Композиция постановка танца
План
Лекція 2. Психологічні й етнопсихологічні основи формування екологічної психології.
1. Суб’єктивний образ світу – основа методології й теоретична база екологічної свідомості.
2. Етнопсихологічний корінь української національної культури й ментальності.
1. Субъективный образ мира — основа методологии и теоретическая база экологического сознания
Будем исходить из того, что понятие "образ мира" — это прежде всего образ или психическое представление в сознании человека. У каждого человека есть свое представление о мире вещей, о жизни и ее качестве. Поэтому изначально следует определиться с понятием и сущностью психического представления, которое в современной научной литературе употребляется в разных выражениях и трактовках: "образ мира", "субъективная карта мира", "когнитивная карта", "когнитивный образ" и т. п. Ментальный или субъективный образ становится, таким образом, предметом исследования и методологической основой экологической психологии.
Еще в 70-е годы нынешнего столетия А. Н. Леонтьев поставил проблему образа как одну из принципиальных проблем восприятия предметного мира. В последующем эти идеи получили свое развитие, теоретическое и экспериментальное обоснование.
Следует отметить, что А. Н. Леонтьев не был первооткрывателем идеи образа в психологии, однако он едва ли не впервые в научно-психологическом плане стал исследовать эту категорию генетически.
Каждая вещь первично существует объективно, а вторично представлена в субъективном, чувственном плане, в сознании человека. Если для животных предметный мир выступает в его четырехмерном измерении (трехмерное пространство плюс время, проявляющееся в движении), то для человека тот же предметный мир существует еще и в пятом измерении, по Леонтьеву, в "квазиизмерении", т. е. открывается еще и своим "смысловым полем", системой значений. Для человека не только чувственные признаки ощущений комбинируются в восприятии, а может быть, и не это главное, — главное в другом — в сути субъективно создаваемых образов, в которые с неизбежностью привносятся свои сложившиеся личностные смыслы.
Проблема значения и смысла — традиционная для психологии и столь же традиционно рассматривалась в психолингвистическом плане применительно к речи, слову, контексту.
Впервые обратился к понятию смысла французский психолог Ф. Полан. Согласно Полану, смысл представляет собой совокупность всех психологических фактов, возникающих в нашем сознании благодаря слову. Значение же есть неподвижный и неизменный пункт, который остается устойчивым при всех изменениях слова в различном контексте.
Слово, независимо от того, взято оно в контексте или отдельно, всегда имеет определенное значение. Вместе с тем реализуется слово в контексте уже своим смыслом. Отсюда следует, что значение есть не более как потенция того, что может стоять за ним.
Л. С. Выготский, используя суждения Ф. Полана, уточняет соотношение понятий "значение" и "смысл". Он пишет: "Слово приобретает свой смысл только во фразе, но сама фраза приобретает смысл только в контексте абзаца, абзац — в контексте книги, книга — в контексте всего творчества автора". Еще более определенно трактует это А. Н. Леонтьев. Он пишет, что значение — есть то, что открывается в предмете или явлении объективно и существует в форме безличного языкового понятия. В значении закрепляется объективное, обобщенное, синтезированное человечеством исторически отражение действительности в форме понятия, знания, умения, нормы поведения и др. Иными словами, значение — это нечто объективное, в смысле же это "нечто" обретает субъективную окрашенность, исходящую от реального взаимодействия реального субъекта с реальной действительностью. Смысл вбирает в себя субъективное отношение к содержанию значения, придавая ему тем самым многозначность, своеобразие.
Рассматривая слово как одухотворенную вещь, можно отметить в нем как объективное, так и субъективное, где объективное обретает черты субъективного посредством отношения субъекта к объекту, смещения объективного значения понятия к субъективному его смыслу. В предметном мире вещей смысловые смещения опосредуются механизмами чувственного познания.
Во взаимодействиях с вещами человек постигает их свойства разномодальными своими рецепторами. В этой связи свойства предметного мира А. Н. Леонтьев условно делит на две категории: те, которые проявляются во взаимодействиях неживых вещей с неживыми — "объект-объектные", и те, которые обнаруживаются во взаимодействиях с нашими органами чувств — "объект-субъектные" взаимоотношения. Но даже первые открываются человеческому познанию лишь благодаря участию рецепторов. Потому их трудно отнести к собственно объектным, ведь описываются они признаками, проявляющимися исключительно во взаимодействиях с органами чувств, а это — субъективное звено. Вместе с тем они не являются и чисто субъективными, поскольку исходят от объективно существующих вещей, явлений, событий. Например, гладкость, ровность, плоскость поверхности может ощущаться нами как "скользкость" при ощупывании и как "блесткость" в зрительном отражении. Ясно, что эти два качества представлены нам разными сенсорными системами и не являются сугубо объектными, потому что выступают лишь свойствами, проявляющимися во взаимодействии объекта, у которого гладкая поверхность, с соответствующими органами чувств человека. Объекты материального мира проявляют бесконечное множество свойств, не все из которых могут обнаруживаться естественным образом, т. е. органами чувств. Многие свойства часто вообще не открываются на основе восприятия, но они в сознании человека есть. Такие свойства и признаки носят отчетливый амодальный характер, а с другой стороны, они фиксируются, сохраняются и передаются по-особому: в понятиях, символах, предметах культуры и усваиваются индивидуальным опытом в готовом виде, ментально, возможно даже и не присутствуя совсем в чувственной сфере. Это так называемые "свойства второго рода".
Свойства второго рода наряду с чувственно воспринимаемыми свойствами первого рода непосредственно входят в структуру образа мира, в тот целостный конструкт сознания, который позволяет осуществлять синтез чувственного образа из хаоса отдельных и разрозненных ощущений. Образ восприятия с самого начала строится как целостное образование, а не составляется из отдельных элементов. Целостный образ предполагает наличие конкретного ощущения в своей, уже сложившейся структуре. Одни и те же ощущения могут не противореча входить в разные целостные образы.
Следовательно, наше восприятие "предвзято" изначально, желаем мы того или нет. Предвзято оно, или, образно говоря, "схвачено", еще задолго до образования конкретного представления. Эта предварительность обеспечивается уже имеющимся в сознании образом мира. Значит, конкретному восприятию предшествует уже сложившийся образ мира.
КАК ВОЗНИКАЕТ ОБРАЗ МИРА?
