Ме­тод дуб­ли­ро­ва­ния.

Чи­с­лен­ность кон­т­роль­ных и экс­пе­ри­мен­таль­ных групп.

Ме­тод ав­то­кон­т­ро­ля.

В пра­к­ти­ке экс­пе­ри­мен­таль­ных ис­сле­до­ва­ний име­ет­ся воз­мо­ж­ность ис­поль­зо­вать од­ну и ту же груп­пу по­с­ле­до­ва­тель­но в ка­че­ст­ве кон­т­роль­ной и в ка­че­ст­ве экс­пе­ри­мен­таль­ной. Ме­тод ав­то­кон­т­ро­ля удо­бен, но об­ла­да­ет су­ще­ст­вен­ным не­до­с­тат­ком: при нем не ве­дет­ся учет дей­ст­вия мно­го­чи­с­лен­ных по­сто­рон­них фа­к­то­ров, ко­то­рые мо­гут по­вли­ять на ко­не­ч­ный ре­зуль­тат. Вви­ду это­го, ес­ли есть ос­но­ва­ния опа­сать­ся, что за вре­мя, в ко­то­рое длит­ся экс­пе­ри­мент, на по­лу­чен­ный ре­зуль­тат мо­гут по­вли­ять дру­гие фа­к­то­ры (по­ми­мо экс­пе­ри­мен­таль­ных), ре­ко­мен­ду­ет­ся ве­с­ти ис­сле­до­ва­ние раз­дель­но с кон­т­роль­ной и экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пой.

У мно­гих ис­сле­до­ва­те­лей сло­жи­лось пред­ста­в­ле­ние, что чи­с­ло на­блю­де­ний в кон­т­роль­ной и экс­пе­ри­мен­таль­ных груп­пах дол­ж­но быть оди­на­ко­вым.

В свя­зи с этим, воз­ни­ка­ет во­п­рос: чем дол­жен ру­ко­во­дство­вать­ся ис­сле­до­ва­тель, для то­го что­бы пра­виль­но по­до­б­рать со­от­но­ше­ния ме­ж­ду чи­с­ла­ми на­блю­де­ний в кон­т­роль­ной и экс­пе­ри­мен­таль­ных груп­пах. Пре­ж­де чем от­ве­тить на этот во­п­рос, не­об­хо­ди­мо оз­на­ко­мить­ся с не­ко­то­ры­ми по­ло­же­ни­я­ми, име­ю­щи­ми не­по­сред­ст­вен­ное от­но­ше­ние к рас­сма­т­ри­ва­е­мой про­б­ле­ме. Дей­ст­ви­тель­но, поч­ти все­гда при оп­ре­де­лен­ном чи­с­ле на­блю­де­ний боль­шая то­ч­ность ре­зуль­та­тов ис­сле­до­ва­ния обес­пе­чи­ва­ет­ся при чи­с­лен­ном ра­вен­ст­ве кон­т­роль­ной и экс­пе­ри­мен­таль­ной групп. Ес­ли это ра­вен­ст­во не обес­пе­че­но, то­ч­ность ре­зуль­та­тов умень­ша­ет­ся в тем боль­шей сте­пе­ни, чем боль­ше не­ра­вен­ст­во. Од­на­ко сто­и­мость про­ве­де­ния од­но­го ис­сле­до­ва­ния в од­ной груп­пе мо­жет быть рав­на сто­и­мо­сти не­сколь­ких ис­сле­до­ва­ний в дру­гой груп­пе. Кро­ме то­го, у ис­сле­до­ва­те­ля не все­гда име­ют­ся в рас­по­ря­же­нии воз­мо­ж­но­сти (ла­бо­ра­то­рия, ап­па­ра­ту­ра, пер­со­нал и т.д.), не­об­хо­ди­мые для про­ве­де­ния не­об­хо­ди­мо­го чи­с­ла на­блю­де­ний. Все это иг­ра­ет роль при оп­ре­де­ле­нии пра­виль­но­го со­от­но­ше­ния ме­ж­ду чи­с­ла­ми на­блю­де­ний в обе­их груп­пах. Ес­ли сто­и­мость од­но­го на­блю­де­ния в кон­т­роль­ной груп­пе в 10 раз ни­же сто­и­мо­сти од­но­го на­блю­де­ния в экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пе, то, не­зна­чи­тель­но умень­шая чи­с­ло на­блю­де­ний в экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пе, ис­сле­до­ва­тель мо­жет в 10 раз уве­ли­чить чи­с­ло на­блю­де­ний в кон­т­роль­ной груп­пе. Так как раз­мер то­ч­но­сти ре­зуль­та­тов ис­сле­до­ва­ния за­ви­сит от об­ще­го ко­ли­че­ст­ва на­блю­де­ний, то в этом слу­чае на­ру­ше­ние чи­с­лен­но­го ра­вен­ст­ва обе­их групп при­во­дит к уве­ли­че­нию об­ще­го чи­с­ла на­блю­де­ний и к уве­ли­че­нию то­ч­но­сти.

 

Ино­гда поль­зу­ют­ся дру­гим ме­то­дом фор­ми­ро­ва­ния кон­т­роль­ной и экс­пе­ри­мен­таль­ной групп. Сущ­ность ме­то­да в сле­ду­ю­щем: пре­ж­де чем на­чать экс­пе­ри­мен­таль­ное ис­сле­до­ва­ние, под­о­пыт­ный ма­те­ри­ал на­хо­дит­ся под на­блю­де­ни­ем и ре­ги­ст­ри­ру­ют­ся те его при­зна­ки, ко­то­рые под­ле­жат ис­сле­до­ва­нию. В за­ви­си­мо­сти от по­лу­чен­ных ре­зуль­та­тов под­о­пыт­ный ма­те­ри­ал ран­жи­ру­ют по вос­хо­дя­щей гра­да­ции и ну­ме­ру­ют. За­тем со­еди­ня­ют под­о­пыт­ных жи­вот­ных по­пар­но, пер­вая па­ра име­ет но­ме­ра 1 и 2, вто­рая 3 и 4, тре­тья - 5 и 6 и т.д. Па­ры под­о­пыт­ных жи­вот­ных, сфор­ми­ро­ван­ные по­доб­ным об­ра­зом, име­ют рав­ные или при­бли­зи­тель­но рав­ные по ве­ли­чи­не ха­ра­к­те­ри­сти­ки. За­тем жре­би­ем для ка­ж­дой па­ры оп­ре­де­ля­ют, ка­кое из жи­вот­ных дол­ж­но ид­ти в кон­т­роль­ную и ка­кое в экс­пе­ри­мен­таль­ную груп­пу. По окон­ча­нии экс­пе­ри­мен­та по­ды­то­жи­ва­ют ре­зуль­та­ты и для ка­ж­дой па­ры жи­вот­ных оп­ре­де­ля­ют, су­ще­ст­вен­ны ли ста­ти­сти­че­с­ки по­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты.

Для про­ве­де­ния экс­пе­ри­мен­та ме­тод дуб­ли­ро­ва­ния счи­та­ет­ся бо­лее эф­фе­к­тив­ным по срав­не­нию с ме­то­дом ав­то­кон­т­ро­ля и ме­то­дом фор­ми­ро­ва­ния двух групп - кон­т­роль­ной и экс­пе­ри­мен­таль­ной.