История и развитие систем защиты и нападения

Анализ истории развития различных видов физической подготовки (самозащит) свидетельствует о том, что еще в первобытнообщинном строе осуществлялась подготовка людей к защите от нападения врагов противоборствующей стороны, или для охоты на крупных зверей и т.п. В процессе этой подготовки использовались такие специальные и подручные средства как копья, камни, которые метали силуэты зверей, противника, а также отрабатывались отдельные элементы техники нападения и защиты с использованием специальных подручных средств.

В последующие исторические периоды, с проявлением государств активно развивается физическая культура. Во многих государствах физическая культура имела явно выраженный военно-прикладной характер. Ее целью было подготовка воинов к боевым действиям, а также поддержание общественного порядка и исполнительной власти. Из специальных и подручных средств, которыми обучали воинов защите и нападению, были в основном разновидности холодного оружия: это копья, стрелы, палки, пики, клинки, сабли, шпаги, шашки, ножи, более поздние -саперные лопаты, щиты, булавы, рогульки, боевые кольца, сурикены, естественные средства и т.д.

В средние века физическая культура характеризуется развитием военно-прикладных упражнений, необходимых для подготовки феодалов и рыцарей, а также воинов для участия в многочисленных межгосударственных сражениях.

Общеизвестно, что вплоть до конца 14 века важнейшим элементом ведения боевых действий в Западной и Центральной Европе был поединок с холодным оружием, и боеспособность определялась, прежде всего, физической силой и техникой владения оружием.

В эпоху Возрождения в методике обучения применяются основы новой техники и тактики фехтования, которые отделились от обучения рукопашному бою солдат наемной армии, ставшей главной силой в военном искусстве, определились нормы престижа и физической подготовки. Из специальных средств рыцарские доспехи, стесняющие движения, устранялись: тяжелый меч-палаш сменялся легким холодным оружием, которым можно было не только рубить, но и колоть. В сложившейся манере ведения боя стало возможным маневрировать таким специальным средством, как кинжалом или каким-либо подручным


ы

средством-плащом, шляпой. Однако в эпоху Возрождения фехтование еще не стало действительно спортивной формой состязания.

В этот период появляются первые книги по самозащите без оружия, в которых давались техника и методика ведения рукопашного поединка с использованием бросков, ударов, освобождений от захвата, болевых и удушающих приемов, против вооруженного противника.

Известно, что в конце 17 века Петр!, желая создать могучее государство, создавал армию и флот нового образца. Требовалась новая методика подготовки воинов к военным действиям. Особое внимание уделялось схваткам на шпагах и саблях, стрельбе и кулачному бою. Разыгрывались различные боевые баталии, шла напряженная учеба войск. Далее проигранные сражения рассматривались царем как наука побеждать.

Таким образом, можно заключить, что:

1. Начиная с первобытнообщинного строя, древние люди
использовали различные физические упражнения с применением
специальных и подручных средств, моделирующие различные реальные
ситуации охоты.

В последующие исторические эпохи с развитием физической культуры совершенствуются средства и методы подготовки воинов, гладиаторов, рыцарей, а также совершенствуются специальные и подручные средства, техника и методика их применения. Одним из основных методов обучения можно считать введение в процессе обучения реальных ситуаций нападения и защиты с помощью средств, встречающихся в боевых условиях.

2. Анализируя системы подготовки самозащиты и нападения в
различные исторические периоды, нами выделены две основные группы
технико-тактических действий:

- поединок без оружия (виды борьбы, кулачный бой и др.);

- поединки с различными видами специальных и подручных средств (бои гладиаторов, рыцарские турниры и др.).

3. Исследуя исторические памятники и другие источники, можно
выделить следующие ситуации нападения: удары руками, ногами; болевые
приемы лежа и сидя; захваты за туловище спереди, сзади, одежды на
груди, горла, плеч, кисти ног; различные броски, а также нападение и
защита с помощью специальных и подручных средств; индивидуальные и
групповые действия.

2.Специальная физическая подготовка в органах внутренних дел

Под специальной физической подготовкой понимается обучение занимающихся технико-тактическим действиям самбо и рукопашного боя, а также физическая и психологическая подготовка в процессе этих занятий.


&

С момента образования специальной физической подготовки работников милиции в процессе обучения включались реальные ситуации нападения преступников с применением ими специальных и подручных средств. Однако их вариативность была незначительной и предусматривала 1-2 технических действия в стандартных условиях.

В приказах и наставлениях МВД РФ говорится, что в условиях осложнения оперативной обстановки, в экстремальных ситуациях, работники ОВД нередко проявляют растерянность и беспомощность, уступают право нарушителям в умении применять приёмы самозащиты. Это свидетельствует о недостаточно эффективной системе их подготовки для успешных действий в ситуациях защиты и задержания правонарушителей.

Поэтому на занятиях по физической подготовке главное внимание должно быть сосредоточено на отработке боевых приёмов борьбы и служебно-прикладных упражнений, обеспечивающих работникам ОВД в физическом, морально- психологическом плане выполнять возложенные на них служебные обязанности в любых условиях повседневной жизни.