Балетмейстер и сфера его творческой деятельности

Балетмейстер – мастер танца, он является создателем хореографического полотна, он ставит это полотно, но и сам его сочиняет. Необходимо уметь мыслить, организовать, слушать и оценивать. Подбирать правильно музыку, ощущать действительность.

Балетмейстер должен обладать знаниями режиссёра-постановщика, должен быть педагогом. Важным моментом является приобретение навыков, работы с композитором и художником.

Категории классификации балетмейстерской деятельности:

1. Балетмейстер-сочинитель,

2. Балетмейстер-постановщик,

3. Балетмейстер-рестовратор,

4. Балетмейстер-педагог,

5. Балетмейстер-репетитор.

I. Сочиняет новые постановки, движения, выстраивает взаимоотношения в постановке.

II. Передаёт то, что сочинил балетмейстер сочинитель. Он разучивает с артистами все партии.

III. Специфика его работы - это сохранение богатства классического и народно-сценического наследия, он переставляет балет с коллектива на коллектив сохраняет и продлевает жизнь постановкам.

IV. Балетмейстер занимается обучением и воспитанием, специфика его работы доведения образа героя до совершенства.

V. Его задача донести до зрителя то, что сделали балетмейстер-постановщик и балетмейстер-сочинитель. Он доводит исполнительское мастерство до завершенства.

Работа балетмейстера над произведением делится на 5 этапов:

1.Возникновение идеи номера, темы, написание программы.

2.Составление композиционного плана.

3.Создание музыки на основании композиционного плана (балетмейстер, композитор).

4.Сочинение хореографического произведения.

5.Работа балетмейстера-постановщика.

Процесс подготовки и выпуска номера

Прежде всего, мы должны обладать богатой информацией и отталкиваться от двух компонентов это либо музыка, либо сюжет. Говоря о сюжете, мы подразделяем сюжет исходя из музыки, или вы придумали сюжет и подбираете к нему музыку. Перед началом работы необходимо доказать свою правоту, надо видеть основные моменты танца, уметь анализировать свою работу.

Критерии оценки.

Анализ хореографического произведения необходим для того, чтобы сам балетмейстер мог разобраться в профессиональных качествах и стремился не допускать ошибок в постановке хореографического произведения. Умение анализировать профессионально-необходимая часть балетмейстерского искусства. Анализ состоит в том, что определить насколько удался номер, и что ему помогло в успехе.

1. Соответствие название и содержание номера;

2. Художественный образ танца (тема+идея+жанр);

3. Форма (правильно ли выбрана форма для этого произведения);

4. Соответствует ли танцевальный образ, музыкальному образу;

5. Единство содержания танца с драматургией танца;

6. Единство лексики, стиля, композиции.

7. Образы в танце,(как они развивают общий образ в танце; как проявляют себя в поступках в отношении к окруж., поведение героев, актёрское мастерство);

8. Чистота и грамотность исполнения (оценка репетиторской работы);

9. Костюмы, свет, бутафория, спец.эфекты.

15. Хореографическая лексика. Её виды.

Лексика– это словарный состав произведения. Общение в хореографическом искусстве происходит по средствам музыкального языка и состоит из слов и фраз, т.е. хореографической лексики.

Хореографическая лексика – это набор многообразных хореографических движений, которые балетмейстер использует для выражения своей идеи, создания хореографического образа.

К хореографической лексики относятся: движения, позы, ракурсы, мимика.

Хореографическая лексика отражает индивидуальность автора, её качество зависит от профессионального уровня и интеллекта автора. Хореографическая лексика всегда находится в развитии. Всякая новая лексика на протяжении времени, либо забывается, либо остаётся, утверждается и переходит в традиционную – новую.

Диапазон лексики широк. Это классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, бальный танец, джаз танец, танец модерн, свободная пластика, акробатика (трюки), пантомима (бытовые жесты, мимика).

Балетмейстер может использовать отдельные виды лексики, или их взаимообагощать. Каждый из видов лексики имеет собственную поэтику, т.е. определённую сферу применения, собственную способность, отличительную от других передавать содержание танца. Например: классический танец отражает поэтическо-духовное начало, народный танец особенности национального мироощущения, историко-бытовой и бальный танец предметы эпохи, стиль истории периода, джаз, модерн, свободная пластика передают чувственное проявление человека, приземлённый характер движений, пантомима передаёт конкретную информацию.

Разновидности лексики:

1. Имитационно - подражательная (изобразительная) – трудовым процессом, повадкам животных, птиц.

2. Образно-выразительная.

3. Национальная.

4. Техническая (трюковая) – это наиболее сложные элементы, которые демонстрируют ловкость и индивидуальность исполнителя (доступно не всем).

5. Детская лексика (характерна только детям, для её создания нужно наблюдать за поведением и играми детей).