Рассматривая этот вопрос, С. Д. Смирнов объясняет, чем отличается чувственная картина мира обычного человека от хаотической смены зрительных ощущений только что прозревшего слепого [31]. У слепого от рождения, несмотря на вдруг открывшиеся возможности зрительного восприятия, отсутствует способность без предварительного обучения предвидеть характер изменения ощущений. В этом главное.
Обычный человек в процессе развития естественным образом без постороннего вмешательства вовлекается в течение внешних событий, изменения предметного мира и условия их восприятия и таким образом участвует в динамичных переменах точек наблюдения, сменах позиций, всевозможных смещениях воспринимаемого им мира. Он присутствует либо непосредственно участвует в том или ином воздействии на мир вещей, событий и явлений. Он активно действует в объективном и субъективном пространстве. В процессе этого активного взаимодействия в восприятии открываются не отдельные качества и даже не отдельные предметы, а целостный мир объектов со своими законами и системными связями, со своими глубинными структурами. Иными словами, в восприятии образуется не мир отдельных образов, а целостный образ мира на уровне ядерных, а не поверхностных образований.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОБРАЗА МИРА
В психологии образа современной наукой выделяется ряд наиболее важных фактов и принципиальных положений.
1. Человек с рождения и на протяжении всей жизни, познавая или не познавая мир, уже действует в нем и тем самым постоянно наполняет свой субъективный опыт различными схемами, ориентировками, представлениями, образами. Эти представления не обязательно и не всегда должны быть рациональными конструкциями, но всегда отражают практическую "вовлеченность" человека, "сопричастность" его индивидуальной жизни миру вещей, событий и явлений.
2. Воспринимает и познает мир не глаз и не мозг, а человек как целостная психическая реальность. Весь окружающий мир также должен предстать в сознании в виде целостной, хотя и иного рода, психической реальности. Представление мира тем самым обретает сущность психического образа, упорядоченного и целостного, как и сам физический мир. Образ становится своеобразным субъективным слепком, фоном, постоянно существующим и никуда не исчезающим. Этот фон или образ мира предваряет любое чувственное впечатление, упорядочивает его по своему образу и подобию.
3. Реальность образа мира в его субъективном представлении выступает не только содержанием обычной житейской или научной рефлексии, доступной эксплицированному чувственному познанию, но и предметным содержанием непосредственно не воспринимаемой действительности — амодально. Иначе говоря, "образ мира является ядерным образованием по отношению к тому, что на поверхности выступает в виде чувственно (модально) оформленной картины мира".
4. Ядерные представления мира и поверхностные знания о нем — различающиеся структуры. Поверхностные структуры образа мира могут оформляться не только чувственно, но и словами, т. е. рационально. Ядерные же, как фундаментальные опоры существования, отражают преимущественно действенные связи человека с миром, не зависящие от рефлексии по их поводу. Сопричастность человека к своему жизненному миру универсальна.
Поскольку представление мира, его образ есть опорное условие психической жизни, которое обычно не осознается, то обнаружение его "для себя" происходит в виде специфических переживаний и чувствований.
Внешне такие переживания как бы не имеют предметной отнесенности, к примеру, чувство внутренней неопределенности, чувство уверенности или сомнения, однако, как установлено, такие и им подобные чувствования, составляя универсальный фон любого предметного знания, предшествуют каждому восприятию и точному знанию.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТЫ (КАРТИНЫ) МИРА
Главный предрассудок — считать образ восприятия исходным "строительным" элементом, из которого складывается наше представление о действительности. Это отнюдь не так. Образ восприятия, взятый сам по себе, вне контекста, есть психологически мертвое образование, оно не может ориентировать ни одного движения, действия, поступка. Ориентирует не образ, а вклад этого образа в субъективную картину мира.
Отдельные сенсорные импульсы, исходящие от реальности, не формируют наше представление о мире, а лишь подтверждают, дополняют или исправляют его.
Предметный мир, вещи и явления, объекты, субъекты и события существуют неисчислимым множеством связей и переходов с бесконечным множеством других объектов и явлений (образов). Понимание этих связей, закрепленных в субъективной карте мира, и знание законов взаимодействий и взаимопереходов от одних к другим дает нам возможность предсказывать и предвидеть очень многое. Эти предвидения могут быть очень разными по точности и достоверности — от чрезвычайно точных до крайне неуверенных и приблизительных гипотез, предположений. Именно в этом и заключается главная функция образа — еще в процессе восприятия порождать гипотезы, предположения, экспекта-ции (ожидания), на основании которых и будет структурироваться новое чувственное впечатление. Если гипотеза ошибочна и наши ожидания относительно чувственных впечатлений не подтверждаются, то происходит смена перцептивной гипотезы на основе ранее не учтенных связей либо за счет расширения или изменения контекста. Без наличия предварительного представления, гипотезы процесс восприятия вообще не может начаться.
Построение образа мира есть прежде всего актуализация той или иной части уже имеющегося образа, и лишь затем осуществляется процесс уточнения, исправления, обогащения, расширения, модификации существующей картины мира. Мы не строим заново образ на основе существующего в данный момент отражения действительности, а напротив, используем то предметное значение, тот эмоциональный и личностный смысл, который уже существует, предшествует новому сен-сомоторному образу, его актуальному переживанию. По выражению В. В. Сталина, мы ищем именно нужные нам стимулы, а не занимаемся поиском подходящих значений для навязанных нам извне стимулов.
Из сказанного следует, что образ мира — это вовсе не "картинка", которую можно наблюдать на фотографии, это нечто более сложное, динамичное, имеющее не столько контурные грани, сколько содержание функциональных связей и отношений. Психический образ мира к тому же характеризуется активностью, избирательностью, упорядоченностью своей логики, он постоянно пополняется и развивается под влиянием чувственного и (или) рационального познания.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОБРАЗА МИРА
К идее структурной организации субъективных представлений человека прибегали еще в 50-е годы Ч. Осгуд и Дж. Келли. Если Ч. Осгуд выделял в субъективном образе инвариантные подструктуры дихотомических плеяд в виде оценочных критериев, то Дж. Келли исходил из индивидуально специфических конструктов сознания. В психосемантике субъективного образа мира в теоретических идеях А. Н. Леонтьева и Е. Ю. Артемьевой также предпринимаются попытки структурировать данную категорию психики.
