ПОНЯТИЕ НАУКИ

План:

1. Наука как специфическая форма знания о мире и его основных структурно-функциональных компонентах.

2. Основные отличительные признаки научного знания: позитивность, непротиворечивость, внутренняя связность.

3. Преднауки, паранауки и лженауки.

4. Структура научного знания: теоретический и эмпирический уровни.

5. Методы научного познания.

6. Система научного познания: гуманитарные и естественные науки.

7. Система научного познания: фундаментальные и прикладные науки.

8. Развитие науки: дифференциация и интеграция, научные революции.

1. Концепции современного естествознания (сокращенно КСЕ) – гуманитарная дисциплина, основное назначение которой заключается в трансляции естественнонаучных идей в гуманитарную сферу. Исторической предшественницей КСЕ является натурфилософия. Причины институализации данной дисциплины в российском образовательном пространстве (90-е годы ХХ века):

- дифференциация современной науки, что делает невозможным ее полное усвоение отдельным специалистом;

- историческое разделение гуманитарных и естественных наук (феномен двух культур – Ч.П. Сноу);

- общее падение уровня школьного образования на постсоветском образовательном пространстве, что объясняется социальными, идеологическими и демографическими причинами.

Наука есть специфическая форма знания о мире и его основных структурно-функциональных компонентах. Наряду с научным знанием можно указать на ненаучные его формы: обыденное знание (здравый смысл), религиозное знание, философское знание, художественное знание и т.п. Еще древние греки различали знание и мнение, отличие между которыми заключается в том, что мнение у каждого свое (субъективное), а знание – одно для всех (объективное). 2. Основные отличительные признаки научного знания: позитивность, непротиворечивость. Позитивность – это требование выражать конечные результаты научного познания в форме универсальных общеутвердительных суждений. Например, «сила, действующая на тело, равна произведению массы на ускорение» - научное утверждение, тогда как утверждение о существовании зеленых человечков не является научным, т.к. оно не универсально и не общеутвердительно. Позитивность отличает науку от морали, которая внутренне негативна и представляет собой систему запретов.

Непротиворечивость – это требование избегать противоречий между учеными, устраняя взаимоисключающие концепции. Иначе говоря, ученые не должны противоречить друг другу. Последнее отличает науку от философии, которая внутренне противоречива и история которой есть непрерывное диалектическое противоборство взаимоисключающих идей.

Внутренняя связность – это требование ничего не принимать на веру и все доказывать. Последнее отличает науку от религии, где ничего не доказывается и все принимается на веру. Именно сущностной противоположностью науки и религии можно объяснить их вековое историческое противостояние.

3. Наука формировалась в течение длительного исторического периода. Первый этап развития науки именуется преднаукой. В этот период наука не рассматривалась в обществе в качестве профессиональной деятельности. Следующей стадией исторического развития науки была лженаука - наукоподобное учение, построенное на ложных, ошибочных принципах. Классический пример лженауки – астрология. Другие лженауки: алхимия, графология, сериология и т.п. Наконец, в период, когда авторитет науки в обществе существенно возрос, большое распространение получают паранауки – наукоподобные учения об объектах, существование которых научно не подтверждено. Примеры паранаук: демонология, парапсихология, уфология.

5. По мере исторического развития науки в ней происходит внутренняя специализация, что приводит к выделению двух уровней научного познания: теоретического и эмпирического. При этом на эмпирическом уровне осуществляется процесс получения информации об исследуемых явлениях, а на теоретическом – осмысление и систематизация данной информации. Существуют чисто эмпирические науки: например, география, филология и т.п.. Имеются также и чисто теоретические (или аналитические) науки: логика и математика. Но в большинстве наук имеются оба уровня, теоретический и эмпирический, диалектическое взаимодействие между которыми обеспечивает максимальную эффективность познавательного процесса.

5. Наука предполагает собственную методологическую базу. Различают всеобщие, общие и частнонаучные методы. Наиболее распространенными методами эмпирического уровня являются: наблюдение, измерение, сравнение и эксперимент. Эксперименты делятся на поисковые или исследовательские, контрольные или проверочные и селективные или решающие. На теоретическом уровне широко используется метод моделирования, а также такие методы как абстрагирование, идеализация и формализация.

6. Объекты, изучаемые различными науками, существенно отличаются по степеням сложности их объектов. Наиболее простыми и потому доступными для изучения являются механические системы, наиболее сложными – человек и общество. По этой причине науки разделились на гуманитарные (о человеке и обществе) и естественные (о природе). Отставание гуманитарных наук от естественных привело к тому, что в ХХ столетии сформировались две противоположных стратегии научного исследования: естественнонаучная, имеющая своей целью объяснение природных явлений, и гуманитарная, ориентированная на понимание соответствующих социальных и психологических процессов.

7. Усложнение науки в ХХ веке привело еще к одному разделению. Фундаментальными называются науки, ориентированные на постижение глобальных природных и социальных закономерностей. Крупнейшими фундаментальными науками в естественнонаучной сфере являются физика, химия и биология. Фундаментальным наукам противостоят т.н. прикладные науки, основная задача которых заключается в практическом приложении результатов, получаемых в рамках фундаментальных наук.

8. Развитие науки представляет собой сложный и противоречивый процесс. При этом периоды интенсивного развития науки сменяются длительными периодами упадка и застоя. Главные динамические процессы в науке: дифференциация – разделение науки на ряд относительно самостоятельных дисциплин. Например, физика постепенно разделилась на механику, оптику, термодинамику, электродинамику, атомную физику и т.п. Противоположный процесс - интеграция, когда на стыке нескольких отдельных наук возникает новая наука; например, на стыке биологии и физики формируется биофизика.

Важным событием в науке являются научные революции, когда на смену одним исследовательским программам (парадигмам) приходят другие. Пример подобного рода: коперниканская революция, когда на смену представлений о центральном положении Земли во Вселенной пришло представление о центральном положении в ней Солнца.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое наука?

2. Что такое паранаука?

3. Что такое лженаука?

4. Что такое теоретический уровень научного познания?

5. Что такое эмпирический уровень научного познания?

6. Имеется ли в математике эмпирический уровень?

7. Какие методы научного познания Вы знаете?

8. Какие науки называются гуманитарными?

9. Какие науки называются естественными?

10. Что такое фундаментальные науки? Какие фундаментальные науки Вы знаете?

11. Что такое прикладные науки? Какие прикладные науки Вы знаете?

12. Что представляет собой дифференциация наук? Приведите примеры.

13. Что представляет собой интеграция наук? Приведите примеры.

14. Что такое научная революция? Какие революции в науке Вы знаете?

 

Литература.

1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - Новосибирск, 1997, с.15-30.

2. Воронов В.К., Гречнева М.В., Сагдеев Р.З. Основы современного естествознания. - М., 1999, с.7-23.

3. Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания. - М., 1998, с.4-10.

4. Кокин А.В. Концепции современного естествознания. - М., 1998, с.27-46.

5. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М., 1997, с.12-44.

6. Мотылева Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков А.М. Концепции современного естествознания. - С.-Пб, 2000, с.7-17, 22-36.

7. Лось В.А. Концепции современного естествознания. - М., 2000, с.9-17, 30-44.

8. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. - М., 1998, с.5-26.

9. Философия. Учебник для студентов. / под ред. Корявко Г.Е. - Самара, 2000, с.221-247.

 

Тема 2.