Марксистская и неомарксистская концепции.

Структурный функционализм.

Социобиологическая парадигма.

По мнению ее представителей (Э. Вилсон, Д. Бараш), биолого-анатомические отличия предопределяют противоположные социальные статусы и роли мужчин и женщин, которые обнаруживаются в соответствующих формах поведения. Например, женщина всегда уверена, что родившийся ребенок - часть ее самой, она склонна к его выхаживанию, к созданию домашнего уюта. Ради благополучия своих детей женщины стремятся к отношениям с мужчинами, которые принадлежат к более высоким социальным слоям. Генетический код мужчин решительно влияет на их агрессивность и настойчивость: чтобы пользоваться успехом у женщин, они вынуждены соревноваться не только физически, но и в сферах экономики и политики. Социобиологи предполагают, что и мужчины, и женщины могут избрать другие варианты поведения, но в таком случае это будет противоречить их генетическим кодам, которые отрицательно скажутся на них и их детях.

Оппоненты социобиологических концепций, не исключая значимости полового фактора, считают, что статусы и роли мужчин и женщин детерминированы, прежде всего, социальными и культурными отличиями.

Основывается на том, что очерчивание гендерних статусов на основе половозрастной диференциации происходило одновременно с формированием человеческой цивилизации. Так, издавна женщины опекались детьми, а, мужчины приобретали продовольствие. С развитием цивилизованных институтов для реализации этих статусов не обязательной была физическая сила, но сами статусы и роли, заметно изменившись, доказали свою функциональную необходимость для общества. Например, Т. Парсонс главные функции статусов и ролей усматривает в социализации молодого поколения и стабилизации жизни взрослых. Роль женщины, по его мнению, является экспрессивной, связанной с созданием теплоты, уюта, эмоциональной поддержки. Мужчина выполняет инструментальную роль, которая обеспечивает материальное благосостояние. Распределение половых ролей, которые вместе с тем поддерживают друг друга, обеспечивает эффективное функционирование семьи как социальной системы. Это распределение, считают функционалисты, является естественным, удовлетворяет мужчин и женщин, семью, общество.

Представители ее считают, что отношения между мужчинами и женщинами имеют исторический характер, то есть не всегда были одинаковыми. На заре цивилизации существовало разделение труда по половым признакам: мужчины были добытчиками пищи, а женщины хранительницы домашнего очага. Тогда мужчины еще не доминировали в обществе. Полигамные отношения не давали мужчинам уверенности, кто их дети. Поэтому собственность (имущество) передавались детям по материнской линии. По мнению Ф. Энгельса, положение изменилось с возникновением частной собственности, которой владели и распоряжались мужчины. Для уверенности, что эта собственность перейдет именно к их детям, мужчины запретили полигамию и закрепили моногамные отношения, а одновременно и свое доминирование над женщинами. Развитие капиталистических отношений создало предпосылки для новых, совершенных форм межполовых отношений, которые связанны, прежде всего, с преодолением экономического доминирования мужчин в семьи. Марксисты утверждали, что с ликвидацией частной собственности будет ликвидировано не только половое неравенство, но и гендерные роли вообще. Попытки в советские времена реализовать идею равенства женщин и мужчин имели гипертрофированный характер и привели к возражению их гендерных ролей.

В соответствии с неомарксистськими теориями неравенство между мужчинами и женщинами состоит в природе капитализма, которая запрещает свободу полового выбора. Давая женщинам меньше возможности заработать, чем мужчинам, общество поддерживает господство мужчин. Из-за низких доходов женщина вынуждена выходить замуж, надеясь получить от жизни больше благ. Соответствующим является ее поиск брачного партнера, способного обеспечить ее благополучие. Замужние женщины работают на мужчин, возлагая на себя домашние хлопоты, имея в качестве вознаграждения продовольствие, одежду, крышу над головой. Неомарксисты (американский социолог Хартманн) сравнивают замужних женщин с рабами времен Гражданской войны в США. Домашние обязанности ставят женщин в неблагоприятные условия на рынке труда. Несмотря на использование бытовых приборов, домашняя работа требует много времени. Поэтому женщины не стремятся работать полный день, работать в выходные дни.

Социологи утверждают, что покорение женщин обеспечивает гибкость рынка при капитализме. Выделяя первичный и вторичный его секторы, к первому относят высокооплачиваемые и стабильные должности, ко второму - низкооплачиваемые должности, где в большинстве работают женщины. Такой подход к использованию женского труда обусловлен тем, что женщины:

- менее надежные работники, чем мужчины, поскольку могут освободиться по семейным обстоятельствам, не выходить на работу в связи с болезнями детей;

- меньшее дорожат работой, чем мужчины, могут оставить ее, став домохозяйками или в связи с беременностью;

- у них слабее развиты организаторские способности.

Среди представителей неомарксизма распространенны мнения, что не только капитализм способствует доминированию мужчин над женщинами, а и мужчины виновны в этом, поскольку они бесплатно присваивают результаты женской работы.