Расскажите о фронтовых бригад профессиональных и самодеятельных артистов и их роли в организации досуга личного состава Красной Армии.
Назовите основные направления и формы работы культурно-просветительных учреждений в тылу.
3.
2.
1.
3.
2.
1.
Революционные события и гражданская война внесли существенные коррективы в процесс развития культурно-досуговой деятельности, изменили её содержание. Первые шаги новой государственной власти были направлены на лишение имущих слоев общества богатства и привилегий. Национализация затронула сферу культуры: театры, музеи, библиотеки были переданы государству и объявлены народным достоянием. Церковь была отделена от государства после революции, школа от церкви, были упразднены сословные клубы и объединения.( Благородное собрание, Московское купеческое собрание)
Новые государственные органы предавали важное значение образованию и политическому посвящению людей. Внешкольный отдел, созданный 1818г. при Наркомпроссе, а также территориальные и местные органы народного образования осуществляли руководство деятельностью культурно-просвятительных учреждений. Государство контролировало содержание деятельности учреждений культуры – были сформулированы принципы деятельности культурно-досуговых учреждений, намечаны главные направления их работы.
Большую роль отводилась учреждениям культуры в деле народного просвещения, пропаганде новой идеологии, антирелигиозной пропаганде, развитию народно-художественного творчества. Культурно-просветительные учреждения активно включались в работу по обучению людей, не получивших начального образования. В библиотеках, клубах, народных университетах, создавались пункты ликвидации неграмотности. Контингент обучающихся включал в себя людей от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать. Для усвоения начальных знаний, разъяснения политической обстановки устраивались читки государственных декретов, а также журналов, газет.
В учреждениях культуры стали внедряться формы работы, отвечающие требованиям нового политического строя: митинги, митинги-концерты, политические доклады, лекции и т.д. Идее политического воспитания служили и такие формы наглядной агитации, как плакаты, карикатуры; устраивались театральные инсценировки на исторические темы. При клубах создавались политические кружки, развивалась художественная самодеятельность. Наиболее приоритетным жанром была театральная самодеятельность. Репертуар – классические пьесы революционного содержания, (Маяковский, Блок), агитационные пьесы на злободневные темы.
С переходом к НЭПу возник особый вид эстрадного театра – «Синяя птица». Острие их сатиры было направлено против «нэпманов», популярны были сатирические сценки, песни, частушки, танцы. Вслед за театральными самодеятельными коллективами стали появляются хоровые и хореографические. В воинских частях были созданы передвижные типы культурно-просветительных учреждений – агитпоезда, агиттеплоходы.
В связи с экономической разрухой, явившейся следствием гражданской войны и начавшегося после неурожая 1921 года голода, государство вынуждено было перевести культурно-досуговые учреждения на местный бюджет. Эти меры привели к резкому сокращению учреждений культуры, особенно в сельской местности. Однако уже в 1922 году губернаторские власти стали финансировать культурно-досуговые учреждения. Результатом явилось постепенное восстановление их сети и её дальнейшее развитие. В конце 20-х годов были созданы первые Дома культуры, а в нач. 30-х. – Дворцы культуры. В сельской местности - колхозные и совхозные клубы и библиотеки. С 1929 года появляются первые районные дома и районные библиотеки.
Для работы в учреждениях культуры требовались профессиональные кадры. С 1918 года организовались краткосрочные курсы внешкольных работников. В 1918 году в Петрограде был основан Институт внешкольного образования. Его возглавил В.А. Зеленко. Институт готовил специалистов для культурно-просветительных учреждений, руководителей художественной самодеятельности, работников государственных органов.
В 1920 году Внешкольный отдел при Наркомпроссе был преобразован в Главный политико-просветительный комитет. Смысл его создания – организация и проведение культурно-просветительной и политико-просветительной работы на основе единого плана.
В 30-е годы политико-просветительные учреждения стали проводниками идей индустриализации и коллективизации, выполнение 5-их планов, распространяли производственные, технические и сельскохозяйственные знания. Появляются новые формы работы культурно-досуговых учреждений: вечера обмена опытом, «рабочие смекалки».
Более разнообразными стали формы коллективного отдыха трудящихся, организуемого работниками культурно-досуговых учреждений. Расширились жанры художественной самодеятельности, появляются изостудии, музыкальные коллективы, первые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы.
В 30-е года получило распространение шефство профессиональных творческих коллективов над самодеятельностью. Застрельщик – театр имени Е.Б. Вахтангова. Самодеятельным коллективам оказывали помощь великие артисты – К.С. Станиславский, В.И.Качалов, А.Л.Яблочкина и др.
