Феминизм: сущность, этапы, направления

На волне протеста против дискриминации женщин, гендерних стереотипов возник феминизм.

Феминизм - научное направление и общественное движение, целью которого есть полное равноправие мужчин и женщин во всех сферах жизни.

Первыми сделали попытки обосновать равноправие мужчин и женщин французские философы Вольтер, Д. Дидро, Ш.-Л. Монтескье, которые отстаивали право женщин принимать участие в общественной жизни, утверждали, что их природа не менее сложная, чем мужская. Сами женщины заявили о себе активным участием в Большой Французской революции, были основаны женские клубы, журналы. Француженки, не противопоставляя себя мужчинам, обращали внимание на свою бесправность. Но революционная власть, оценив общественную активность женщин, не смогла противостоять патриархальной традиции, влияния католической церкви, чтобы признать женщин самостоятельным субъектом истории, отнести их к категории "свободных" и "равных". И это способствовало возникновению нового общественного явления - феминизма как движения на защиту политических и гражданских прав женщин.

Первым документом феминизма считают "Декларацию прав женщины и гражданки", написанную француженкой Олимпией ДЕ Гуж в 1791 г., в которой было заявлено, что женщина имеет такие же права на свободу, владение собственностью, как и мужчина. припятствием на пути к этому есть "тирания сильного пола". Декларация вызвала в обществе мощное сопротивление, в особенности фраза: "Если женщина имеет право сойти на эшафот, то она должна иметь право сойти и на трибуну". Кстати, О. дн Гуж по доносу была гильотинирована. Позже, в 1793 г., Конвент утвердил решение о запрете женских клубов, а через два года запретил женщинам собираться в общественных местах. Гражданский кодекс провозгласил, что женщина не имеет никаких общественных прав и должна подчиняться своему мужчине. То есть идеал "свободы, братства и равенства" был предназначен регулировать отношения только между мужчинами.

В конце XVІІІ ст. идеи феминизма заявили о себе в Великобритании прежде всего старанием журналистки Мэре Волстонкрафт. В 1827 г. в г. Сенекафоллзе (США) состоялся первый съезд американских феминисток-суфражисток, на котором был высказан протест против дискриминации женщин, принята Декларация прав женщин. В середине XІХ ст. борьба за предоставление женщинам избирательного права была ведущей идеей феминизма.

В феминизме четко очертилось три направления: суфражизм (англ. suffrage - избирательное право) - движение за предоставление женщинам права избирать; гуманистический, рассматривал причину увольнения женщин в развития ее интеллекта, повышении грамотности; марксистскийсчитал, что положение женщины-работницы обусловленное классовыми причинами, поэтому борьба за ее увольнение совпадает с общей задачей увольнения пролетариата. В связи с этим отдельного женского вопроса не существует, оно будет решаться вместе с решением проблем пролетариата. Это направление наиболее распространенным было в Росси. Главный идеолог его - Александра Коллонтай (1872-1952).

Итак, за одно столетие феминизм распространился в этом мире, впервые подняв вопрос о правах женщины, равенстве полов, оказывал содействие формированию атмосферы морального осуждения патриархата. Успех суфражизма (в многих странах накануне Второй мировой войны женщины получили избирательное право), а также объективные факторы - война, послевоенное возрождение - привели к тому, что феминизм фактически не проявлял себя почти до 60-х годов XX ст. Толчком к его возрождению стала книга француженки Симони де Бовуар "Второй пол" (1949 г.), которая является полным историко-философским исследованием положения женщины от создания мира. Автор отстаивал тезис, что в женщинах заложенные такие же потенции, как и в мужчинах. Главное требование женского движения - признать равноправие женщины, которое не является второй статью.

Именно эта работа заявила о появлении неофеминизма, основными идеями которого есть:

- борьба не за получение равных прав (фактически во всем мире они являются одинаковыми), а за равные возможности;

- вызов патриархальной культуре с целью не только изменить положение женщин, а ревизовать все возможности социальной реальности, все сферы бытия;

- стремление к тому, чтобы в сбалансированной культуре женские социальные роли, духовные потенции приобрели ценности и значимости для общества.

Неофеминизм констатирует, что современная западная культура есть патриархальной, маскулинной, организованной не только по мужскому образцу, а и пронизанной предрассудками относительно женщин, которая обнаруживается во всех сферах: науке, семьи, власти, религии, искусстве, рекламе и т.п..

В 60-ые года XX ст. оформились направления неофеминизму:

1. Либеральный. Основные требования его - ликвидация дискриминации женщин, законов, которые ограничивают их права. Неравенство женщин есть следствием предубежденности и необразованности, что можно преодолеть развитием образования и специально сориентированными правительственными реформами. Одна из теоретиков этого направления Бетти Фриден в работе "Мистическое женское" акцентировала внимание на женщине, прежде всего как на личности, а уже потом как на жене и матери.

2. Радикальный. Исходит из того, что главным злом, которое порождает неравенство женщин, есть мужской шовинизм. Поэтому необходимо разрушить всеми созданными мужчинами, прежде всего государство. Теоретик этого направления Мэре Дейли призывала к "священной борьбе против мужчин". Среди главных требований: бесплатные ясли, доступность противозачаточных средств, право на аборты, ликвидация дискриминации лесбиянок, равные возможности относительно образования женщин, преодоление угрозы насилие. По мнению его представителей, угнетение женщин породил патриархат. Ведь женщин удручают именно мужчины, которые столетиями используют свой контроль над экономическими отношениями, идеями, культурой, правовыми нормами, узаконивая институты, которые защищают лишь их интересы. Власть мужчин над женщинами пронизывает как общественную, так и семейную, интимную сферы. Ее поддерживают социализация, образование, средства массовой информации, религия. Мужчины контролируют женщин средствами сексуальности и насилие. Выход из этого положения они усматривают в сепаратизме, который сможет принудить некоторых мужчин изменить свое поведение и просмотреть преданность патриархату.

