Международные финансовые организации
Российские фондовые биржи.
Сейчас в России насчитывается 10 фондовых бирж. Однако реальные торги ценными бумагами происходят только на 4 биржах:
· Московская Биржа (ранее до 2012 года — ММВБ-РТС), созданная в результате объединения ММВБ и РТС
· Уральская региональная валютная биржа (город Екатеринбург) — ныне ММВБ-Урал
· Санкт-Петербургская валютная биржа (СПВБ)
· Фондовая биржа Санкт-Петербург (ФБ СПб)
Наиболее крупной фондовой биржей в России является ОАО Московская Биржа.
В советской России биржи закрыли в 1917-1918г. В 1990-х годах прошлого века они были открыты вновь только после распада СССР. В частности, Республиканская фондовая биржа «Тошкент», являющаяся по настоящее время единственной фондовой биржей в Узбекистане, была образована 8 апреля 1994 г. Указом Президента республики.
Московская биржа — крупнейшая в России по объёму торгов и по количеству клиентов биржа, созданная в 2011 году в результате слияния РТС и ММВБ. На бирже осуществляется торговля акциями, корпоративными, муниципальными и государственными облигациями, производными инструментами и валютой.
Создана в 2011 году (первые торги состоялись 19 декабря) путём объединения двух крупнейших конкурирующих площадок России — биржи РТС и Московской межбанковской валютной биржи. В первый день торгов на новой бирже произошёл технический сбой ущерб от которого, по данным газеты «Московский комсомолец», оценивается в 14 миллиардов рублей. По словам представителей биржи, в первом полугодии 2012 года планируется представить новый объединённый бренд, а в 2013 году — провести первичное размещение акций биржи.
Наименование, год создания | Штаб квартира | Страны - участники | Цель деятельности |
МВФ 1946 год (1944 г.) | Вашингтон, Штат Нью-гемпшир, США (специализированное учреждение ООН) | Более 184 государств, в т.ч. и РФ (Россия вступила в МВФ в 1992 году, после распада ССР) | · Поощрение международного сотрудничества в области валютной политики (путем установления норм валютного регулирования и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и установления валютных ограничений); · Способствование росту мировой торговли; · Поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами; · Предоставление при необходимости государствам-членам кредитных ресурсов при валютных затруднениях, связанных с несбалансированностью платежных балансов (условия кредитования одинаковые); · Стимулирование уровня занятости. МВФ создает специальные фонды: 1. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования; 2. Фонд кредитования буферных (резервных) запасов; 3. Фонд финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга; 4. Фонд поддержки структурных преобразований В 2005 году Россия полностью досрочно погасила долг перед МВФ в размере 3,3 млрд. $ (экономия на % составила 204 млн. $) |
Всемирный Банк | Вашингтон | · Улучшение конкуренции; · Предоставление помощи государствам, которые не справляются с внутренним долгом; · Улучшение условий предпринимательства; · Совершенствование управления государственным сектором; · Смягчение социальных и экологических рисков. В 2005 году Дж. Вулфенсон заявил о повышении рейтинга России. Это в первую очередь связано с увеличением её золотовалютных запасов до 128 млрд. $. | |
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) 1945 год (входит в систему ООН) | Вашингтон | 182 государства (члены МВФ), в т. ч. Россия и Украина (с 1992г.). | · Содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений на производственные цели; · Поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий или участия в займах и других инвестициях частных кредиторов; · Поощрение экономического и социального прогресса в развивающихся странах посредством долгосрочного финансирования проектов и программ развития с целью обеспечения роста производства; · Стимулирование роста международной торговли и развития производственных ресурсов государств-членов МБРР; · Инфраструктура, развитие частного потенциала; · Социальное развитие и экология; · Борьба с бедностью. Подписка стран-членов на акции МБРР осуществляется в соответствии с их экономической мощностью. Каждая страна имеет свою квоту в уставном капитале: 1) Украина – 0,8% капитала банка; 2) США – 17% (может наложить вето на любые изменения Устава банка, т.к необходимо 85%); 3) Япония – 6,24%; 4) Россия, Канада, Саудовская Аравия, Индия и Италия – по 2,99%. Все вопросы, включая утверждение займов, решаются всеми членами Банка большинством голосов. США, Япония, Франция, Германия, Великобритания, Италия и Канада – 50% голосов. Страны платят только 6% от стоимости акций. Остаток капитала является «нетронутым» и может быть затребованным МБРР в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения своих обязательств. (Пока таких случаев не было) |
