Дифференциально-трансформаторные преобразователи

Дифференциально-трансформаторные преобразователи (ДТП) предназначены для преобразования линейного перемещения сердечника в выходной электрический сигнал. Принцип действия основан на зависимости взаимной индуктивности между обмоткой возбуждения и вторичной обмоткой от положения сердечника.

Преобразователь представляет собой трансформатор (рис. 5.2, а), имеющий обмотку возбуждения 3 и две секции 1 и 2 вторичной обмотки, включенные встречно, т.е. дифференциальное включение (отсюда название – дифференциально-трансформаторный).

Создаваемый током возбуждения Iв магнитный поток обмотки возбуждения пронизывает обе секции вторичной обмотки. Часть этого потока Ф1 пронизывает секцию 1, индуцируя в ней ЭДС е1, часть потока Ф2 пронизывает секцию 2, индуцируя в ней ЭДС e2.

 

Рис. 5.2. Схема невзаимозаменяемого ДТП

 

Значения этих ЭДС (по модулю) определяются через взаимные индуктивности М1 и М2 между обмоткой возбуждения и секциями 1 и 2. Потоки Ф1 и Ф2 однозначно связаны со значениями M1 и M2 в соответствии с выражениями

, (5.1)

где Iв – ток возбуждения; f – частота тока возбуждения.

При изменении давления р прогибается мембрана 5, которая перемещает ферромагнитный сердечник (плунжер) 4. При перемещении сердечника вверх уменьшается сопротивление магнитному потоку между обмотками 3 и 1 и, наоборот, увеличивается между обмотками 3 и 2. Это приводит к увеличению потока Ф1 и, соответственно, ЭДС е1 и уменьшению Ф2 и е2. При перемещении сердечника вниз уменьшается е1 и увеличивается e2. Поскольку секции вторичной обмотки включены встречно, то ЭДС Е всей вторичной обмотки будет определяться как разность e1 и e2,

,

 

где М – взаимная индуктивность между обмоткой возбуждения и вторичной обмоткой преобразователя.

В среднем положении сердечника потоки Ф1 и Ф2, а следовательно, и взаимные индуктивности М1 и M2 равны между собой, т.е. M = 0 и E = 0. При смещении сердечника от среднего положения вверх ЭДС E будет увеличиваться. При смещении сердечника от среднего положения вниз ЭДС также будет увеличиваться (по модулю), но фаза ее будет обратной (рис. 5.2, б).

Из-за допусков, принятых при изготовлении, обычно оказывается, что ЭДС Е вторичной обмотки для различных экземпляров ДТП различна при одинаковых перемещениях х, это вызывает невзаимозаменяемость ДТП. Для унификации выходных сигналов (строго определенной для всех преобразователей зависимости выходного сигнала Uвых от входного х) в цепь вторичной обмотки введен делитель R1, R2 (рис. 5.3).

 

 

Рис. 5.3. Схема взаимозаменяемого ДТП

 

Смещением движка резистора R1 можно добиться одинаковой зависимости Uвых = f (x). Обычно Uвых выражается через взаимную индуктивность Мвых между обмоткой возбуждения и выходной цепью, а не между обмоткой возбуждения и вторичной обмоткой, которая использована в выражении (5.1). Для модуля Uвых это выражение имеет вид Uвых = 2pfIвMвых.

При рассмотрении метрологии ДТП обычно пользуются относительным перемещением сердечника х/хн, где хн – номинальное перемещение сердечника (перемещение сердечника при значении измеряемого параметра, соответствующем верхнему пределу измерения

прибора). Для разновидностей ДТП хн = (1,6; 2,5; 4 мм) ±25 %. Для унифицированных ДТП, в предположении отсутствия маг­нитных потерь, существует следующая зависимость между Мвых и относительным перемещением сердечника:

, (5.2)

где Mн – номинальная (соответствующая хн) взаимная индуктивность между обмоткой возбуждения и выходной цепью.

Следовательно,

. (5.3)

Для унифицированных ДТП зависимости (5.2) и (5.3) должны быть одинаковыми, что достигается установлением одинакового значения Mн = 10 мГн для всех преобразователей. При этом графики зависимостей (5.2) и (5.3) для всех преобразователей должны совпадать (рис. 5.4).

В приборах с взаимозаменяемыми ДТП при начальном значении измеряемой величины плунжер устанавливается в среднем положении и с ее увеличением перемещается вверх, т.е. при изменении измеряемой величины в пределах диапазона измерения фаза выходного сигнала не изменяется (рис. 5.4).