С. Д. Смирнов различает в образе мира поверхностные и ядерные структуры: поверхностные — чувственные представления, а ядерные — отторгнутые от чувственных, амодальные, интегрально-знаковые системы. В. В. Петухов делит их по "языку" описания: поверхностные — "представления о мире" и ядерные — "представления мира". Если поверхностные структуры образа мира у большинства авторов связываются с эксплицитностью чувственного и рационального познания (это незначительная, "видимая" часть айсберга — когнитивная), то ядерные (нижняя, огромная часть этого айсберга) с трудом поддаются изучению и классификации. Тем не менее эта, т. е. ядерная часть образа мира, структурируется, хотя и описывается разными авторами по-разному.
Д. А. Леонтьев увязывает означенную амодаль-ность субъективного образа мира со смыслообразова-нием, различая при этом понятия "жизненный смысл", как объективную характеристику места и роли отражаемого мира вещей и явлений в жизнедеятельности субъекта, и "личностный смысл" — как составляющую сознания, репрезентирующую субъекту жизненный смысл того или иного объекта, явления или события. Об этом мы уже говорили: если первая составляющая больше тяготеет к объективному "значению", то вторая — к субъективному "смыслу". Источники смыслообра-зования Д. А. Леонтьев усматривает в трех механизмах: мотивационном, атрибутивном и диспозиционном.
Мотивационный механизм субъективного образа связан со смыслообразующей функцией мотива. Это известный и хорошо описанный в психологической теории деятельности механизм. Атрибутивный механизм образа-представления связывается со значимыми параметрами, качествами, атрибутами объектов и явлений под углом зрения их ценностей. Диспозиционный же механизм смыслообразования представляет собой обобщенную смысловую установку, или диспозицию отношения субъекта к объективно отражаемому миру действительности.
В атрибутивном смыслообразовании Д. А. Леонтьев, вслед за Е. Ю. Артемьевой, выделяет два компонента: гностические, или смысловые, образования (на языке реальных оценок качества или атрибуции) и эмоционально-оценочные, или метафорические (на языке ассоциирующихся признаков объектов, как, например, геометрические свойства приписываются человеческим качествам: "человек — квадратный, тупой" и т. д.).
Диспозиционное смыслообразование, в отличие от атрибутивного, привносит в категорию образа мира индивидуально-личностное отношение.
Е. Ю. Артемьева в образе мира отдельно выделяет категорию субъективного опыта, поскольку представление мира, его субъективный образ включает в себя "следы всей психической жизни субъекта".
В структуру субъективного образа, по Артемьевой, входят три иерархических слоя (уровня): перцептивный, семантический и амодальный (см. рис. 1). Перцептивный слой включает отражение мира в четырехмерном пространстве и времени плюс еще значения и смыслы (созвучно с А. Н. Леонтьевым). Семантический слой характеризуется тем, что качества и свойства отраженного в индивидуальном опыте атрибутированы субъективным отношением. Это системы отношений, отторгнутые от модальностей, но еще членимые по ним (например, модель шкалирования по семантическому дифференциалу). В оценках вещей и событий мы прибегаем к проекции своего отношения типа "хороший — плохой", "сильный — слабый" и т. п. И самый глубокий слой в субъективном образе — слой амодальных структур, когда в представлении симультанно интегрируется материал первого и второго уровней, а на базе перцептивно-семантической конструкции субъективный опыт обретает черты амодальности, оторванности от конкретного чувственного "слепка" предмета или явления, события. На уровне амодальности образа от конкретных признаков, но в их "отсутствие" в сознании создается целостная ситуация, схема, некий модус реально существующего явления.
Обозначенные Е. Ю. Артемьевой иерархические слои субъективного опыта позволяют рассматривать психический образ генетически и отслеживать организацию психического материала в экологическом сознании, а точнее, экологического содержания человеческого сознания от его чувственной основы до более глубоких амодальных структур, таких, которые мы уже описали: экодиспозиции, экоустановки, альтернатурнализации, эконамерения и пр.
В современном научном знании достаточно изученными являются перцептивные механизмы, механизмы психосемантического уровня интенсивно разрабатывались в советской психологии 80-х — начала 90-х годов, о глубинных же амодальных структурах психологического образа мира известно мало. Однако известно, что помимо предметного образа у человека формируется еще и образ субъективного представления о социальной жизни.
ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Образ жизни как психосоциальная категория также существует в субъективном представлении или психологической, ментальной картине мира. Однако он есть и конкретная данность бытия. И, вероятно, между этими планами реалий — того, что вкладывается в понятие "образ жизни", и тем, что он есть на самом деле, существуют сходные моменты и элементы различия.
С ранних лет человек включается в социальные взаимодействия, хотя не все они, не всегда и не в должной полноте осознаются. Вероятно, большая часть из них вообще не осознается. Однако будет ли "бесследной", индифферентной для субъективного опыта та часть социального бытия, которая не осознается? Видимо, безразличной и безучастной она не бывает, поскольку так или иначе получает свое отражение в нашем субъективном мировосприятии.
Не будем заострять внимание на подсознательном или бессознательном. Даже тогда, когда находясь в полном сознании и здравом уме мы взаимодействуем со сложной, динамичной и субъективной по содержанию тканью социальной жизни, то вряд ли способны воспринимать всю ее видимую (сенсорно отражаемую) часть в достаточной полноте, не говоря уже о многообразии комбинаций смыслоценностных, коммуникативных, информационных и других составляющих. И тем не менее в нашем опыте это остается. Это значит, что пластичность и резервная мощность нашей психики способны фиксировать производные от непосредственных чувственных схем модусы, вариативные тонкости и нюансы многообразия всех форм социальной жизни, которые не всегда отчетливо представлены в саморефлексии, но запечатлеваются в виде каких-то своеобразных контуров, общих или обобщенных очертаний. Сказанное больше относится к имплицитности, т. е. свернутости саморефлексии субъективных образов, стилей, стереотипов действования, характера организации реального существования.
В типичных для обыденной жизни условиях дефицита информации люди приписывают (как бы присваивают) воспринимаемым фактам скрытые от наблюдения причины. Явление дополнения или приписывания стихийного и не сопряженного с поиском доказательного объяснения получило в социальной психологии наименование каузальной атрибуции (в буквальном переводе с латинского — приписывание причин).
В когнитивной психологии выделяют несколько типов каузальной атрибуции.
Мифологический Если человек интересуется соци-
тип каузальной альными явлениями, то он не огра-
атрибуции ничивается оценками, а пытается
уяснить их причины. В условиях информационного дефицита он будет мыслить по принципу конфигуративной (по терминологии Келли) [38] атрибуции, приписывая причины либо исключительно действиям определенных групп людей (персонифицированная атрибуция), либо обстоятельствам (ситуативная атрибуция), либо тому и другому одновременно. Выбор виновников производится как на основе сложившихся стереотипов, так и на каких-то собственных впечатлениях. Так возникает мифологический тип экопсихологических представлений, где во всем и вся виноват, скажем, Чернобыль.
