Процесс проектирования СЭЭС.
Это сложный и длительный комплекс, организация которого в зависимости от автоматизации при использовании ЭВМ может быть различной. Различают:
Ø традиционный подход к проектированию,
Ø использование САПр.
Традиционный подход к проектированию СЭЭС.
При традиционном подходе стадии проектирования представляют собой ряд последовательных приближений к информации, которая дает возможность выпустить рабочие документы для завода-изготовителя.
В соответствии с ЕСКД, можно выделить следующие стадии проектирования СЭЭС:
Ø разработка технического задания,
Ø разработка технического предложения,
Ø эксплуатационный проект,
Ø технический проект,
Ø рабочий проект (рабочая документация).
1 – техническое предложение,
2 – эксплуатационный проект,
3 – технический проект,
4 – рабочий проект.
· Техническое задание (ТЗ) – определяет основное назначение, показатели качества и технико-экономические требования к судну. Здесь так же указываются род тока, номинальные параметры напряжения и частоты, требования к ЭО и степени автоматизации СЭЭС.
· На основе технического задания проектант разрабатывает техническое предложение – это технико-экономическое обоснование, для данного судна, включающее предварительный расчет мощности источников, выбор оборудования судовой электростанции, перечень основного электрооборудования данные по новому оборудованию.
· Эскизный проект – представляет собой основное направление для дальнейшей разработки. То есть предварительный расчет режимов нагрузки, расчет мощности определение состава СЭЭС. Расположение основного электрооборудования СЭЭС и схемы генерации электроэнергии.
· На базе согласованного с заказчиком эскизного проекта (либо при отсутствии стадии эскизного проектирования – по материалам технического предложения) разрабатывается технический проект – основной этап в процессе проектирования СЭЭС и судна в целом. Это окончательное техническое решение по количеству и мощности ГА, основной номенклатуре принципиальных схем, электрическим сетям, аппаратам, машинам и приводам, расчетам токов КЗ и изменений напряжения. Производится оценка показателей надежности СЭЭС и качества электроэнергии. Составляется ведомость заказа электрооборудования и кабеля, чертежи размещения, электрооборудования по помещениям, разрабатываются основные положения по организации электромонтажных работ. Выпускаются кабельные журналы, оценивается технологичность принятых решений (с точки зрения прогрессивных методов электромонтажа).
· На стадии рабочего проектирования создается совокупность конструкторских документов, достаточная для постройки, испытания и сдачи в эксплуатацию СЭЭС.
Главные недостатки такого подхода:
Ø субъективность решения, зависящая от опыта и квалификации исполнителя,
Ø сфера деятельности проектанта локализована, он создает один или несколько документов,
Ø трудно найти оптимальное решение,
Ø велик объем корректировок из-за ошибок.
Итог: большой объем и стоимость проектирования СЭЭС.
Использование САПр СЭЭС.
Такая САПр входит на уровне подсистемы в САПр судна. СЭЭС, в свою очередь, рассматривается как сложная многоуровневая система, включающая взаимосвязанные подсистемы, работа которых взаимодействует с другими судовыми системами (например с СЭУ).
Схема САПр СЭЭС:
![]() |
· Основная часть – информационное обеспечение – база данных которая содержит необходимые сведения для решения проектных задач (каталоги, массивы информации); специальные программы, обеспечивающие работу БД – контроль ввода, поиск информации, корректирование массивов и т.д.; информационные модели проектируемых систем, дополняемые в процессе проектирования.
Информационное обеспечение дает возможность постоянно накапливать, обрабатывать, хранить и выдавать любую информацию документы, обращающиеся в системе.
· Математическое обеспечение – включает комплекс математических моделей, алгоритмов и программ, по определению различных параметров СЭЭС и осуществлению самого процесса проектирования; используется как общая (базовая), так и прикладное программное обеспечение.
· Техническое обеспечение – включает ЭВМ, периферийные устройства и линии связи в требуемом объеме.
· Функциональная часть – это ряд подсистем, которые в процессе проектирования могут уточняться, как по количеству, так и по содержанию.
В САПр процесс имеет интерактивный характер, по этому решение задач происходит в диалоговом режиме.
Окончательное принятие решений осуществляется проектантом на основе анализа теоретических критериев оценки.