Политические учения Нового времени: западная традиция

(ХVII-конецХ1Х вв.)

Политические учения Нового времени оставили значительный след в истории общественной мысли. Это была эпоха утверждения политического и правового господства буржуазии, что нашло отражение в формировании и развитии соответствующих политических идей и концепций. Видными представителями этого периода являлись: в Англии - Т.Гоббс (1588-1679 гг.), Дж. Локк (1632-1704 гг.), Э. Бёрк (1729-1797 гг.), И. Бентам (1748-


1832 гг.), в Америке - Дж. Мэдисон (1751-1836 гг.), Т. Джефферсон (1743-1826 гг.), Ф. Бенджамин, во Франции - Ш. Монтескье (1689-1755 гг.), Ф. Вольтер (1712-1778 гг., Ж.Ж. Руссо (1712-1778 гг.) и другие.

Их политические концепции носят ярко выраженный секулярный, светский, гражданский характер. Основная идея эпохи Возрождения со­стояла в том, что в центр Вселенной должен быть поставлен человек, именно с этого момента он становится отправной точкой политической мысли уже раннего этапа Нового времени. Основное внимание сосредото­чено было на таких вопросах, как происхождение, природа, основы госу­дарства. Государство призвано дать людям защиту и безопасность, а не мудрость, спасение или счастье.

В основу политических концепций этого периода положены доктри­ны «общественного договора» и «естественного права», которые позволи­ли развести такие понятия, как «государство» и «общество», что привело к обоснованию идей о гражданском обществе и правовом государстве, неот­чуждаемых правах и свободах граждан, народному суверенитету (источник власти - народ). Всестороннее обоснование получают идеи о разделении власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную; о не­обходимости создания механизма сдержек и противовесов; о политиче­ском равенстве, свободе и целый ряд других, которые в конце XVIII - на­чале XIX вв. легли в основу государственного устройства и общественно-политической жизни европейских государств, а также США.

Новая концепция политики отличалась своим «индивидуализмом», где человек рассматривался как создатель общества, а индивидуальный эгоизм считался естественной и желательной характеристикой человека, внимание которого концентрируется прежде всего на материальном дос­татке и материальной заинтересованности в противовес прежним идеям и идеалам. Именно в это время начинают складываться такие идейно-политические течения, как консерватизм (Бёрк) и либерализм (Локк), а также развивается утопический социализм (Мелье, Мабли, Морелли, Сен-Симон, Фурье, Оуэн).

Вершиной развития общественно-политической мысли Нового вре­мени явились немецкая классическая философия и политическая наука первой половины XIX в., представителями которых были И. Кант (1724-1804 гг.), И. Фихте (1762-1814 гг.), Ф. Шеллинг (1775-1854 гг.), Г. Гегель (1770-1831 гг.) и Л. Фейербах (1804-1872 гг.), в воззрениях которых анти­феодальные настроения немецкой буржуазии сочетались с признанием не­обходимости коренных социально-экономических преобразований, но не революционными методами, а посредством реформ. Причем у И.Фихте и Г.Гегеля весьма заметны идеи национализма и шовинизма в отношении к негерманским народам, идеи об избранности немецкого народа. Так,


Г.Гегель объявлял народы Востока неспособными к историческому и куль­турному развитию, а во главе всех народов Запада признавалась Германия. Им даже идеализировались захватнические войны, а сама война виделась как естественное и благодетельное явление человеческой истории, ибо в ходе войны «сохраняется нравственное здоровье народов... война предо­храняет народы от гниения». Впоследствии эти идеи будут использованы реакционными политиками, утверждавшими превосходство арийской ра­сы.

С середины XIX в. берут начало такие направления в развитии поли­тической мысли, как анархизм и марксизм. Основная идея анархизма, как известно, заключается в том, что общество может быть организовано без принудительной власти государства, а поэтому отрицается полезность го­сударств, ибо любая власть рассматривается как принуждение, посягатель­ство на индивидуальные права и свободу личности. Всякое государство, утверждал М.Бакунин, стремление к собственной выгоде. Общество долж­но быть основано на союзе свободных ассоциаций, свободных и равно­правных индивидуумов. В анархизме сильны идеи равенства, справедли­вости и самоуправления. Главными представителями этого течения явля­ются М. Штирнер (1806-1865 гг.), П. Лрудон (1809-1865 гг.), М. Бакунин (1814-1876 гг.), а также Ж. Малатеста, А. Реклю, П. Кропоткин.

Марксизм - радикально-революционное течение в политической мысли Запада, социально-политическая доктрина, нацеленная на револю­ционное преобразование буржуазного общества и постепенный переход из «царства необходимости» в «царство свободы». В качестве первоочеред­ного вопроса в области политики - вопрос о завоевании и удержании вла­сти, установлении диктатуры пролетариата в интересах всех трудящихся. Главное зло общества - частная собственность и эксплуатация, которые подлежат устранению.

С конца XIX - начала XX вв. в лоне марксизма обозначилось два об­щественно-политических течения: ортодоксальный марксизм, который в концентрированном виде представлен ленинизмом и социал-демократизмом (К. Каутский, Э. Бернштейн), ориентирующийся не на ре­волюционный, а на эволюционный путь развития общества путем реформ.

Политическая доктрина марксизма оказалась несостоятельной, одна­ко, что касается подхода к анализу природы капитализма, экономического и политического неравенства в международном масштабе и в рамках на­ционального государства, то она продолжает оставаться наиболее значи­тельным современным социальным учением.