Стихийно- Для этого типа приписывания при-
реалистический чин характерно то, что интерес на-
тип каузальной правлен не на самые острые, а пре-
атрибуции имущественно на близкие и актуаль-
ные проблемы. Предпочтение отдается собственному опыту и прагматическим интересам. В оценках событий приводятся такие тезисы, которые соответствуют собственным предпочтениям, симпатиям и антипатиям. Представления чаще всего противоречивы, нередко алогичны, разрозненны, нецелостны. Дело здесь не в отсутствии системного видения, а в ином основании связующего принципа, в частности, не в логическом, а в ситуативном или эмоциональном, отсюда и склонность ориентироваться на свои интересы.
Рефлексивный Рефлексивный способ приписыва-
тип каузальной ния причин отличается высокой со-
атрибуции гласованностью представлений. Здесь
целостность системы представлений сконцентрирована на какой-то идее. Идея позволяет порой иметь логически организованные и адекватные представления, а порой — догматические, стереотипи-зированные воззрения или некие крайности, в которые люди глубоко уверовали.
Инертно- Этот тип приписывания причин
фаталистический наиболее примитивный. Характер-
тип каузальной ным для него является восприятие
атрибуции социальной действительности как
сферы действия сил и процессов, не поддающихся ни пониманию, ни управлению, ни контролю. Представления о конкретных событиях зависят от внешних интерпретаций, чужих мнений, социальных стереотипов, источников и средств массовой информации, слухов, догадок и пр.
Все типы каузальной атрибуции в социальном гнози-се либо взаимно связаны при некотором доминировании какого-то из них, либо проявляются почти в "чистом виде". Учитывая их влияние на жизнедеятельность и внутренний план организации, в экологической психологии следует не только ориентироваться на них, но и системно изучать.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СУБЪЕКТИВНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Традиции психологии субъективного образа жизненного пространства складывались на протяжении последних 80—90 лет в направлении гуманитарно-экологической ориентации. К середине 70-х годов сформировалось самостоятельное направление — психология среды, хотя еще в 1916 году Р. Парк отмечал, что психологи начинают употреблять средовые понятия и категории в качестве системообразующих для исследования влияния среды на поведение человека [4]. Развитие данной научной парадигмы прошло ряд узловых этапов — от идей "географии человека" А. Канта (1837) через понятие "социальная экология" (Д. Милль и Г. Спенсер, 20-е годы) до оформления самостоятельного научного направления — экологической психологии.
Представление о субъективном образе жизненного пространства исходно занимало одно из центральных мест в работах по средовой психологии. Понятие "субъективная карта мира" как образ пространственного окружения одним из первых употребляет С. Троубридж (1913), называя ориентации людей в окружающем их городском пространстве "умственными образными картами", затем у Э. Толмена (1948) появляется понятие "когнитивная карта", под которой автор подразумевает особую ментальную структуру переработки информации, поступающей от сенсорных систем, и которая указывает линии поведения, маршруты и ответные реакции животных и человека в физическом пространстве.
С появлением работ К. Левина (30-е годы), в которых значительное место отводится не столько внешнему объективному окружению, сколько индивидуальному характеру восприятия этого пространства, начинает развиваться отдельное направление в психологии — средовая персонология. Ее задачей становится нахождение своеобразного общего "поля" и анализ взаимосвязей между личностью, ее внутренним миром и тем пространством, той средой, где находится субъект.
Дальнейшее развитие психологической науки в рамках когнитивной психологии, неофрейдизма, бихевиориальной школы, деятельностного подхода, гуманистической психологии и других научных направлений определило многоплановую дифференциацию в подходах к изучению взаимодействия человека и среды. Теперь на передний план выступили задачи преемственности и целостности, интеграции со смежными областями научных знаний и классическими традициями в создании адекватных принципов оценки различных типов сред, как и их влияния на формирование и развитие личности.
В этом отношении заслуживают внимания исследования немецкого психолога гуманистической ориентации X. Томэ, российского психолога К. А. Абульхановой-Славской и др. На основании психобиографического метода, используемого в рамках когнитивной теории личности, X. Томэ интегрировал "теорию поля" К. Левина о психологическом единстве человека с окружающей средой, основные позиции когнитивной психологии и идеи Г. Мюррея о тематическом структурировании личностью своих жизненных проблем с собственными разработками по исследованию личности в повседневной практике. Исходя из основных когнитивистских постулатов, Томэ выводит целый ряд адаптивных форм приспособления человека к социально-средовым условиям бытия или, как он их называет, "техник бытия".
Среди этих техник Томэ различает две категории: те, которые реализуют общепсихологическую систему приспособления, и те, которые являются ситуативно специфическими реакциями. Они взаимодополняют друг друга и составляют некий "репертуар" конкретных техник, когнитивных репрезентаций, доминирующих форм поведения. Это дало автору основания для своеобразной личностной классификации по типам.
1. Личность первого типа ориентирована на достижение, на изменение окружающего мира, на использование шансов и апробирование собственных возможностей.
2. Личность второго типа принимает свое положение таким, каково оно есть, и ориентируется на внутреннее изменение.
3. Для личности третьего типа характерна покорность судьбе, деятельная сторона выражена очень слабо.
4. Четвертый тип личности определяется чувством горечи и разочарования с выбором техники сопротивляться всему, отсутствием заинтересованности в будущем.
К. А. Абульханова-Славская, исследуя индивидуально-личностные стратегии адаптивного поведения россиян в условиях социальных преобразований, приходит к выводу, что сознание и мышление есть обобщенные личностью категории "того способа жизни, которого она сама сумела достичь в конкретных социальных условиях". На основании большого эмпирического материала автор, как и X. Томэ, выделяет четыре типа людей по критерию субъект-объектных отношений с обществом в их собственном представлении.
1. Тип человека, представляющий себя в качестве объекта, от которого ничего не зависит, воспринимает общество как субъект управления или произвола. У людей этого типа (О—С), согласно данному исследованию, в основном сохранилось старое ценностное сознание с ориентацией на социализм, жизненная позиция не адаптирована к новым условиям, мышление преимущественно констатирует социальные проблемы, чаще узкопрофессионально направленно, пассивно. Представители: профессиональные служащие, рабочие, специалисты среднего социального статуса.
