ЛЕКЦИЯ №13

 

ТЕМА: ТОПОНИМЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛАНДШАФТА, РЕЛЬЕФА,ГРУНТОВОЙ ПОВЕРХНОСТИ.

ПЛАН

1 Народная классификация пастбищ.

2 Казахская болотоведческая терминология – гелонимы.

3 Казахская народная почвенная терминология.

4 Название народных различных пастбищ.

 

1 О роли кочевого скотоводства в образовании названии пастбищ и других терминов народной географической терминологии Г. К. Конкашпаев писал: " Кочевой образ жизни у казахов исключительную наблюдательность, необходимую для использования особенностей своей территории, для ведения хозяйства. Сама жизнь заставляла его не только знать специфику того или иного пастбища ( особенностей рельефа, климата, растительности, сезонных использований, пригодность для разных видов скота и так далее), но и подмечать все мельчайшие особенности ландшафта, могущие служить ориентирами на пути перекочевок для укрытия скота от непогоды и тому подобное". Письменные источники, в основном" Материалы по киргизскому землепользованию…" указывают, что зимовки кочевников располагались в местах, защищенных отрицательными формами рельефа; скот зимой пасли на обдуваемых ветрами возвышенностях, наветренных сторонах гор и холмов; в летнее время использовался растительный покров на северных склонах гор и холмов, а также на южных склонах оврагов и западин.

Народная классификация пастбищ обстоятельно раскрыта в работе казахстанского географа Г. К. Конкашпаева " Казахские народные географические термины".Им приведены следующие хозяйственно – географические характеристики различных видов пастбищ:

Ортен( от слова орт – пожар + аффикс –ен) – пастбище с молодой зеленой травой, которая появляется после пала весной.

Жайлау ( в литературе и на картах – джайлау ) – летнее горное или степное пастбище, обильное кормом и водой, где обычно проводят лето со своим скотом. В горных районах Казахстана и Средней Азии под термином Жайлау понимают высокогорные пастбища, в том же значении термин употребляется в Крыму и на Кавказе.

Беделик – люцерновое поле, люцерник. В старом казахском хозяйстве на юге Казахстана беделики представляли собой отгороженные глиняными заборами площади близ зимовки.

Аныз – жнивье, залеж; мал анызда жайылып жатыр – скот пасется на жнивье.

Отар – пастбище любого сезона, расположенное вдали от аула.

Орыс- выгон, место пастьбы скота расположенное вокруг стоянки(аула); радиус района определяется расстоянием, на которое отходит скот от аула в течение дня.

Тебын ( в литературе – тебеновка или тебен от глагола тебу – ударить ногой ( копытом)) – зимнее пастбище, покрытое снегом.

Шурат – небольшая западина среди бугристо-грядовых песков с близкими грунтовыми водами с сравнительно богатой тростниково-злаковой растительностью.

Ащы – ( буквально горький, кислый ) – солонцеватые понижения, встречающиеся обычно по долинам и поймам степных рек или по впадинам озер и соров.

Прозрачная внутренняя форма некоторых" пастбищных" терминов позволяет скрыть их мотивировки, указывающие на конкретные способы и формы ведения скотоводческого хозяйства.К таким терминам относится ортен,тебын,(актебын, алатебын), орыс ( кой орыс, бузау орыс, жылкы орыс), отар, беделик.

2Казахская болотовдческая терминология не обладает широким набором семантических моделей как славянская тельмографическая терминология. В.М.Мокиенко считает, что продуктивность моделей типа мочар, трясина,. Топь свидетельствует о распространении низинного типа болот в период существования общеславянского языка, что дает представление о характере праславянского ландшафта. Наличие в составе казахской народной географической терминологии слов болотоведческой лексики свидетельствует о проживании племен и родов, участвовавших в этногенезе казахского народа, а позднее и самого казахского этноса не только на степных и горных ландшафтах зонах, но и на территориях с болотно – луговыми местностями. Дельта древней Сырдарьи и прилегающие к ней территории, представляющие собой во многих местах болота и болотно – луговые местности, издавна были местом обитания как земледельческих, так и кочевых народов.