Функции маркетинга в организации
Исходя из того, что маркетинг является рыночной концепцией управления и сбыта, выделяют его функции и подфункции (табл. 2).
Как видим, аналитическая функция маркетинга связана с изучением внешней и внутренней среды. Эта функция является основополагающей, т. к. с анализа рынка и потребителей начинается и завершается процесс планирования и управления маркетингом.
Изучение рынков необходимо для выбора наиболее интересных и приоритетных рынков для предприятия, на которых с наименьшими усилиями и затратами можно достичь коммерческого успеха. Проводится ранжирование, т.е. выстраивание национальных региональных рынков в определенном порядке по мере выбывания интересов предприятия к этим рынкам.
Фирма изучает потребителей, чтобы определить из большого числа потенциальных покупателей группу, которая при оптимальных коммерческих усилиях легче и быстрее по сравнению с другими группами станет покупателем предлагаемой продукции.
Таблица 1[2]
Основные функции маркетинга
Функции маркетинга | Подфункции маркетинга |
Аналитическая функция | · Изучение внешней и внутренней среды · Исследование товара · Анализ конкурентов · Исследование рынка потребителей, посредников, поставщиков, контактные аудитории |
Производственная функция | · Формирование ассортимента товаров · Разработка и постановка на производство новых товаров · Организация материально-технического снабжения · Управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции |
Распределительная (сбытовая) функция или функция продаж | · Организация системы сбыта продукции · Организация предпродажного и послепродажного сервиса · Формирование спроса и стимулирование спроса (ФОССТС) · Организация гибкой ценовой политики |
Функция управления и контроля | · Организация стратегического и оперативного планирования · Разработка коммуникативной политики организации (продвижение) · Организация системы контроля маркетинга |
Изучение фирменной структуры рынка позволяет определить участников рыночных отношений, действующих на интересующем рынке, фирмы и организации, которые могут оказать содействие предприятию в продвижении его продукции или противодействовать коммерческой работе.
Производственная функция маркетинга имеет созидательный характер и направлена на принятие решений в соответствии с выполненной аналитической функцией по разработке и постановке на производство товаров рыночной новизны, которые будут востребованы потребителем.
Сбытовая функция или функция продаж связана с организацией системы распределения и товародвижения, которая включает в себя все то, что происходит с товаром после его производства и до начала потребления. Это транспортно-экспедиторские услуги, организация оптимального складского хозяйства, создание оптовой и розничной реализационной сети.
Необходимость сервисного обслуживания основывается на стремлении производителя формировать стабильный рынок для своего товара.
Целенаправленная ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает на свою продукцию такие цены и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке таким образом, чтобы обеспечить достижение запланированных целей.
Функция управления и контроля направлена на организацию прибыльной деятельности фирмы с минимальным риском. Эта функция базируется на системе информации и коммуникаций, обеспечивающих связь с внешней средой на основе проводимых аналитических исследований.