В 1935г. в Москве был открыт театр Народного творчества. Его художественными руководителями были Н.П. Охлопков и И.А. Моисеев.
Начиная с 1932г. регулярно проводятся олимпиады и смотры народного творчества.
С конца 30–х г. началась реорганизация изб-читален в колхозные клубы. В колхозах и совхозах возводились для них новые здания. В 1928 в Москве был заложен Центральный парк культуры и отдыха, таким образом, было положено начало созданию новых типов учреждений культуры.
1937 году было принято решение о передаче всех сельских учреждений культуры в ведение колхозов, при условии взятие последними на себя обязательств по их содержанию. В городах и сельской местности увеличилось число киноустановок и массовых библиотек. Они обслуживали населенные пункты, не имеющие стационарных учреждений культуры, а также крестьян работающих в поле.
В 30-е годы продолжена работа по подготовке организаторов досуга. В 1930 г. – был открыт Московский библиотечный институт. Библиотечные работники получали квалификацию также в библиотечных техникумах и на библиотечных отделениях в педучилищах.
С 1933 года произошла реорганизация: возникли управления и отделы, отвечающие за отдельные направления культурно-просветительной работы: библиотеки, управления, отделы, клубы, парки культуры и отдыха, музейные сети.
Вывод: новая культурная политика государства оказала большое влияние на досуговую деятельность населения. Решающими моментами стали: уровень образования, характер трудовой деятельности, возраст.
В 20-30 года большое распространение получили – общественные формы досуга. Возросла посещаемость клубов, театров. В условиях нового трудового режима учреждения культуры проводили мероприятия не только по субботним и воскресным дням, но и в будни.
Наряду с этим заметна тенденция к уменьшению форм досугового времяпрепровождения, характерных для быта российского населения в прошлом: стало сокращаться число людей, посещающих церкви и отмечающих религиозные праздники.
Рекомендуемая литература
1.Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность. Учебное пособие. – 2-е изд. – Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2000. – 172 с.
2.Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под ред. А.Д.Жаркова и В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998.
3.Рябков В.Л. История досуга. – Пермь, 1995.
4.Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (XVIII- начало XXвв.) учеб. пособие / В.М. Рябков, Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2006.
Вопросы для самоконтроля
1.Какие коррективы внесли революционные события в процесс развития культурно-просветительной деятельности?
2.Какова динамика развития культурно-досуговых учреждений в городе и деревне в 20-30-е гг.?
3.В чем заключалось содержание работы культурно-досуговых учреждений в городе и деревне в 20-30-е гг.?
4.Какова была художественно-творческая деятельность культурно-досуговых учреждений в 20-30-е гг.?
Тема 1.4. Деятельность культурно-просветительных учреждений в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945гг.
1. Перестройка работы учреждений культуры в условиях военного времени
2. Основные направления и формы работы культурно-просветительных учреждений в тылу
3. Роль фронтовых бригад профессиональных и самодеятельных артистов в организации досуга личного состава Красной Армии
Великая Отечественная война унесла примерно 30 мил. Жизней советских людей, была большим испытанием и для просветительных учреждений.
С начала войны сократилось ассигнование на содержание учреждений культуры, их сеть уменьшилась на 50%. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.
Перестройка жизни на военный лад коснулась и учреждений культуры. Их деятельность была подчинена организации масс на защиту Родины и решению насущных народнохозяйственных задач военного времени.
Основным содержанием работы культурно-просветительных учреждений стали:
- разъяснение характера и целей войны
- разоблачение сущности фашизма
- освящение различными формами и методами хода войны
- пропаганда героических подвигов советских людей в тылу и на фронте (тема патриотизма стала ведущей деятельностью учреждений культуры)
Работа клубов была переселена в цеха, красные уголки, бомбоубежища, в воинские части.
проводилась групповая и индивидуальная работа с населением: беседы, читки газет, небольшие концерты в перерывах между сменами, встречи с фронтовиками, прибывшие в краткосрочный отпуск по ранению.
были созданы передвижные учреждения культуры: походные клубы, агитпоезда, агитмашины, библиотеки-передвижники. В полной мере использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны.
Основным направлением деятельности клубов, библиотек и других учреждений культуры в тылу в годы войны стали: агитационно-пропагандистская , оборонно-массовая, подготовка рабочих массовых профессий для народного хозяйства, в условиях когда мужчин на производстве заменили женщины и подростки; развитие художественной самодеятельности, как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашистами и организации отдыха людей в условиях тяжелого труда.
С июня 1941 года сводки совинформбюро широко использовались клубами и библиотеками для разъяснительной работы, смысла военных событий. Проводились также беседы и доклады о текущем моменте. Особой любовью пользовались писатели-фронтовики: Тихонов, Смирнов, Шолохов и др.