2. Тип людей, который и себя, и общество видит в качестве объекта (О—О). Сознание таких людей отчуждено, построено на безличной функциональной
(рутинной, бюрократической) связи себя с обществом. Мышление противоречиво или не соответствует новым ценностям, консервативно, с потерей понимания происходящего, утратой смысла и способности смыслообразования, жизненная позиция не адаптирована. Законопослушные пенсионеры, служащие, специалисты.
3. Тип адаптивного поведения, когда сам человек выступает как субъект, а общество — объект взаимодействия (С—О). Для таких людей характерно сознание, которое совсем недавно было типичным для миссионеров и диссидентов: считать себя призванным спасти народ. Сегодня — это сознание народившегося класса предпринимателей, изменилась только модальность: из объекта спасения общество превратилось в объект использования. Мышление активно, консервативно, направлено на конкретно-ситуативные проблемы. Жизненная позиция обладает двойной адаптированно-стью — по линии ценностей и по линии социального престижа.
4. Тип людей, у которых в самосознании и общество, и "я-представление" выступают в качестве субъектов взаимодействия (С—С). Для них характерна изначальная противоречивость, поскольку "логика" общества и "логика" субъекта не совпадают, всегда образуют противоречия, требующие разрешения, аргументации, урегулирования, согласования. Но поскольку и общество, и субъект предполагают уважение взаимных "прав", то сознанию такого типа свойственна склонность к плюрализму, теоретизации, проблематизации. Измененная позиция не адаптирована к динамике рыночных отношений. Однако благодаря склонности к теоретическому мышлению и плюрализму жизненной позиции люди такого типа, по мнению К. А. Абульхановой-Славской, способны не только успешно адаптироваться, но и выполнять определенную конструктивную роль в обществе. Это люди науки.
Как явствует из двух последних подходов, экопси-хологическая проблематика не ограничивается природно-средовыми взаимоотношениями, а выходит в более широкую плоскость эколичностного и социального пространства. Такая проблематика актуальна и в Украине в связи с последствиями Чернобыльской катастрофы. Типы жизнедеятельности, как и техники бытия, их субъективные образы в экологическом сознании ждут своих исследований в экологической психологии.
2. Экопсихологические корни украинской национальной культуры и ментальности
Становление и развитие экологической ментальности возможно при условии содержательной ориентации индивидуального и общественного сознания на человека, нацию, духовную культуру, общечеловеческие интересы, морально-этические, эстетические ценности. В сочетании с духовными экологические категории сознания непосредственно участвуют в создании и проявлении украинского менталитета.
Известно, что самореализация человека осуществляется через различные формы деятельности, совокупность которых составляет понятие "образ жизни". А с другой стороны, реализация способностей и возможностей всех сущностных сил человека в разных видах жизнедеятельности есть не что иное, как культура. Жизнедеятельность является смыслообразующим компонентом и в понятии образа жизни, и в понятии культуры. Исходя из сказанного образ жизни можно определить как совокупность устойчивых, типичных для данного общества видов жизнедеятельности, которые проявляются в определенной форме труда и производства, поведения и действий, во всех формах и сферах жизни — экономической, политической, экологической и др. Образ жизни и культура характеризуют человеческую деятельность и определяются ею. Но образ жизни — понятие более широкое, чем культура. Если образ жизни — совокупность всех проявлений человеческой жизни и деятельности, то культура рассматривает деятельность людей как реализацию и самореализацию, воплощение творческого потенциала людей и человечества во всех разнообразных формах. Сфера духовных интересов чрезвычайно широка и включает помимо культурных мировоззренческие, познавательные, этические, экологические, моральные, религиозные и другие ценности. Но чтобы определить понятие духовности, нужно обратиться к социальной сущности общественного бытия. Известно, что духовность одновременно может пребывать как в составе, так и за пределами сознания, ибо духовная жизнь наполняет и осознаваемые, и подсознательные, и полуосознаваемые установки. Предметно же духовное подразделяется на три большие области: мир чувств, мир мыслей и мир человеческой воли. В составе духовности выделяются сенсоцен-ностные, интуитивные, эмоциональные, целеобразующие и волевые компоненты, которым присущи черты познавательной, ценностно-целеобразовательной, коммуникативно-социальной активности. Совершенно очевидно, что духовное входит в состав культуры.
Культура — это исторически определенный уровень развития общественной жизни, творческих сил и способностей человека, а также создаваемых им материальных и духовных ценностей. В широком смысле понятие "культура" употребляется для характеристики исторических эпох, конкретных обществ, народностей, наций, специфических видов деятельности или жизнедеятельности. Наиболее распространенное представление о культуре используется в его узком смысле, как о сфере духовной жизни людей, включающей в себя результаты познания, нормы морали и права, человеческие силы и способности — знания, умения, уровень интеллекта, нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, способы и формы общения.
Будучи культурогенным по своему происхождению и сущности, экологическое сознание, как и сознание вообще, реализуется в человеческом мировоззрении. С другой стороны, культура есть порождение сознания, а также его составляющая, неотъемлемая сущность человеческого опыта. Поскольку данные понятия тесно взаимосвязаны, но не идентичны, в них можно выделить целый ряд общих признаков.
1. Вектор направления — в постижении действительности "изнутри", от "я" индивида, ибо оттуда формируется отношение личности и общества, создается целостное мировосприятие, представление о предметах и явлениях действительности в их взаимосвязях, гармонии, целесообразности.
2. Признание значимости категории ценностей как нормативной модели целенаправленной активности, как ориентировочной основы психического действия по отношению к действительности. Знаково-символическая опосредован ность восприятия действительности (сознание — речь; культура — ценность).
3. Целеобразование интенциировано извечно проблемным вопросом "смысла жизни", что проявляется в характере видения жизни, того, что в ней происходит и достигается.
4. Непрерывное развитие, рост, последовательное выявление потенциально скрытых, ранее неизвестных граней действительности, в том числе собственных резервов, способностей, возможностей.
5. "Инструментальность" опосредования выбора и решения, а также связанного с ним чувства ответственности в действиях, поведении и деятельности. Как сознание, так и культура в составе субъективных ценностей (в каком бы виде они не существовали, они прича-стны к сознанию) опосредуют принятие решений или направление их выбора и обоснования.
6. Направленность на будущее через постижение настоящего и прошлого ради перспективы за счет определения и обобщения того единичного, оригинального и неповторимого, что есть в природе и в каждом индивиде.
