальной помощи молодым людям, получающим начальное или среднее профессиональное образование.

 

Контрольные вопросы

1. Сущность социальных проблем в сфере образования: экономических, социальных, психологических, педагогических.

2. Особенности технологий социальной работы в школе и учреждениях образования.

3. Социальный работник и социальный педагог: общее, особенное и индивидуальное.

4. Можно ли рассматривать систему образования как сферу жизнедеятельности человека?

5. Чем объясняется существование проблем в сфере образования?

6. В чем заключаются социальные проблемы индивида и группы в сфере образования, и каковы технологии их решения?

7. Каковы основные направления взаимодействия органов образования и социальной защиты?