Клубные работники организовывали встречи тружеников тыла с фронтовиками.
Культурно-просветительные учреждения использовали наглядный материал: карты, плакаты, фотовитрины отражающие ход военных действий.
Работники культурно-просветительных учреждений писали письма на фронт за малограмотных, наводили справки о службе близких.
Значительную работу с населением проводили музеи, организовывали передвижные выставки, проводили лекции, также они организовывали эвакуацию культурных ценностей, исторических, художественных и литературных памятников.
В госпиталях культурные работники проводили концерты, читали книги. Сельские учреждения культуры проводили работу по сбору вещей для фронтовиков, устраивали вечера, на которых женщина вязали теплые носки и варежки для воинов.
В суровое военное время особое место в деятельности КПУ занимала художественная самодеятельность. Военные условия требовали создания любительских групп и бригад способных выступать в любых условиях фронта и тыла. В репертуаре преобладала патриотическая тема: концертные номера и пьесы посвящались героической борьбе армии и флота, труженикам тыла, действиям партизан.
В условиях удлиненного рабочего дня и изнурительного труда художественная самодеятельность являлась неизменным средством организации отдыха миллионов людей.
Первые в стране фронтовые бригады самодеятельных артистов стали действовать в 1941 году. Репертуар – стихи, песни, частушки, танцы.
Фронтовые концертные бригады были сформированы также и из артистов Малого, Художественного театров, театра им. Вахтангова. Артисты и певцы – Русланова, Шульженко, Тарасова, Пашенная провели 1000-чи выступлений в тылу и на фронте.
В партизанских отрядах также создавалась своя художественная самодеятельность. Искусство помогало патриотическому воспитанию народа, подъему его морального духа. В 1943 году был проведен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности(500 тыс.чел). В репертуаре сельских коллективов были частушки, любимые народные песни, такие как «Катюша», «Землянка».
Большую культурную работу среди военных проводили армейские учреждения культуры (Центральный Дом Красной Армии, армейский ансамбль песни и пляски им. Александрова, флотские, армейские дома Красной Армии).
Дома Красной Армии – были созданы на фронте в начале войны, в частях отдельных родов войск оборудовались клубы-землянки.
В Армейские клубы направлялись учителя, научные сотрудники, преподаватели ВУЗов. Например, на Волховском флоте служил поэт Всеволод Рождестственский и др.
Для обслуживания фронтов были созданы специальные агитпоезда. Агитмашины были включены в штаты фронтовых и армейских домов культуры, во главе коллектива стоял лектор. Машина была специально оборудована, в ней имелась кино-установка, радиоприёмник, библиотека, средства наглядной агитации, музыкальные инструменты.
Армейские передвижные УК в перерывах между боями, на привалах, в госпиталях проводили разные мероприятия. Например, после освобождения г. Солнечногорска туда приехала агитмашина №3 (руководитель - Баделин). На улицах еще слышалась стрельба, а коллектив Агитмашины разместился в двух километрах от переднего края и в течение нескольких часов непрерывно выступал перед выходившими из боя подразделениями 44 кавалерийской дивизии.
Для ведения работы с воинами в условиях войны использовались радио и громкоговорящие установки. Передавались сводки Совинформбюро, песни, концерты, грамзаписи. Этими же средствами велась пропаганда и на войска противника.
В блиндажах, прямо на боевых позициях, в госпиталях для наших солдат и офицеров работники библиотек проводили читки газет и художественной литературы. Воины слушали и читали статьи и стихи К.Симонова, И.Эренбурга. за время войны на фронте состоялось свыше 6млн. киносеансов.
Война принесла большой ущерб У.К. было разрушено 500 музеев, более 40 тыс. зданий театров, клубов и других культурно-досуговых учреждений. Пострадали книжные фонды библиотек.
Одной из главных задачей государства было обеспечение хода работ по восстановлению учреждений культуры. Предстояло также расширить сеть средних и высших учебных заведений, готовящих кадры для клубов, библиотек, музеев и других учреждений культуры.
Вывод: годы В.О.В. доказали жизненную силу КПУ. Война потребовала от работников культуры большой оперативности, гибкости в работе, находчивости, использования новых форм и методов работы с людьми.
Рекомендуемая литература
1.Культурно-досуговая деятельность: Учебник для вузов/ Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998.
2. 50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Страницы истории современность. – М., 1996.
3. Мазурицкий М.П., Массовые учреждения культуры в период Великой Отечественной войны. – М., 1992.
4.Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (XVIII- начало XXвв.) учеб. пособие / В.М. Рябков, Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2006.
Вопросы для самоконтроля
1.Как перестроили работу учреждения культуры в условиях военного времени?