7. Стремление к целостности и гармонии через постижение действительности с учетом интуиции, сопереживания, общения, понимания и отождествления себя (как индивидуального, так и общественного бытия) с явлениями экоса, природы, космоса.
Учитывая эти основания сущностного единства культуры и сознания, народная традиция всегда использовала формирование одного через другое, создавая и развивая фундаментальные ценности массового сознания, которые содержатся в понятии "менталитет".
Ментальность отражает духовный мир человека или социальной общности в контексте соответствующей эпохи или этнокультуры. К этому духовному миру относятся субъективные представления людей, верования, установки, направление мыслей, манера чувствований, стереотипы восприятий и поведения, стандартные способы решения различных жизненных проблем. Менталитет моделирует не только направление мыслей, но и создает мотивационно-смысловую ориентацию самосознания, не только концептуализирует внутренний мир людей, но и объединяет сознание индивида с коллективным сознанием.
При изучении понятия менталитета исходят из того, что данная категория общественного сознания характеризует именно специфику психологического отражения внешнего мира, а также особенности типичного реагирования достаточно большой общности людей. Менталитет, однако, не сводится к категории общественного сознания, а лишь характеризует определенную особенность этого сознания. В самом общем плане ментальное™ может быть определена как заданная, характерная для определенной культуры специфика психической жизни, мироощущения и социального бытия, обусловленных всей совокупностью жизнедеятельности — экономической, политической, культурной, экопсихоло-гической и др. Такое понимание перекрещивается с понятием "национальный характер", под которым имеют в виду присущее представителям данной нации содержание основных личностных черт, систему доминирующих в этносе представлений, установок, ценностных ориентации, направленностей, верований, умонастроений и т. п.
В состав менталитета входят когнитивные составляющие в виде знаний, которыми владеет общность людей, верований и миропредставлений, в том числе и экологических. Эти основания вместе с архетипами коллективного подсознательного составляют иерархию ценностей, характерных для данного этноса. Можно определить и национальный характер как составную часть менталитета, как интегрированную характеристику психологических особенностей, специфическое совпадение устойчивых личностных свойств представителей конкретного народа.
Украинский менталитет — это итог отображения специфики взаимодействия украинцев с исторически сложившимися природными и геоклиматическими условиями существования и сосуществования с другими народами.
Природные влияния на украинский менталитет особенно значительны. Сложилось так, что сама природа обусловила множество традиций, обрядов, народных праздников. Специфика украинской ментальности во многом определяется спецификой опорных ее элементов — значений, смыслов, образов, ассоциаций. Природная детерминация украинской ментальности проявляется и в развитом образном мышлении украинцев. Явления окружающей среды воспринимаются и осознаются украинцами при помощи определенных "посредников", в качестве которых нередко выступают солнце и земля, дождь, деревья, растения, вода, река, пруд, животные и т. п. В украинском фольклоре содержится множество устойчивых растительных и животных образов, которые стали символом определенных человеческих качеств: барвинок — символ молодости, явор — символ красоты и любви и т. д. Природа влияет на формирование украинской ментальности посредством подобных символов своеобразно и действенно. Поэтому важным фактором украинской ментальной этно-культуры стали природно-натурального происхождения народные традиции, нормы поведения, ценности, идеи, а также обычаи, обряды, ритуалы. Поскольку природа, ощущение, чувствование и понимание ее, сознательное следование ей повлияли и влияют на специфику украинской ментальности, то основными природно детерминированными ее характеристиками стали: хозяйственный индивидуализм, обостренное чувство собственности, интроверсия, стремление разнообразить подворье, трудолюбие, доброжелательность, чуткость, мягкость, развитое воображение, сентиментальность. Украинская душа пребывает в чувственной плоскости настроения и находит себе выражение в лирической песне. Поэтический песенный лиризм в украинском народе испокон веков живет, вновь и вновь рождается, растет, расцветает либо грустит, плачет и страдает. Вместе с тем исследователи черт национального характера отмечают в украинцах надежность и спокойную сосредоточенность, наблюдательность. Но как замечено, опять-таки в специальных исследованиях, сила эмоционального мечтательства может понижать в украинском характере роль рационально-волевой компоненты, что создает предпосылки для нерешительности, трудностей с выбором, иногда неопределенности. В геопсихическом контексте чувственного восприятия мягкости лесостепи и обширных просторов полей усматривается созерцательность украинцев. Вчувствование в степные просторы порождает "эрос" — осязание любви к бесконечному, абсолютному, великому.
ЯВЛЕНИЕ НАТУРНАЛИЗАЦИИ В УКРАИНСКОМ МЕНТАЛИТЕТЕ
На протяжении всей давней истории украинского народа отмечается стремление людей жить в согласии с природой. В Украине издавна понимали, что человек — неотъемлемая частица природы, поэтому между свойствами природных условий и народной психикой установилась тесная связь.
Природные условия и ресурсы обусловливают не только характер материального производства, но и духовную активность, мировоззрение.
Что касается человека как составной части природы, то, по мнению О. М. Бабия [6], он представляет собой открытую систему. Этим человек отличается от других живых существ, которые находятся в замкнутой системе — в среде, которая для каждого вида является специфической. Постоянный выход человека за пределы существующего, за пределы самого себя, способность к мышлению дает ему возможность подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Все человеческое существование обусловлено, определено средовыми условиями. Но собственно человеческим оно становится лишь тогда, когда и поскольку оно возвышается над собственной определенностью, выходит за ее пределы.
В исторической жизни славян возникала гомогенная культурно-этическая целостность духовно-чувственных отношений, где человек был не только измерением пространства, но и его творцом. В славянском православном мироотношении человек переносил свою духовность на мир и своеобразно преобразовывал его в сфере собственных переживаний и представлений.
В украинском менталитете веками складывался архетип отношения к природе как к родительскому, родному, самому ценному, исходящему от исключительной важности всего природного в жизни вообще. Это побуждало как к диалогу с природой, так и к обращению к ее мудрости, использованию этой мудрости в практических делах, гнозисе, творчестве. Записи народных песен, легенд, рассказов, гаданий, народных верований, пословиц и т. п. составляют ценный материал для изучения народной экопсихологии.
Актив исторической народной мудрости, архаической культурной традиции представляет для нас интерес не только как историческая памятка, но и как материал для изучения древнего народного экологического мышления, специфического экоречеобразования, собственно экологического миропонимания. Это познание всего того, что способно помочь в постижении будущего через понимание прошлого и настоящего.
