I. Народный танец

Жанры хореографического искусства

Народный танец различают:

- собственно народный (исполняющийся в народе, быту)

– народно-сценический танец, обработанный для сцены, зрителя.

– фольклорный танец (это народный танец прошедших времён)

- характерный танец (любой народный танец, поставленный в балетном спектакле).

Народный танец складывался и развивался под влиянием географических, исторических, социальных условий в жизни определённой национальности. Отражает психику народа, его характер, темперамент имеет тесную связь с национальной музыкой. Каждая национальная хореографическая культура отличается определённым комплексом движений, специфическим характером и манерой исполнения.

Источники содержания народного танца

1. Трудовая деятельность народа – это трудовой процесс отдельные его этапы, взаимоотношения людей в труде и отношение к труду (белорусский «Ленок», узбекский «Пахота»). А с появлением фабричного ремесленного труда появляются такие танцы, как «Сапожник», «Ткачи» и др.

2. Природно-климатические условия жизни и различные явления природы. Человек наблюдая окружающую природу, часто прибегал к её образам, пластики для создания художественного образа или хореографической характеристики образа самого человека. Например, народы занимающиеся охотой обобщили наблюдения о животном мире и появились танцы, такие как «Журавль», «Гусачок», якутские «Нерпы», «Медведь», индийские танцы «Павлины» и др.

3. Жизненный уклад народа – его нравы, мораль, этика. Эти танцы выражают сложившиеся в народе представления и понятия, об общественных отношениях между людьми. Например, большое место в танцевальном творчестве занимает тема любви, благородных чувств, почтительное отношение к женщине, это выражается в польском танце «Мазурка», в русском танце «Кадрили». Часто в народных танцах отражается героизм, народный дух в плясках «С саблями».

4. Сфера домашнего хозяйства. Человек в своей повседневной жизни часто имеет дело с какими-то предметами обихода, инструментами и часто использует их в своём творчестве для создания образа. Например, танец «Веретено», «С платками», «С чашками», «С табуретками».

Национальные костюмы.

Они имеют большое влияние на характер исполнения, так плавности русских и грузинских танцев, помогает длинное платье и характерные движения. Жёсткие сапоги с обивкой в венгерских и русских танцах обуславливают наличие характерных движений. Народный танец передавался из поколения в поколение, обогащаясь виртуозной техникой. Развитию народного танца также способствовало появление ансамблей народного танца, которые есть во всех республиках.

В 1937 году был создан государственный академический ансамбль народного танца СССР под руководством Игоря Моисеева, который всесторонне способствовал популяризации танцевального наследия народов всего мира.