Международная финансовая корпорация (МФК) 1956 год самый прибыльный институт Всемирного банка | Вашингтон (с 1957 года – специализированное учреждение ООН) | 172 государства (в т.ч. и Россия с 1993 г.). Страны-участницы параллельно являются участниками МБРР. | · стимулирование частных инвестиций в экономику развивающихся стран; · МФК не требует правительственных гарантий, поэтому тщательно проводится отбор проектов. Выделенные кредиты не превышают 25% стоимости проекта; · имеет право приобретать акции предприятий и предоставлять долгосрочные займы, в т. ч. частному сектору |
Международная ассоциация развития (МАР) ноябрь 1960 г. | Вашингтон (дочерняя организация МБРР, специализированное учреждение ООН) | 158 государств (развивающиеся страны, в т. ч. и Россия с 22 мая 1992 г.) Страны-участницы параллельно являются участниками МБРР. | · поощрение экономического развития; · повышение производительности труда; · повышение уровня жизни в развивающихся странах-участницах; · кредиты предоставляются в основном на образование, здравоохранение, с/хозяйство. Кредиты предоставляются на срок от 35 до 40 лет, льготный период – 10 лет. Ссуды беспроцентные, взимается только плата на покрытие административных издержек в размере 0,5% годовых. |
Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) 1985 год | Вашингтон (дочерняя организация МБРР, специализированное учреждение ООН) | 141 страна (в т.ч. и Россия с 1992 г.). | · организация долгосрочного страхования некоммерческих рисков; o введение правительством принимающей страны ограничений на обмен и перевод капиталов; o законодательные или административные меры принимающей страны, лишающие иностранного вкладчика права собственности или контроля над инвестициями или значительно уменьшающие его прибыли; o дискриминационная по отношению к инвестору судебная и административная практика принимающей страны, ведущая к расторжению заключенных с её государственными органами договоров; o вооруженные конфликты и гражданские войны; · содействие инвестициям частного капитала |
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) 1990 год (первый в Европе международный институт, в котором США не играют лидирующую роль) | Лондон (ЕБРР создан после падения Берлинской стены) | 58 государств, ЕС, Европейский инвестиционный банк (в т.ч. СССР, а затем и Россия). | · Переход стран (бывший соц. лагерь) с плановой экономики к рыночной экономике и демократии (31 страна, в т.ч. Россия); · Развитие частной предпринимательской инициативы (70% портфеля); · Соблюдение рациональных принципов банковской деятельности; · Улучшение инвестиционного климата; · Введение новых норм в области охраны окружающей среды, корпоративное управление, борьба с коррупцией; · Улучшение доступа к кредитным ресурсам (на проекты всех масштабов фактически во всех отраслях экономики); · Развитие предпринимательства, процветание и стабильность в интересах стран-участниц: o подбор проектов; o модернизация бизнеса; Сектора деятельности: 1. энергетика; 2. телекоммуникации; 3. транспорт; 4. агробизнес; 5. приватизация. Россия – инфраструктура, аэрокосмическая промышленность. |
Лондонский клуб (конец 70-х) | Лондон | Более 600 крупных зарубежных коммерческих банков. (Германия, Италия, США, Великобритания, Япония, Франция, Австрия). | · Решение вопросов задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования; · Урегулирование частной внешней задолженности стран-должников. Методы решения долговых проблем: 1. реструктуризация задолженности (Румыния, Венгрия, Габон, частично Польша, Болгария и Бразилия); 2. предоставление возобновляемых кредитов (частично Бразилия); 3. отсрочка погашения задолженности; 4. списание задолженности: оно возможно только 1 раз, причем оставшуюся часть должник платит по довольно жесткому графику (частично Польша и Болгария) |
Парижский клуб 1956 год | Париж | 19 государств-членов (в т.ч. и Россия с 1997 г.). Большое влияние со стороны МВФ. | · Первоначально – решение проблем выплаты долга Аргентиной; · Поиск скоординированных решений по урегулированию проблем со странами-должниками, испытывающими трудности с платежами. Российским заемщикам списывается 50-90% задолженности. Наиболее крупные из них: Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик, Эфиопия. |
Всемирная торговая организация (ВТО) 01.01.1995 год 1. Генеральное соглашение о торговле услугами; 2. Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности; 3. Генеральное соглашение по вопросам таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономических отношений | Женева (Швейцария) | 146 стран (в т.ч. числе США, Китай, станы ЕС, Непал, Камбоджа и др.) Россия – статус наблюдателя. | · Регулирование торгово-политических отношений участников ВТО; · Отмена ограничений со стороны ЕС и США; · Охрана окружающей среды (Киотский протокол); · Либерализация рынка информационных технологий и фармацевтики; · Либерализация рынка финансовых услуг; · Либерализация рынка рабочей силы; Принципы деятельности ВТО: o Торговля без дискриминаций (режим наибольшего благоприятствования); o Взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; o Регулирование торговли преимущественно тарифными методами; o Отказ от использования количественных и иных ограничений; o Транспарентность торговой политики; o Разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров. |