Верования, приметы и поговорки, пословицы и легенды лежат в основе мировоззренческих представлений людей и наполняют их духовную жизнь. Устное народное творчество вобрало в себя все богатство жизнеутверждающих идей отношения к природной и социальной, культурно-бытовой атмосфере своего времени, иными словами, к экологической действительности в широком смысле этого слова.
Экологическое сознание в Украине складывалось как инвариантное, поскольку опосредовалось целым рядом региональных особенностей (полесский, подольский, карпатский, средненадднепрянский, южноукраинский и другие варианты).
Обращаясь к истокам народного творчества, нетрудно заметить, что симптоматичным для него есть то, что в нем в той или иной форме практически всегда присутствует контекст, который сегодня мы называем экопси-хологическим. Жизнь в соответствии с природой в Украине всегда считалась добропорядочным и достойным человека делом.
Экологическое сознание наших предков в украинском народном эпосе приобретает характер натурализации, т. е. склонности к сопоставлению, сравнению, идентификации социальной и духовной жизни с явлениями природы. Благодаря натурнализациям, путем причинно-следственных или аналоговых обобщений личность или(и) ее качества относятся к какому-либо классу природных явлений (говорят "калина красная", если хотят подчеркнуть девичью красу, или "дуб-дубом", когда имеют в виду низкий уровень личности, "вьюн" передает вертлявость человека, или, скажем, "ясное солнышко" — желание образно выразить свое позитивное отношение к человеку). Много таких и подобных им выражений-натурнализаций мы употребляем, даже не подозревая, что это явления экологической психологии, аллегорическое отнесение себя к природной сущности.
Натурнализации могут быть и парциальными, к примеру, "у него железные нервы". И в том, и в другом случае натурнализации являются продуктом аналитико-синтетической деятельности человеческого мышления. В создании специфических обобщений, тождеств или классификаций типичных человеческих проявлений, их идентификации с явлениями природной среды угадывается намерение не отмежевываться от натуральной своей сущности, а быть ею. Аллегории аналогичного содержания могут переходить в состав общественного сознания, и тогда они обретают специфическое значение экосентенций (от греч. oikos — среда и лат. sentencia — суждение) в виде присказок, поговорок, хотя могут существовать и на уровне индивидуального сознания, не приобретая значения социальных стереотипов.
Каждый может вспомнить, сколько мы непроизвольно делаем подобного рода натурнализаций, а потом даже удивляемся, как удачно это у нас получилось. Психологическая природа натурнализаций обыденного сознания указывает на ее причастность к экологической, природной действительности, а корнями своими она уходит в эмоционально-когнитивные, условные сим-волико-знаковые стороны "я-отношения" человека к природным своим истокам. Именно благодаря этому через аллегорию эмоциональных связей натурнализация реализует процесс единения человека с каким-либо явлением природы (мы говорим "цвету-щая весна" или "пора золотой осени", отождествляя человека определенного возраста, имея в виду юность или зрелость).
Так сложилось, что натурнализация создает обратное явление: усматривать в природных событиях продолжение, "очеловечение" природы (весной "земля дышит" или "одевает кожух" зимой). Через натурнализаций люди склонны также наделять себя такими природными качествами, которые им не свойственны, и метафорически переноситься в иные плоскости своего природного бытия (ученику, который задумался и отвлекся от урока, мы делаем замечание: "Не летай в облаках, вернись на землю").
Натурализации разного содержания и значения, если являются удачными, порождают стремление людей употреблять их повторно. Став достаточно распространенными, они обретают новое качество, создавая поговорки, присказки, т. е. становятся экосентенциями. Примером таких стереотипизированных экосентенций могут быть выражения типа: "крепкий орешек", "быстрый как смерч" и др., поговорки типа: "телячьи нежности", "медвежья услуга", "заячье сердце" и т. п. С точки зрения экосентенций — это метафорические обобщения в культурно-историческом опыте здравого смысла определенных категорий биологической, природной или первично-натуральной сущности человека, отождествления его с природными явлениями.
Не менее выразительными и распространенными проявлениями массового сознания в отношении природного источника являются легенды, мифы, пересказы, притчи, сказки, обрядовые песни, пословицы, заклинания и другие формы устного народного творчества.
С древних времен особо почитаемой людьми была земля. Не было большего союзника, защитника и друга, чем земля. Поэтому в присказках и пословицах ее называют матушкой. Образы земли и воды присутствуют во многих пожеланиях: "Будьте здоровы как вода и богаты как земля" или "Земля — самая богатая, а вода — самая сильная. Чего и вам желаем".
Вода в народном сказании стала своеобразным культом. С особенной тщательностью люди охраняли и приукрашивали родники и криницы, колодцы. Всегда считалось святотатством плевать в воду, говорить непристойности у воды. Или даже любоваться собою в ее зеркале — "затянет водяная баба", "хорошиться над водой — обсядет на щеках оспа". И здесь не запугивание, а почтение и уважение к природному — вода, ведь она всегда была чистой. И пословица о том же: "Не плюй в криницу — придется напиться".
А сколько песен в украинском фольклоре о кринице. Возле криницы загорается жар любви, у колодца ухаживает козак за дивчиной. Вспомним хотя бы: "...Розпрягайте, хлопці, коней та й лягайте спочивать, а я піду в сад зелений, в сад криниченьку копать...". И далее у той самой криницы разыгрывается лирическая сцена объяснения молодых. Или всем известная украинская народная песня " Туман яром, туман долиною": "...Під тим дубом криниця стояла, в тій криниці дівка воду брала...". Снова в лирико-поэтической форме развертывается сцена ухаживания: поводом тому была криница, спущенное в воду ведерко, а лейтмотивом — девичья гордость, чистота отношений, надежда, своеобразный призыв к любви, глубина человеческих чувств, кристальных как вода.
У наших предков господствовал культ дерева. Вспомним, в той же песне: "...Тільки видно дуба зеленого...". В самом деле, в традициях украинского народа образ дуба занимал видное место, ибо отождествлялся он с силой и могуществом. Как и у других народов, особенно у восточных славян, дубу поклонялись как очагу и храму, могуществу самого большого божества. В Киеве на Михайловской горе (ныне Владимирская горка) язычники поклонялись дубу-великану в одиннадцать обхватов. Запорожские казаки собирали воинские советы, осуществляли ритуалы, просто отдыхали под вековым дубом, который простоял более 400 лет, живой и ныне, но, к великому сожалению, засыхает на наших глазах (специалисты считают, что не без давления на него современной экологической ситуации: духоты и смога).
