Политические учения Нового времени: западная традиция
(ХVII-конецХ1Х вв.)
Политические учения Нового времени оставили значительный след в истории общественной мысли. Это была эпоха утверждения политического и правового господства буржуазии, что нашло отражение в формировании и развитии соответствующих политических идей и концепций. Видными представителями этого периода являлись: в Англии - Т.Гоббс (1588-1679 гг.), Дж. Локк (1632-1704 гг.), Э. Бёрк (1729-1797 гг.), И. Бентам (1748-
1832 гг.), в Америке - Дж. Мэдисон (1751-1836 гг.), Т. Джефферсон (1743-1826 гг.), Ф. Бенджамин, во Франции - Ш. Монтескье (1689-1755 гг.), Ф. Вольтер (1712-1778 гг., Ж.Ж. Руссо (1712-1778 гг.) и другие.
Их политические концепции носят ярко выраженный секулярный, светский, гражданский характер. Основная идея эпохи Возрождения состояла в том, что в центр Вселенной должен быть поставлен человек, именно с этого момента он становится отправной точкой политической мысли уже раннего этапа Нового времени. Основное внимание сосредоточено было на таких вопросах, как происхождение, природа, основы государства. Государство призвано дать людям защиту и безопасность, а не мудрость, спасение или счастье.
В основу политических концепций этого периода положены доктрины «общественного договора» и «естественного права», которые позволили развести такие понятия, как «государство» и «общество», что привело к обоснованию идей о гражданском обществе и правовом государстве, неотчуждаемых правах и свободах граждан, народному суверенитету (источник власти - народ). Всестороннее обоснование получают идеи о разделении власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную; о необходимости создания механизма сдержек и противовесов; о политическом равенстве, свободе и целый ряд других, которые в конце XVIII - начале XIX вв. легли в основу государственного устройства и общественно-политической жизни европейских государств, а также США.
Новая концепция политики отличалась своим «индивидуализмом», где человек рассматривался как создатель общества, а индивидуальный эгоизм считался естественной и желательной характеристикой человека, внимание которого концентрируется прежде всего на материальном достатке и материальной заинтересованности в противовес прежним идеям и идеалам. Именно в это время начинают складываться такие идейно-политические течения, как консерватизм (Бёрк) и либерализм (Локк), а также развивается утопический социализм (Мелье, Мабли, Морелли, Сен-Симон, Фурье, Оуэн).
Вершиной развития общественно-политической мысли Нового времени явились немецкая классическая философия и политическая наука первой половины XIX в., представителями которых были И. Кант (1724-1804 гг.), И. Фихте (1762-1814 гг.), Ф. Шеллинг (1775-1854 гг.), Г. Гегель (1770-1831 гг.) и Л. Фейербах (1804-1872 гг.), в воззрениях которых антифеодальные настроения немецкой буржуазии сочетались с признанием необходимости коренных социально-экономических преобразований, но не революционными методами, а посредством реформ. Причем у И.Фихте и Г.Гегеля весьма заметны идеи национализма и шовинизма в отношении к негерманским народам, идеи об избранности немецкого народа. Так,
Г.Гегель объявлял народы Востока неспособными к историческому и культурному развитию, а во главе всех народов Запада признавалась Германия. Им даже идеализировались захватнические войны, а сама война виделась как естественное и благодетельное явление человеческой истории, ибо в ходе войны «сохраняется нравственное здоровье народов... война предохраняет народы от гниения». Впоследствии эти идеи будут использованы реакционными политиками, утверждавшими превосходство арийской расы.
С середины XIX в. берут начало такие направления в развитии политической мысли, как анархизм и марксизм. Основная идея анархизма, как известно, заключается в том, что общество может быть организовано без принудительной власти государства, а поэтому отрицается полезность государств, ибо любая власть рассматривается как принуждение, посягательство на индивидуальные права и свободу личности. Всякое государство, утверждал М.Бакунин, стремление к собственной выгоде. Общество должно быть основано на союзе свободных ассоциаций, свободных и равноправных индивидуумов. В анархизме сильны идеи равенства, справедливости и самоуправления. Главными представителями этого течения являются М. Штирнер (1806-1865 гг.), П. Лрудон (1809-1865 гг.), М. Бакунин (1814-1876 гг.), а также Ж. Малатеста, А. Реклю, П. Кропоткин.
Марксизм - радикально-революционное течение в политической мысли Запада, социально-политическая доктрина, нацеленная на революционное преобразование буржуазного общества и постепенный переход из «царства необходимости» в «царство свободы». В качестве первоочередного вопроса в области политики - вопрос о завоевании и удержании власти, установлении диктатуры пролетариата в интересах всех трудящихся. Главное зло общества - частная собственность и эксплуатация, которые подлежат устранению.
С конца XIX - начала XX вв. в лоне марксизма обозначилось два общественно-политических течения: ортодоксальный марксизм, который в концентрированном виде представлен ленинизмом и социал-демократизмом (К. Каутский, Э. Бернштейн), ориентирующийся не на революционный, а на эволюционный путь развития общества путем реформ.
Политическая доктрина марксизма оказалась несостоятельной, однако, что касается подхода к анализу природы капитализма, экономического и политического неравенства в международном масштабе и в рамках национального государства, то она продолжает оставаться наиболее значительным современным социальным учением.