 

 

а б

Рис. 5.4. Статические характеристики взаимозаменяемых ДТП

 

В реальных дифференциально-трансформаторных преобразователях, как и во всех трансформаторах, существуют магнитные потери, значение которых должно находиться в определенных пределах.

Схема дистанционной передачи с использованием унифицированных ДТП представлена на рис. 5.5.

Вторичный прибор содержит дифференциально-трансформаторный преобразователь, сердечник которого перемещается профилированным кулачком, поворачиваемым реверсивным двигателем (РД). Двигатель управляется усилителем (УС), подключенным между обмотками ДТП первичного преобразователя и вторичного прибора. В схему прибора включен корректор нуля (КН), состоящий из дополнительной обмотки (ДО), намотанной поверх вторичной обмотки ДТП, и регулируемого резистора R3.

Дифференциально-трансформаторный преобразователь первичного преобразователя обычно называется передающим преобразователем, ДТП вторичного прибора – компенсирующим преобразователем.

 

Рис. 5.5. Схема дистанционной передачи показаний с использованием взаимозаменяемых ДТП

 

При рассмотрении действия схемы будем считать, что сигнал корректора нуля равен нулю. Вторичные обмотки ДТП передающего и компенсирующего преобразователей включены встречно и, следовательно, на вход усилителя поступает сигнал, равный разности выходных напряжений преобразователей

.

Предположим, что в первоначальный момент сердечники обоих ДТП находятся в среднем положении, т.е. Uвых1 = Uвых2 = 0.

При этом DU = 0 и указатель прибора стоит на начальной отметке. При увеличении измеряемой величины Uвых1 начинает возрастать, на входе усилителя появляется отличный от нуля сигнал небаланса DU, который усиливается усилителем и приводит в движение реверсивный двигатель (РД). Двигатель, поворачивая кулачок, перемещает сердечник ДТП вторичного прибора, который будет установлен в такое положение, при котором Uвых2 = Uвых1. При этом DU = 0 и двигатель остановится.

При одинаковых статических характеристиках (рис. 5.4, б) в момент компенсации относительные перемещения х/хн преобразователей будут равны (при этом равными также будут взаимные индуктивности передающего Мп и компенсирующего Мк преобразователей в соответствии с рис. 5.4, а). Это означает, что каждому положению сердечника ДТП первичного преобразователя соответствует определенное положение сердечника ДТП вторичного прибора и указателя.

Поскольку положение сердечника первичного преобразователя определяется значением измеряемой величины, положение указателя вторичного прибора будет однозначно определяться значением измеряемой величины. Шкалы таких приборов градуируются в единицах измеряемой величины.

Применение корректора нуля (КН) не изменяет принципа действия прибора, однако в этом случае относительные положения х/хн сердечников уже не будут равными.

Из выражения (5.3) видно, что статические характеристики преобразователей (рис. 5.4, б) будут одинаковыми при одинаковой частоте и силе тока возбуждения. Для обеспечения этого обмотки возбуждения передающего и компенсирующего ДТП включаются последовательно (рис. 5.5). В этом случае изменение частоты или силы тока возбуждения не повлияет на состояние компенсации измерительной схемы, так как они в равной степени изменят Uвых1 и Uвых2, т.е. напряжение на входе усилителя останется нулевым.

Кнопка КИ служит для контроля исправности прибора. При нажатии этой кнопки закорачивается ДТП первичного преобразователя и корректор нуля и на вход усилителя поступает сигнал только с вторичной обмотки ДТП вторичного прибора. При исправном приборе стрелка при этом должна стать на определенную отметку шкалы.

Достоинства ДТП: простое устройство, надежность в работе, малая погрешность от изменения напряжения питания и активного сопротивления линии связи, которое не должно превышать 5 Ом. Сигнал передается на расстояние до 250 м на частоте 50 Гц.

Недостатки ДТП: к первичному преобразователю с ДТП можно подключать только один вторичный прибор, необходим промежуточный нормирующий преобразователь, для конвертирования сигнала 0…10 мГн в сигнал 0…5 мА. Система дистанционной передачи с ДТП подвержена влиянию внешних магнитных полей и соседних линий связи, как и все системы передач на переменном токе, результатом такого влияния может быть значительная дополнительная погрешность. Поэтому в системах передач на переменном токе накладываются ограничения на емкость между каждой парой проводов, так как их чрезмерное увеличение также приводит к появлению дополнительной погрешности.

Указанных недостатков лишены преобразователи с магнитной компенсацией с передачей сигналов на постоянном токе.