Метод дублирования.
Численность контрольных и экспериментальных групп.
Метод автоконтроля.
В практике экспериментальных исследований имеется возможность использовать одну и ту же группу последовательно в качестве контрольной и в качестве экспериментальной. Метод автоконтроля удобен, но обладает существенным недостатком: при нем не ведется учет действия многочисленных посторонних факторов, которые могут повлиять на конечный результат. Ввиду этого, если есть основания опасаться, что за время, в которое длится эксперимент, на полученный результат могут повлиять другие факторы (помимо экспериментальных), рекомендуется вести исследование раздельно с контрольной и экспериментальной группой.
У многих исследователей сложилось представление, что число наблюдений в контрольной и экспериментальных группах должно быть одинаковым.
В связи с этим, возникает вопрос: чем должен руководствоваться исследователь, для того чтобы правильно подобрать соотношения между числами наблюдений в контрольной и экспериментальных группах. Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо ознакомиться с некоторыми положениями, имеющими непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме. Действительно, почти всегда при определенном числе наблюдений большая точность результатов исследования обеспечивается при численном равенстве контрольной и экспериментальной групп. Если это равенство не обеспечено, точность результатов уменьшается в тем большей степени, чем больше неравенство. Однако стоимость проведения одного исследования в одной группе может быть равна стоимости нескольких исследований в другой группе. Кроме того, у исследователя не всегда имеются в распоряжении возможности (лаборатория, аппаратура, персонал и т.д.), необходимые для проведения необходимого числа наблюдений. Все это играет роль при определении правильного соотношения между числами наблюдений в обеих группах. Если стоимость одного наблюдения в контрольной группе в 10 раз ниже стоимости одного наблюдения в экспериментальной группе, то, незначительно уменьшая число наблюдений в экспериментальной группе, исследователь может в 10 раз увеличить число наблюдений в контрольной группе. Так как размер точности результатов исследования зависит от общего количества наблюдений, то в этом случае нарушение численного равенства обеих групп приводит к увеличению общего числа наблюдений и к увеличению точности.
Иногда пользуются другим методом формирования контрольной и экспериментальной групп. Сущность метода в следующем: прежде чем начать экспериментальное исследование, подопытный материал находится под наблюдением и регистрируются те его признаки, которые подлежат исследованию. В зависимости от полученных результатов подопытный материал ранжируют по восходящей градации и нумеруют. Затем соединяют подопытных животных попарно, первая пара имеет номера 1 и 2, вторая 3 и 4, третья - 5 и 6 и т.д. Пары подопытных животных, сформированные подобным образом, имеют равные или приблизительно равные по величине характеристики. Затем жребием для каждой пары определяют, какое из животных должно идти в контрольную и какое в экспериментальную группу. По окончании эксперимента подытоживают результаты и для каждой пары животных определяют, существенны ли статистически полученные результаты.
Для проведения эксперимента метод дублирования считается более эффективным по сравнению с методом автоконтроля и методом формирования двух групп - контрольной и экспериментальной.