Среди тотемов-деревьев большим уважением пользовалась сосна. Под ней хоронили усопших, правили тризну, осуществляли обряд жертвоприношения. Природные свойства этого дерева всегда ценились — и как строительного материала, и как оздоровительного фактора атмосферы.
Но особым вниманием и уважением в Украине всегда пользовалась верба. Пословица гласит: "Будь высоким как верба, а богатым как земля". Трудно представить себе традиционное украинское село без вербы. Ею обсаживали огороды, проселочные мостики и пруды, берега рек, аллеи, заливные луга, болота. Верба в поле — это не только пейзаж, оазис прохлады для труженика, но и пристанище для гнездования птиц, укрытие зверюшкам. Верба служит природным фильтром для воды, и не случайно люди брали воду для питья именно под вербой. С вербовой лозы сплетали огорожи, и вскоре подворье обрастало густым кружевом деревьев. Как в одной из песен: "На город/ верба рясна, там стояла д/вка красна". Вербу человеческое сознание отождествляло с девичьей красотой, ее святят в предпасхальное Вербное воскресенье, букетом ее пушистых почек украшают домашний очаг, даже мастерят из вербовых черенков свистки. Говорят: "Зацвела верба — пришла весна".
Тополь — любимое дерево в народном украинском эпосе. В народных песнях с этим деревом (которое в украинском языке женского рода — "тополя") сравнивается красивая, стройная девушка или молодая замужняя женщина. Широкоизвестный сказочный мотив обращения девушки в тополь использовал Т. Г. Шевченко в своей балладе "Тополя". В первой половине XIX в. существовал обряд "Водить тополю", который использовался на Троицу "Зеленое воскресенье".
В украинском фольклоре одним из любимых поэтических образов была и остается поныне калина. Ее всегда сопровождает эпитет "червона" ("красная"), что символизирует девичью красоту, потенциальную темпераментность, невинность, природную свежесть. Калина всегда широко использовалась в народных обрядах, особенно свадебных. Вместе с тем, склоненная над водой, калина — символ печали, уныния, кручины. Множество народных песен оплакивают судьбу девичью, прибегая именно к образу калины.
В народных украинских поверьях считалось греховным строить из дерева, пораженного молнией. Липу принимали как защитницу от грома и молнии, поэтому именно ее чаще всего высаживали вдоль дорог, возле подворий или у культовых сооружений и дворцов.
Своеобразную символику получила и осина, которую сажали вблизи жилища, поскольку она, как считалось, отпугивает и отгоняет нечистую силу. К слову, этические нормы украинского народа запрещали без особой нужды вырубать деревья, а тем более уничтожать зверей и птиц, убивать их по прихоти.
Около сельских хат украинцы испокон веков сажали чабрец, мяту, руту, любисток, и это стало традицией, что свидетельствует о высокой эстетической культуре жителей украинской земли.
Издавна в Украине придерживались обычая, согласно которому при рождении сына отец высаживал два желудя, а если рождалась дочь — калиновое зерно, поскольку дуб олицетворял мужество и силу, а калина — семейное счастье.
Многие растения получили в народе свою символику и признаки экопсихологических примет натурнализации: береза — символ женственности, дуб — мужественности, мята, рута и лебеда — символ девственности, хмель — непостоянства, василек — знак любви и т. п. Много символов и животного происхождения: голубь — птица любви, ласточка — хозяйственности, кукушка — долголетия, куница — невеста и т. д.
Всего не перечислить, однако все это — определенные формы натурнализации обыденного экологического сознания.
В традиционных представлениях украинцев видное место занимал богатый и разнообразный мир животных. Звери, птицы и пресмыкающиеся, земноводные и насекомые присутствуют в народных обрядах, гуляниях и играх, в системе примет и предсказаний. Есть все основания усматривать в этом рудименты языческого культа животных в сращивании его с более поздним наслоением христианского мировоззрения и практического опыта, эмпирического познания.
Курс лекций
по специальности 071302 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество»
специализации «Хореографическое творчество»
Барнаул 2010
Рассмотрен на заседании П(Ц)К дисциплин специализации
Хореографическое творчество
протокол № 7 от 20 мая 2010 г.
Составитель: преподаватель дисциплин специализации «Хореографическое творчество»
М.М. Свистунова
Рецензент: преподаватель дисциплин специализации «Хореографическое творчество»
О.А. Сухинина.
Рассматриваются основные понятия композиции и постановки танца, законы драматургического построения хореографического номера. Даются теоретические основы работы с музыкальным материалом, особенности построения рисунка, составление танцевальных комбинаций, основных форм хореографии, специфики работы в детских хореографических коллективах.
Рекомендуется студентам хореографических специализаций в помощь при подготовке к экзамену.
АККК, Барнаул, 124 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение……………………………………………….……...….5
2. Хореография, как вид искусства……………………………..…6
3. Истоки хореографического искусства……...…………………..8
4. Жанры хореографического искусства……………...…………..9
5. Художественный образ…………………………………..…….14
6. Художественная форма и содержание…………………..…….19
7. Основные этапы работы балетмейстера по созданию хореографического произведения………………………….…….21
8. Общие законы (принципы) композиции танца…………......25
9. Хоровод, как форма народно-сценической хореографии …...34
10. Образ в хороводе…………………………………………..…..46
11. Композиция рисунка танца…………………….……………..47
12. Основные выразительные средства в музыке…………...…..51
13. Музыка и танец………………………………………………..56
14. Балетмейстер и сфера его творческой деятельности……..…57
15. Хореографическая лексика. Её виды……………………..….59
16. Хореографический текст……………………………………...60
17. Танцевальный фольклор-первооснова создания народно-сценической хореографии………………………………...………62
18. Пляска, как форма народно-сценической хореографии….…66
19. Виды плясок и их отличительные черта…………………..…69
20. Кадриль, как разновидность плясовых форм танца…….…..79
21 Методы и приёмы развития лексики в хореографическом номере……………………………………………………..……….87
22. Детский танец…………………………………………...……97
23. Специфика работы балетмейстера в детском хореографическом коллективе……………………………….…109
24. Миниатюра, как форма сценической хореографии………..112
25. Тематический танец, как форма сценической хореографии……………………………………………………...114
26. Виды репетиционной работы……………………………….118
27. Хореографическая сюита, как форма сценической хореографии………………………………………………….…..122
Литература………………………………………………….…….125