III. Бальный танец
II. Классический танец
Этот термин возник в Росси в конце 19 века, вытеснив такие термины, как серьёзный, академический. Термин подчёркивал совершенствование этой системы, и её образцовый характер. В основу школы классического танца вошли систематизация и отбор движений из народных плясок, бытовых танцев, которые отличались большей выразительностью и законченностью.
Система классического танца берёт своё начало в 15-16 веках, в Италии, где сделаны первые этапы, систематизировать свод танцевальных движений и положений. Дальнейшее развитие получает во Франции и вся терминология классического танца на французском языке.
Основными школами классического танца считаются Италия, Франция, Россия.
Отличительные черты русской школы классического танца:
- предельная выразительность;
- музыкальная отточенность;
- одухотворённость;
- осмысленность движений;
- подчинение техники, виртуозности одной цели;
- создание волнующих образов.
Классический танец построен на изучении различных группах движений, объединенных различными признаками. Например, группа plie или tendu. В системе разработаны чёткие позиции рук и ног, число групп движений строго ограничено.
Основные требования классического танца:
- выворотность;
- подъём на пальцы;
- стремление к полётности;
- благородство;
- строгость;
- завершённость форм;
- чёткие линии в позах.
Классический танец является наиболее абстрактным видом хореографического искусства, так как отдельно движение и позы ничего не значат. Только движение в различных комбинациях при тесной связи с музыкой могут создать образ. Лексика классического танца даже при наличии профессионального оттенка, не терпит буквального воспроизведения движений, той или иной национальной культуры. Так как классический танец в своём арсенале использует обобщённые пластические элементы, которые по своей сути напоминают сложные философские абстракции. Овладеть классическим танцем в совершенстве могут не все, поэтому, прежде всего, нужен отбор по физическим данным.
- выворотность;
- большой шаг;
- пропорции фигуры;
- стройность ног;
- гибкость;
- наличие музыкального слуха и ритма.
В настоящее время специалисты, хореографы пришли к единому мнению, что плодотворная работа с участниками коллектива других жанров так же невозможна без учения основ классического танца.
Классический тренаж вырабатывает красивую пластику рук, хорошую осанку, свободу и выразительность движений, в результате этого расширяется память для творческой деятельности каждого исполнителя, будучи хорошо подготовленного физически. Свободно владея своим телом, он сможет более творчески подойти к созданию художественного образа.
Это современное обозначение танца, которое служит для массового развлечения. Бальный танец прошлых веков называют историко-бытовым. На определённом этапе разделения общества на классы появились салонные или бальные танцы, привилегированных слоёв общества. В основу их легли бытовые танцы простого народа. Например, народные контрдансы превратились в салонные «Лансье», крестьянский бранль видоизменился в салонный басданс. Народные истоки обеспечили широкое распространение бального танца. Он возник в Италии в 15 веке, а в 17 веке распространился по всей Европе. В 1661году была основана Королевская академия танца, которая установила определённые правила исполнения бальных танцев. Бальному танцу учились у специальных педагогов или в специальных школах. В середине 19 века самым популярным стал вальс. В начале 20 века на бальный танец стали оказывать влияние страны Южной и Северной Америки. Появляются такие танцы как вальс Бостон, Блюз, Фокстрот, Чарльстон, Танго, Румба, Самба и другие. Среди современного бального танца сохранились лучшие образцы латиноамериканского происхождения. К ним относятся «Самба», «Румба», «Ча-ча-ча», «Джайв», «Посодобль». И танцы из раздела стандарт Медленный и Быстрый Фокстрот, Медленный и Венский Вальс и Танго. Создаются новые танцы на национальной основе, «Русский – лирический», «Сударушка», литовский «Рильё» и др. Бальные танцы делятся на парные и массовые. В отличие от парных, массовые танцы исполняются группой танцующих в кругу, линии или хаотично расположенных по площадке. В последнее время появляются танцы с повышенной ритмичностью, близостью к современному образу жизни, они вызывают интерес у молодёжи, дают выход энергии, удовлетворяют потребность в празднике, игре, вырабатывают умение держаться в обществе. Поэтому танцевальные вечера, дискотеки, являются эффективным средством организации досуга, культурной формой отдыха.