3. Марксистский. Основная причина женского угнетения заключается в исключении женщины из гражданского сектора жизни, невозможностью трудовой занятости за пределами дома. Борьба за эмансипацию является составной частью борьбы пролетариата.

4. Социалистический. Женскую задавленность рассматривает как продукт капиталистического и патриархального общественного отношения, считая возможным их увольнения с завершением капиталистической фазы и преодолением мужского контроля. Его приверженцы утверждают, что дискриминация женщин выгодна капитализму. Недооценка женщин на работе, значительно низшая оплата труда, чем у мужчин, превращает их в резервную "армию дешевого труда".

Общим для всех направлений есть сосредоточение на проблеме угнетения женщин, а различием - подход к выяснению причин такого положения и видение путей его преодоление.

В Украине феминистские взгляды стали распространяться в ХXІ ст. В них доминировали либеральной та марксистская концепции. Спектр толкований общественных проблем женщин был максимально широким - от ортодоксально-клерикальных к радикально-социалистических. Организационно украинское женское движение оформилось в 1884 г. учреждением первого женского общества в Станиславе (ныне - Ивано-Франковск) и женского общества О. Доброграєвої (Киев). Со временем было создано "Клуб русинок", "Кружок украинских девушек", "Женская община", "Союз украинок" и др. Идеологами украинского женского движения считают Наталью Кобринскую, Софью Русову, Христю Алчевську, Ольгу Кобилянську.

Заметно активизировалось украинское женское движение в начале XX ст.: большими тиражами выходили женские газеты и журналы, активно развивались женские организации. Вместе с тем точилась острая дискуссия между приверженцами либеральных и марксистских взглядов. Тезиса либералов об эмансипации, моральное перевоспитание общества марксисты квалифицировали как проявление "буржуазного феминизма", предлагая заменить понятие "эмансипация" на "женский вопрос", "женская личность", "женские массы".

Советская власть формально предоставила женщине всю полноту юридических прав, запретив вместе с тем деятельность независимых женских организаций. Вместе с тем при органах власти были созданы женотделы, задача которых состояло в том, чтобы выковать из женских трудовых ресурсов армию работниц и крестьянок, а это имело своим следствием исчезновения личности, нивелирование социокультурных отличий между мужчиной и женщиной.

Кроме того, вопреки большому количеству женских организаций, развитой феминистской традиции в украинской культуре не существовало. В обществе доминировали интересы нации. Проблема женских прав была вторичной относительно вопроса независимого Украинского государства. Символизм женского движения во многом был детерминирован традицией украинского национализма, который трактовал образ украинской женщины с применением страдальческих мотивов. Со временем женский образ трансформировался в материнский и национальный: женщина - мать - Родина - нация.

Современное украинское женское движение есть чувствительно консервативным, организационно разрозненной. Этой проблемы не исчерпывает деятельность влиятельных общественных организаций ("Тендерное бюро ПРООН", Центры "Женщина для женщины", "Женский консорциум ННД-СГЛА" и др.), бизнесов-центров для женщин, организаций из предоставления помощи женщинам, которые находятся в сложном моральном и материальном положении, центров переквалификации женщин, развитие феминистских журналов ("Бюллетень Гендерного бюро", "Диалог различий", "Глазами женщины", "Новый образ"). Если первая волна женского движения в Украине (1989 - середина 90-х лет XX ст.) была связана с политикой украинского национализма, то вторая волна (из середины 90-х лет) все больше начинает объединять цели женского движения с феминистскими задачами развития женского самоопределения, индивидуальности, женской реализации в современном мире. Она больше сориентированная на идеалы независимого движения, которое развивается в форме неправительственных, негосударственных женских общественных объединений. Вместе с тем неосведомленность в феминистской проблематике, отсутствие развитых традиций демократических социальных движений в Украине усложняют развитие украинского женского движения. К тому, украинки не совсем готовые к восприятию идей феминизма. В обществе много патриархальных стереотипов как среди мужнин, так и среди женщин.

Положение женщины в Украине отражает процессы во всех постсоциалистических странах. Интегрируясь в мировое сообщество, Украина ратифицировала международные акты, направленные на ликвидацию всех форм дискриминации женщин (Конвенцию ООН "О ликвидации всех форм дискриминации женщин"). Но реально на положение женщин это не повлияло. Например, в современном украинском парламенте они составляют меньшее 10%; бизнес и предпринимательство остаются мужскими сферами; традиционно низкие шансы женщин на рынке работы; они часто страдают от насилия и сексуального преследования и т.п.. Эти проблемы были системно проанализированы на Всеукраинской конференции "Стратегия четвертой Всемирной конференции по вопросам положения женщин и программа действий в Украине", которая состоялась в 1996 г. в Киеве и подчеркнула необходимость ликвидации неравенства между мужчинами и женщинами в сфере власти, выступила за принятие соответствующих государственных решений. Современная тендерная политика развивается за такими направлениями:

- равноправие в занятости и обучении;

- сервисный контроль за детьми;

- контроль за рождаемостью, методами контрацепции и искусственного прерывания беременности;

- юридическая и финансовая независимость женщин;

- противодействие сексуальному угнетению и мужскому насилию.

Ключевые ее положения отображают основные требования международного женского движения и постепенно приобретают признаки государственного нормативного регулирования в развитых странах. Женский фактор есть значительным в современной картине мира, требует переосмысление основ цивилизации. На передний план выступают принципиально новые проблемы определения места женщины в современном мире, без решения которых невозможный дальнейший прогресс человечества.